Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), провели внеплановую проверку действий Управления образования администрации Кунашакского муниципального района (далее - Организатор совмесного аукциона), аукционной комиссии при проведении совместного аукциона на поставку угля марки ДПК (извещение N 0369300084717000022) (далее - Аукцион), в присутствии:
- представителя Организатора совместного аукциона Закировой Альбины Абдулганиевной, действующего на основании доверенности от 12.09.2017;
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) 04.09.2017 поступило обращение Организатора совместного аукциона о нарушении Закона о контрактной системе при проведении совместного аукциона на поставку угля марки ДПК (извещение N 0369300084717000022) (далее - закупка).
Согласно представленным документам Организатором совместного аукциона и Заказчиками объявлено о проведении электронного аукциона 11.08.2017.
Заказчиками выступили Муниципальное общеобразовательное учреждение "Ашировская основная общеобразовательная школа", Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Буринская средняя общеобразовательная школа", Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение " Новобуринская средняя общеобразовательная школа", Муниципальное образовательное учреждение "Маякская основная общеобразовательная школа".
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 3 021 304,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.08.2017 N 0369300084717000022-1 на участие в закупке подано 4 заявки, участнику с заявкой под номером 2 отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Представитель Организатора совместного аукциона пояснил, что при размещении протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе на площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" допущена техническая ошибка - в функционале сайта площадки указано, что отклонен участник под номером 3. В прикрепленном файле протокола информация о результатах рассмотрения заявок участников указана верно. Данная ошибка обнаружена 01.09.2017 после рассмотрения вторых частей заявок, в результате чего принято решение обратиться в Челябинское УФАС России.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
В силу части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе указанный в части 6 настоящей статьи протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.08.2017 N 0369300084717000022-1, аукционной комиссией отказано в допуске к участию в электронном аукционе участнику под номером 2 с формулировкой: "1 часть заявки не соответствует требованиям п.10.3.1 информационной карты АД и ч.3 ст.66 Федерального закона от 05.04.2013-ФЗ (Первая часть заявки участника должна содержать информацию (не указано место происхождение товара или наименование производителя предполагаемого для поставки товара)".
Участники закупки под номерами 1, 3, 4, 5 допущены до участия в закупке.
Вместе с тем, согласно информации, содержащейся в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ", участнику закупки с заявкой под номером 3 отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно пояснениям Заказчика, при размещении протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе на площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" допущена техническая ошибка - в функционале сайта данной площадки указано, что отклонен участник с заявкой под номером 3. Вместе с тем, в прикрепленном файле протокола рассмотрения первых частей заявок содержится достоверная информация о решении Аукционной комиссии.
Так, изучив материалы дела, протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.08.2017 N 0369300084717000022-1, информацию, размещенную в Единой информационной системе в сфере закупок и на площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ", Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Организатора совместного аукциона нарушения части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе, поскольку информация, размещенная на сайте электронной торговой площадки, противоречит решению аукционной комиссии, отраженному в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.08.2017 N 0369300084717000022-1.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе Организатором совместного аукциона в извещении о проведении электронного аукциона не конкретизированы единые требования к участникам, а также не установлен перечень документов, которые должны быть представлены участниками в подтверждение соответствия требованию, установленному в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В пункте 21 "Даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации" указано: "с 12.08.2017 по 25.08.2017".
Согласно представленным документам Организатором совместных торгов объявлено о проведении электронного аукциона 11.08.2017.
В соответствии с извещением о проведении совместного аукциона дата и время окончания подачи заявок 28.08.2017 09:00.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, предоставление участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе осуществляется с момента её размещения в Единой информационной системе в сфере закупок, в указанном случае это 11.08.2017. Вместе с тем, в документации о совместном аукционе установлена дата начала срока предоставления таких разъяснений "12.08.2017".
Так, исходя из положений части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе участник закупки вправе подать запрос на разъяснение положений документации об электронном аукционе до 25.08.2017.
Вместе с тем, исходя из части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, окончание срока предоставления таких разъяснений Заказчиком выпадает на нерабочий день (27.08.2017).
Таким образом, учитывая положение статьи 193 Гражданского Кодекса Российской Федерации, окончание срока предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе должно быть установлено на 28.08.2017.
Вместе с тем, в документации об электронном аукционе дата окончания срока предоставления разъяснений документации об электронном аукционе "25.08.2017".
Таким образом, Организатором совместного аукциона в нарушение пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе, не соответствующие требованиям Закона о контрактной системе, а также отсутствует порядок предоставления таких разъяснений.
Указанное нарушение не повлияло на права участников закупки, что подтверждается наличием 4 заявок на участие в электронном аукционе, отсутствием запросов на разъяснения положений документации об электронном аукционе. Экономия по итогам электронного аукциона составила 12,71%.
3. В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 6 Постановления Правительства от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее Постановление N 1063), пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки".
В нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе и пункта 6 Постановления N 1063 Организатором совместного аукциона в проекте контракта не установлена формула, по которой определяется размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом.
4. Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 13.1 проекта контракта установлено: "Настоящий Контракт действует с момента подписания его сторонами до "31" апреля 2018 г., а в части осуществления оплаты и гарантийных обязательств - до полного их исполнения".
Таким образом, указание двойного срока действия контракта приводит к невозможности представления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим на месяц срок действия контракта, поскольку невозможно установить, когда наступит событие, связанное с исполнением обязательств сторонами, и является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку ограничивает право участника закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта.
5. Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В силу части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе в контракт должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно пункту 8.12 проекта контракта Подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 % от цены контракта.
Вместе с тем, в нарушение части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе в проекте контракта не установлено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Организатора совместного аукциона нарушение части 6 статьи 30, части 5 статьи 31, части 7 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 11 части 1 статьи 64, части 7 статьи 67, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, пункта 6 Постановления 1063.
2. Выдать Организатору совместного аукциона, заказчикам, аукционной комиссии и электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии И. О. Кокшарова
Д.С.Урванцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 сентября 2017 г. N 234-СО-ВП/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2017