Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Юла" (далее - Заявитель) на действия МКУ Ейского городского поселения Ейского района "Центр городского хозяйства" при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт напорного канализационного коллектора диаметром 630 мм по ул. Нижнесадовой в г. Ейске" (извещение N 0318300177817000061) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе: по поз.5 Заказчик предъявляет нестандартные требования, которые нарушают положения ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация, заявки участников размещения заказа, письменные пояснения.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - МКУ Ейского городского поселения Ейского района "Центр городского хозяйства" проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт напорного канализационного коллектора диаметром 630 мм по ул. Нижнесадовой в г. Ейске" (извещение N 0318300177817000061).
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 119 029,68 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Документация электронного аукциона содержит Приложение N1 к "Описанию объекта закупки - техническому заданию", где Заказчиком установлены требования к функциональным параметрам товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика и(или) эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала).
Заказчиком установлены требования:
5 |
Труба водопроводная |
Труба водопроводная ПЭ 100 SDR 26, наружный диаметр 630 мм Труба должна соответствовать ГОСТ 18599-2001
Срок хранения, гарантийный срок эксплуатации: в соответствии с ГОСТ 18599-2001. Товар должен соответствовать единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям. Товар должен быть новым, не ранее 2017 года выпуска и ранее не использованным. Трубы должны иметь гладкие наружную и внутреннюю поверхности. Допускаются незначительные продольные полосы и волнистость, не выводящие толщину стенки трубы за пределы допускаемых отклонений. На наружной, внутренней и торцевой поверхностях труб не допускаются пузыри, трещины, раковины, посторонние включения, видимые без увеличительных приборов. Маркировка должна быть нанесена на поверхность трубы методом термотиснения, методом термотиснения с окрашиванием наносимого тиснения, методом цветной печати или другим способом, не ухудшающим качество трубы, с интервалом не более 1 м. Маркировка должна включать последовательно: наименование предприятия-изготовителя и/или товарный знак, условное обозначение трубы без слова "труба", месяц и год изготовления. В маркировку допускается включать другую информацию, например, номер партии. Пакеты, бухты, катушки снабжают ярлыком с нанесением транспортной маркировки с указанием юридического адреса и страны изготовителя. |
По поз.5 "Труба водопроводная" Заказчиком установлены требования: труба должна соответствовать ГОСТ 18599-2001 "Относительное удлинение при разрыве, %", "Изменение длины труб после прогрева, %", "Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 20гр С нач. напряж. 12,4 Мпа, контр.время, ч.", "Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 80гр С нач. напряж. 5,4 Мпа, контр.время, ч.", "Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 20гр С нач. напряж. 5,0 Мпа, контр.время, ч".
Согласно п.5.2 ГОСТ 18599-2001 "Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия" Трубы должны соответствовать характеристикам, указанным в таблице 5.
Наименование показателя |
Значение показателя для труб из полиэтилена |
Метод испытания |
|||
ПЭ 32 |
ПЭ 63 |
ПЭ 80 |
ПЭ 100 |
||
1 Внешний вид поверхности |
Трубы должны иметь гладкие наружную и внутреннюю поверхности. Допускаются незначительные продольные полосы и волнистость, не выводящие толщину стенки трубы за пределы допускаемых отклонений. На наружной, внутренней и торцевой поверхностях труб не допускаются пузыри, трещины, раковины, посторонние включения, видимые без увеличительных приборов. Цвет труб - черный, черный с синими продольными полосами в количестве не менее четырех равномерно расположенных по окружности трубы или синий, оттенки которого не регламентируются. Внешний вид поверхности труб и торцов должен соответствовать контрольному образцу по приложению Е |
По 8.2 |
|||
2 Относительное удлинение при разрыве, %, не менее |
250 |
250 |
350 |
350 |
По ГОСТ 11262 и 8.4 настоящего стандарта |
3 Изменение длины труб после прогрева, %, не более |
3 |
3 |
3 |
3 |
По ГОСТ 27078 и 8.5 настоящего стандарта |
4 Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 20 °С, ч, не менее |
При начальном напряжении в стенке трубы 6,5 МПа 100 |
При начальном напряжении в стенке трубы 8,0 МПа 100 |
При начальном напряжении в стенке трубы 9,0 МПа 100 |
При начальном напряжении в стенке трубы 12,4 МПа 100 |
По ГОСТ 24157 и 8.6 настоящего стандарта |
5 Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 80 °С при хрупком разрушении для ПЭ 63, ПЭ 80, ПЭ 100, ч, не менее |
При начальном напряжении в стенке трубы 2,0 МПа 165 |
При начальном напряжении в стенке трубы 3,5 МПа 165 |
При начальном напряжении в стенке трубы 4,5 МПа 165 |
При начальном напряжении в стенке трубы 5,4 МПа 165 |
По ГОСТ 24157 и 8.6 настоящего стандарта |
6 Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 80 °С, ч, не менее |
При начальном напряжении в стенке трубы 1,5 МПа 1000 |
При начальном напряжении в стенке трубы 3,2 МПа 1000 |
При начальном напряжении в стенке трубы 4,0 МПа 1000 |
При начальном напряжении в стенке трубы 5,0 МПа 1000 |
По ГОСТ 24157 и 8.6 настоящего стандарта |
Из указанного положения ГОСТ 18599-2001 следует, что показатели требуемые Заказчику определяются методом испытаний.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Установленные Заказчиком требования к товарам затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение значения которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров и проведения соответствующих испытаний.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Таким образом, Заказчик устанавливает требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, что является нарушением п.1) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юла" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ Ейского городского поселения Ейского района "Центр городского хозяйства" нарушение ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - МКУ Ейского городского поселения Ейского района "Центр городского хозяйства" было выдано предписание N824 по делу ЭА-2446/2017, повторное предписание не выдавать.
4. Повторно материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14 сентября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2017