Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
при участии представителей:
- заказчика в лице Федерального государственного казенного учреждения "Поликлиника N 3 федеральной таможенной службы" -
- в отсутствии заявителя в лице ООО "Медтехника", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Медтехника" (620039, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Краснофлотцев, д. 55, кв. 4) о нарушении заказчиком в лице Федерального государственного казенного учреждения "Поликлиника N 3 федеральной таможенной службы" (620075, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Восточная, д. 68) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку микроконвексного внутриполостного датчика для УЗИ аппарата EPIQ 5 (извещение N 0862100004217000101) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Медтехника" (вх. N 01-16407 от 11.09.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Федерального государственного казенного учреждения "Поликлиника N 3 федеральной таможенной службы", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку микроконвексного внутриполостного датчика для УЗИ аппарата EPIQ 5 (извещение N 0862100004217000101) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Медтехника" указал, что положения аукционной документации в части описания объекта закупки, требований к участнику, положений проекта контракта (п. 2.4) нарушают требования Закона о контрактной системе. Просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
04.09.2017 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0862100004217000101 и документация об аукционе на поставку микроконвексного внутриполостного датчика для УЗИ аппарата EPIQ 5. Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 480 223 ,00 рублей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из совокупности указанных норм Закона о контрактной системе, предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
Раздел аукционной документации "Техническое задание" содержит сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товаров (материалов), а так же описание объекта закупки, а именно по поз. 9, 10:
9 |
Активация в демонстрационном режиме опции: Эластография на базе анализа деформации. Высокочувствительная визуализация на базе анализа деформации не требует внешней компрессии и позволяет оценивать относительную упругость тканей в ходе различных исследований. Эластография на базе анализа деформации для визуализации молочных желез (L12-5); эластография на базе анализа деформации для визуализации матки (C10-3v). |
10 |
Предоставления программного ключа исполнителем для активации в демонстрационном режиме сроком на 3(три) месяца программной опции для работы с поставляемым датчиком C10-3v Эластография на базе анализа деформации |
Как пояснил Заказчик, требование к товару по поз. 9 и 10 сформированы заказчиком исходя из его потребностей. Программное обеспечение, указанное в техническом задании аукциона, а именно: "Эластография на базе анализа деформации" - опция необходимая для проведения персоналом оценки относительной упругости ткани в ходе различных исследований, с использованием поставляемого датчика С10-3v. Описанные выше исследования могут проводиться только при наличии закупаемого микроконвексного внутриполостного датчика и обязательно наличия программного обеспечения к нему одновременно. Собственно датчик и программное обеспечение к нему в демонстрационной версии на срок 3 месяца, представляют собой единую товарную позицию, продающуюся в комплекте.
Позиция, изложенная в объяснения заказчика, подтверждается письмом от производителя датчика - компании ООО "ФИЛИПС" (исх. 637 от 23.01.2017 г.), в котором содержится указание на то, что заказчик имеет право активировать в демо режиме на безвозмездной основе на срок до 3-х месяцев клиническую опцию "Эластография на базе деформации", более того, согласно указанному письму, стоимость демонстрационной версии программы включается в стоимость комплекта поставки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, заявителем жалобы в лице ООО "Медтехника" документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности и достоверности представленных доказательств, которые бы позволяли сделать вывод о нарушении в действиях заказчика при формировании объекта закупки требованиям Закона о контрактной системе, представлено не было.
Так же Комиссией УФАС Свердловской области установлено, что на участие в электронном аукционе подало заявки 2 участника, предложившие к поставке товар, отвечающий потребностям заказчика, в том числе по поз. 9, 10, и ни один из участников не отклонен по причине несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе требованиям документации по указанным выше пунктам технического задания аукционной документации.
На основании изложенного, Комиссия УФАС Свердловской области приходит к выводу, что в действиях заказчика нарушение ст. 33, 64 Закона о контрактной системе не усматривается. Довод заявителя жалобы в данной части не состоятелен.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 названного Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований названного Федерального закона.
Согласно ст. 12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензированию подлежит в том числе: производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.06.2013 N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники:
а) монтаж и наладка медицинской техники;
б) контроль технического состояния медицинской техники;
в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
г) ремонт медицинской техники.
Кроме того, в соответствии с Методическими рекомендациями "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации от 27.10.2003 N 293-22/233 (далее - Методические рекомендации), техническое обслуживание медицинской техники - это комплекс регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании. При этом п. 5.2 методических рекомендаций установлены виды работ по техническому обслуживанию медицинской техники: ввод в эксплуатацию, контроль технического состояния, периодическое и текущее техническое обслуживание, текущий ремонт.
Ввод в эксплуатацию изделий медицинской техники охватывает комплекс работ по их распаковке, расконсервации, установке, монтажу, сборке, настройке и регулировке, сдаче-приемки в эксплуатацию (п.5.3.1. Методических рекомендаций).
В п. 25 информационной карты аукционной документации "Порядок подачи заявок участников закупки" заказчиком установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть приложены в составе второй части заявки на участие в аукционе, при этом заказчик не устанавливает требование о предоставлении в составе второй части заявки лицензии на осуществление деятельности по ремонту и техническому обслуживанию медицинской техники.
Вместе с тем, п. 1.2 "Технического задания" аукционной документации установлено следующее: Требования к гарантийному обслуживанию товара: работы по гарантийному ремонту осуществляются в срок не более 14 дней с момента получения поставщиком заявки от государственного заказчика.
Гарантийное обслуживание и технический сервис в период гарантийного срока осуществляются специалистами сервисной службы, имеющими сертификат производителя при наличии лицензии на техническое обслуживание медицинской техники или договора и лицензии на техническое обслуживание медицинской техники с третьими лицами.
В соответствии с положениями документации об аукционе объектом закупки является поставка микроконвексного внутриполостного датчика для УЗИ аппарата EPIQ 5, а так же осуществление монтажа и наладки товара.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также поставка товара, осуществление работ, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в аукционе копии такой лицензии ограничивает количество участников закупки, и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об аукционе излишнее требование к участникам закупки, к составу второй части заявки о наличии Лицензии, не противоречат требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Указанная редакция ч. 8 ст. 30 действует с 01.05.2017 г.
Согласно п. 18 информационной карты заказчика закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно п. 2.4. проекта контракта заказчика, оплата по настоящему контракту осуществляется Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика в размере 100 % от цены контракта после поставки и разгрузки товара на складе Заказчика за фактически поставленный товар, на основании акта сдачи-приёмки товара, товарной накладной, подписанными Заказчиком и Поставщиком и счёта-фактуры (счёта) предоставленного Поставщиком. Перечисление денежных средств осуществляется в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня получения указанных документов Заказчиком.
Таким образом, Заказчик нарушил ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе, установив сроки оплаты по контракту заказчиком не в соответствии с действующей на момент размещения извещения и документации об электронном аукционе редакции Закона о контрактной системе. Жалоба ООО "Медтехника" в указанной части обоснованна.
За утверждение аукционной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Медтехника" признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Федерального государственного казенного учреждения "Поликлиника N 3 федеральной таможенной службы" выявлено нарушение ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Федерального государственного казенного учреждения "Поликлиника N 3 федеральной таможенной службы" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за утверждение аукционной документации на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж с документами, удостоверяющими личность, и подтверждающими полномочия на утверждение документации N 0862100004217000101, объяснением по факту выявленного нарушения ___________ 2017 г. в ___-00.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 1451-З
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 15.09.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
на основании своего решения N1451-З от 15.09.2017 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Федерального государственного казенного учреждения "Поликлиника N 3 федеральной таможенной службы" в срок до 16.10.2017 года устранить нарушения Закона о контрактной системе, допущенные при проведении электронного аукциона N 0862100004217000101 путем направления в адрес победителя (единственного участника) электронного аукциона проекта государственного контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение п.1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Федерального государственного казенного учреждения "Поликлиника N 3 федеральной таможенной службы" в срок до 23.10.2017 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, а также по факсу: (343) 377-00-84.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 15 сентября 2017 г. N 1451-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2017