Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России; Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии: |
Белов Д.Ю., начальник отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы; |
Члены Комиссии: |
Суясов А.И., специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы Руденко Л.Э., государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы; |
|
|
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии представителей ФКУ ОК УФСИН России по Костромской области Лебедевой М.Э., Меньшиковой Т.А, Самсонова А.В., в отсутствии представителя ООО "Перспектива", уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия ФКУ ОК УФСИН России по Костромской области (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме (Извещение N0841100001817000001) на право заключения государственного контракта на выполнение работ по Капитальному ремонту в административном здании "Модуль" ФКУ ОК УФСИН России по Костромской области (2-й этап) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным материалам 29.08.2017 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет" размещено извещение и аукционная документация на право заключения государственного контракта на выполнение работ по Капитальному ремонту в административном здании "Модуль" ФКУ ОК УФСИН России по Костромской области (2-й этап) (извещение N 0841100001817000001)
Заявитель в своей жалобе указывает следующее:
"1) Заказчик не указал в Извещении о проведении Аукциона информацию о членстве участников закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и тем самым ввел в заблуждение Участников закупки, а также нарушил п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе
2) В Аукционной документации отсутствует Проект работ. Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса РФ и Положением о составе разделов проектно-сметной документации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию". Согласно указанным нормам проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, а также смету, определяющую цену работ. Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Таким образом, документация о закупке должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.
3) В соответствии с положениями Закона о контрактной системе, Заказчик обязан приложить к Документации о закупке Проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в Извещение, Документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения Заказчиком положений Проекта контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в Контракт включается обязательное условие об ответственности Заказчика и Поставщика (Подрядчика, Исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения Сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, они уплачивают неустойку (штраф, пеню). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Сторонами обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил устанавливают различные размеры штрафа в зависимости от цены Контракта. Учитывая, что Контракт заключается по цене, предлагаемой Участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, Заказчикам должны устанавливать в Проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену Контракта. В случае, когда величина штрафа не определена, условие о неустойке за ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту признается несогласованным.
Однако в Проекте контракта Заказчика данное условие, предписанное Правилами, не выполняется, указаны размеры штрафов для определенного порогового значения цены контракта (при этом цена контракта Заказчику не может быть известна до момента заключения контракта)".
Заказчик с доводами Заявителя не согласен и считает их необоснованными в полном объеме. На рассмотрение жалобы Заказчиком представлены возражения, а именно:
"1. В извещении о проведении электронного аукциона для закупки N0841100001817000001 от 29.08.2017 в разделах "Требования к участникам" и "Дополнительная информация" указано: Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) установлены, п.4 документации об электронном аукционе.
А уже в п. 4 документации об электронном аукционе содержится подробная информация:
Требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона
Требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
1.1 Участник закупки (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (статья 52 Градостроительного кодекса РФ), должен быть зарегистрирован в том же субъекте РФ в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация (часть 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ), за исключением: 1) иностранных юридических лиц; 2) случая, если на территории субъекта РФ, в котором зарегистрированы индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, отсутствует зарегистрированная саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство, и соответствующая требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 55.4 Градостроительного Кодекса РФ. В этом случае индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право обратиться с заявлением о приеме в члены саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, и зарегистрированной на территории любого из субъектов РФ, имеющих общую границу с этим субъектом РФ.
1.2 Совокупный размер обязательств по договорам строительного подряда, заключённым с использованием конкурентных способов заключения договоров, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств (часть 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ).
1.3 Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в случаях, установленных в п. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
1. В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства строящимся и реконструируемым.
В соответствии с частью 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства (заказчик самостоятельно определяет объем проектной документации).
В соответствии с письмом Минрегионразвития РФ от 10.09.2011 N 11679- ИП/08 подготовка проектной документации осуществляется в случаях проведения капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
При осуществлении капитального ремонта административного здания "Модуль" ФКУ ОК УФСИН России по Костромской области планируется выполнение:
- отделочных работ - штукатурка стен и оконных откосов, шпатлевка стен и потолка, окраска стен, потолка и пола, облицовка стен керамической плиткой, устройство подвесного потолка "Армстронг" и облицовка потолка пластиковыми панелями, устройство покрытия полов из фанеры и керамической плитки, устройство плинтусов;
- установки сантехнического оборудования (унитазы, раковины, душевые поддоны);
- установки металлических дверей;
- установки радиаторов отопления;
- установки светильников;
- частичный ремонт кровли (замена покрытия из стеклогидроизола).
Данные виды работ, предусмотренные сметной документацией, не затрагивают конструктивные характеристики здания и не влияют на безопасность объекта капитального строительства.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию'' необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование. Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства.
Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" и пункта 11 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ является разделом проектной документации. Сметная документация отображает наименование работ, количество работ, стоимость работ и требования к используемым строительным материалам.
Кроме того, в п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), не установлена обязанность заказчика размещать проектно-сметную документацию в составе аукционной.
3. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В целях реализации требований статьи 34 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства от 25.11.2013 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
В силу пункта 2 Правил, размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими Правилами.
Подпунктом б) пункта 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Подпунктом б) пункта 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке - 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
Ответственность сторон и порядок рассмотрения споров предусмотрены пунктом 6 Проекта контракта.
Пунктом 6.4 Проекта контракта для заказчика установлено, что в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты штрафа:
в размере 2% цены Контракта, что составляет ( ) руб. коп.
Согласно пункту 6.7 Проекта контракта в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных
Контрактом (в том числе в случае невыполнения работ к моменту окончания срока действия контракта, выявления несоответствия качества работ условиям
Контракта), Государственный заказчик направляет Подрядчику требование об уплате штрафа:
в размере 5% цены Контракта, что составляет ( ) руб. коп.
Начальная (максимальная) цена контракта объявленной закупки составляет 7 218 213 руб., что входит в диапазон от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Таким образом, размеры и фиксированные суммы штрафных санкций,установленные в проекте контракта, сформированы заказчиком в соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и согласно пунктам 4 и 5 Правил,указание иных размеров штрафов, установленных Правилами нецелесообразно, в связи с тем, что начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 7 218 213 руб., что достаточно для порогового значения от 3 млн. рублей до 50 млн.
рублей.
С другой стороны закон не содержит обязанность заказчика устанавливать все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта."
Выслушав доводы сторон, изучив представленные документы, и проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Довод жалобы ООО "Перспектива" под N1 Комиссией Костромского УФАС России признаются необоснованными, так как, исходя из объяснений заказчика и осмотра предложенной аукционной документацией, требование о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства для участников закупки расположено в тексте электронной документации, о чем дана ссылка в извещении аукциона в электронной форме N 0841100001817000001.
В соответствии с доводом жалобы N 2, состав технической документации определяется Градостроительным кодексом Российской Федерации и предусматривает наличие проектной и сметной частей в ее составе для проведения капитальных ремонтных работ. Пояснения заказчика о составе закупаемых работ, позволили сделать вывод о том, что состав ремонтных работ в соответствии с технической документацией, не носит капитальный характер, не нуждается в проектном оформлении, и будет выполнен для обновления прежних коммуникаций и помещений объекта капитального строительства. Сметный расчет в составе технической документации является исчерпывающим для данного вида работ.
По доводу Заявителя о том, что в Проекте контракта Заказчика в нарушение законодательства Закона о контрактной системе указаны размеры штрафов для определенного порогового значения цены контракта Комиссия Костромского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4(1) настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно пункту 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 218 213 (семь миллионов двести восемнадцать тысяч двести тринадцать) рублей 22 копейки.
В соответствии с пунктом 6.4 приложения N1 к аукционной документации "Проект контракта" Заказчиком установлен размер штрафа за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств в размере 2% цены заключаемого контракта.
В соответствии с пунктом 6.7. приложения N3 к аукционной документации "Проект контракта" Заказчиком установлен размер штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом в размере 5% цены контракта.
Таким образом, в нарушение части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены размеры штрафов только в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 и подпунктом "б" пункта 5 Правил, но не установлены размеры штрафов в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 и подпунктом "а" пункта 5 Правил. Комиссия Костромского УФАС России считает довод Заявителя в этой части обоснованным.
По причине отсутствия в жалобе сведений о том, что данные действия (бездействие) Заказчика каким-либо образом нарушают права и законные интересы ООО "Перспектива", Комиссия Костромского УФАС России считает, что оснований в выдаче обязательного для исполнения предписания не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" частично обоснованной.
2. Признать факт нарушения Заказчиком частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для выполнения предписание об исправлении выявленных нарушений не выдавать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии:
Члены Комиссии: |
|
Д.Ю. Белов
А.И. Суясов |
|
|
Л.Э. Руденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 19 сентября 2017 г. N 12-10-132/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2017