Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия)
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N17"
- заявителя жалобы в лице ООО "Бюро строительных услуг",
рассмотрев жалобу ООО "Бюро строительных услуг" (620142, г. Екатеринбург, ул. Белинского, 182-25) о нарушении заказчиком в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N17" (623780, Свердловская обл., Артемовский р-н, с. Шогринское, ул. 8 марта, д. 36/корпус А) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт спортивного зала МБОУ "СОШ N17" (извещение N 0362300289817000004), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Бюро строительных услуг" (вх. N 01-16560 от 14.09.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N17", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт спортивного зала МБОУ "СОШ N17" (извещение N 0362300289817000004) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Бюро строительных услуг" указал, что положения аукционной документации нарушают Закон о контрактной системе, а именно:
- требования к участникам закупки содержат нарушения Закона о контрактной системе;
- требования к содержанию заявки на участие в электронном аукционе содержат нарушения Закона о контрактной системе;
- описание объекта закупки содержит нарушения Закона о контрактной системе;
- сроки выполнения работ по контракту установлены с нарушением Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
06 сентября 2017 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362300289817000004 и документация об аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 663 590,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 11 информационной карты электронного аукциона установлены единые требования к участникам закупки, в том числе:
1. Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - условиями настоящей документации данное требование не установлено.
7. Обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Согласно п. 5 информационной карты электронного аукциона объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту спортивного зала МБОУ "СОШ N17".
Выполнение работ по капитальному ремонту спортивного зала не является результатом интеллектуальной деятельности, ввиду чего требование пп. 7 п. 11 информационной карты электронного аукциона является избыточным.
Таким образом, в нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик в аукционной документации устанавливает избыточное требование к участникам закупки.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе:
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Пунктом 21 информационной карты электронного аукциона установлены требования к составу второй части заявки, в том числе:
Вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и информацию:
2.2. документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 11 настоящей Информационной карты или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным подпунктами 2 - 9 пункта 11 настоящей Информационной карты;
2.3. копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено настоящей документацией. Представление указанных документов не требуется, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Подпункт 1 пункта 11 информационной карты электронного аукциона содержит информацию о том, что условиями настоящей документации требование о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, не установлено.
Подпункт 2.3. пункта 21 информационной карты электронного аукциона также требует предоставления копий документом только в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено настоящей документацией.
Таким образом, требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе установлены в соответствии с нормами Закона о контрактной системе. Нарушений Закона о контрактной системе в данных действиях заказчика комиссией не выявлено.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 21 информационной карты электронного аукциона установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией.
Вместе с тем, описание объекта закупки содержащееся в части II "Техническое задание" документации об аукционе не содержит указаний на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения используемого в работе товара. Заказчик в описании объекта закупки указывает неконкретные показатели с использованием слов "не менее", "не выше" и т.д.
Кроме того, согласно п. 15.3.5 инструкции по заполнению заявки участнику аукциона в первой части своей заявки на участие в аукционе в электронной форме на каждую единицу товара (товара, применяемого при выполнении работ), являющуюся отдельно производимым товаром, для которых установлены заказчиком требования к их характеристикам необходимо предоставить конкретное предложение (т.е. не допускающее двусмысленного толкования и сослагательного наклонения, в отсутствии слов "должен", "типа", "эквивалент", "аналог", "превышать", "как минимум", "не менее", "не более", "в полном соответствии", не допускается ставить знаки "+", "-", "<", ">" и т.п.). Несоблюдение указанных требований является основанием для принятия Единой комиссией решения о признании заявки участника не соответствующей требованиям, установленным настоящей документацией об аукционе.
Комиссией установлено, что положения аукционной документации содержат противоречия в части требований к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлено заказчиком с нарушением п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью II "Техническая часть" аукционной документации заказчиком установлены требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и качественным характеристикам товара, в том числе:
1. Дверные блоки:
-цвет и вид дверных полотен согласовать с Заказчиком.
В нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик не указывает конкретный цвет и вид дверных полотен, что не позволяет участнику закупки определить соответствие товара установленным заказчиком требованиям.
5. Оконные блоки:
Требования к слоям:
а) наружный водоизоляционный паропроницаемый слой - герметик для наружных работ с сопротивлением паропроницанию, при толщине слоя 5 мм, м ч , не более 0,21 Па/мг, с прочностью сцепления с ПВХ, МПа, не менее 0,1 Мпа, с прочностью сцепления с бетоном, не менее 1,00 Мпа, долговечность, не менее, 20 условных лет, модулем упругости при 50% деформации, не более 0,05 Мпа, цвет белый, жизнеспособность (время образования поверхностной пленки), не более 2,0 ч, текучесть на толщине слоя 2 мм, не более 1,0 мм, диапазон температур нанесения* от - 13° С до + 50°С, относительное удлинение в момент разрыва, не менее 250 % (на лопатках), условная прочность в момент разрыва не менее 0,15 Мпа, диапазон температур эксплуатации от - 60° С до + 80°С, плотность 1450 кг/м3 от плюс 70 °С до минус 30 °С.
Заказчик в описании объекта закупки использует символы "*", "/", вместе с тем, инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе не содержит пояснений о прочтении данных символов.
6. Внутренние сети водопровода, канализации, отопления, вентиляции.
а) Основные требование к выполнению работ:
- систему канализации выполнить из труб соответствующих ТУ2248-001-52384398-2003, прокладку труб выше уровня пола выполнить ПВХ трубы серого цвета, ниже отметки уровня пола - кирпичного цвета, трубы диаметром 50 мм укладываются с уклоном 0,03, диаметром 110 с уклоном - 0,02.
Заказчик в описании объекта закупки не указывает единицы измерения показателя, а именно, показатель трубы "диаметр - 110".
Таким образом, при составлении описания объекта закупки заказчик не использует показатели, требования, условные обозначения и терминологию, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, ввиду чего в действиях заказчика Комиссией выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Заказчик в описании объекта закупки устанавливает требование о соответствии закупаемых труб ТУ2248-001-52384398-2003.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что, формируя данные требования к характеристикам товара, заказчик определил свои потребности с учетом специфики своей деятельности и имеющейся потребности в установке труб соответствующих ТУ2248-001-52384398-2003.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Тем самым основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Кроме того, представители заказчика пояснили, что текст ТУ2248-001-52384398-2003 размещен в свободном доступе в сети Интернет, ввиду чего у любого производителя есть возможность изготовить трубы в соответствии с ТУ2248-001-52384398-2003.
Также Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что объектом закупки является выполнение работ с использованием товара, а не изготовление товара, в связи с чем, иметь в наличии такой товар может любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель такого товара.
Таким образом, нарушений в данных действиях заказчика Комиссией не выявлено.
Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию соответствующую информации указанной в извещении.
В соответствии с п. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться следующая информация, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее, в том числе, информацию о сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
В извещении о закупки заказчик указывает срок завершения работ: сентябрь 2017 - декабрь 2017.
Вместе с тем, в п. 5 информационной карты электронного аукциона указан срок завершения работ: с момента подписания контракта до 20.11.2017 г.
Таким образом, в нарушение ч. 1 ст. 64 заказчик в документации об электронном аукционе указывает не соответствующую извещению информацию о сроках завершения работ.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Бюро строительных услуг" признать обоснованной в части установления заказчиком требований к участникам закупки с нарушением норм Закона о контрактной системе, также в части установления заказчиком требований к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе с нарушением норм Закона о контрактной системе, также в части описания заказчиком объекта закупки с нарушением норм Закона о контрактной системе, также в части установления заказчиком сроков выполнения работ по контракту с нарушением норм Закона о контрактной системе.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N17" признать нарушения ч. 6 ст. 31, п. 3 ч. 3 ст. 66, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N17", его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ N 1458-З
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 18.09.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок на основании своего решения N 1458-З от 18.09.2017 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N17", его комиссии в срок до 08.10.2017 года устранить нарушения Закона о контрактной системе, допущенные при проведении электронного аукциона N 0362300289817000004, путем отмены составленных протоколов, внесения изменений документацию об электронном аукционе в части установленных решением N 1458-З от 18.09.2017 г. нарушений и продления срока для подачи заявок в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение п. 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в срок до 20.10.2017 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84 или на адрес электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18 сентября 2017 г. N 14649
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2017