Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Скорость" (далее - Заявитель) на действия МКУ Ейского городского поселения Ейского района "Центр городского хозяйства" при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт напорного канализационного коллектора диаметром 630 мм по ул. Нижнесадовой в г. Ейске" (извещение N 0318300177817000061) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе: по поз.4,5 Заказчик предъявляет нестандартные требования, которые нарушают положения ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация, заявки участников размещения заказа, письменные пояснения.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - МКУ Ейского городского поселения Ейского района "Центр городского хозяйства" проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт напорного канализационного коллектора диаметром 630 мм по ул. Нижнесадовой в г. Ейске" (извещение N 0318300177817000061).
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 119 029,68 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Документация электронного аукциона содержит Приложение N1 к "Описанию объекта закупки - техническому заданию", где Заказчиком установлены требования к функциональным параметрам товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика и(или) эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала).
Заказчиком установлены требования:
4 |
Втулка под фланец |
Должна быть из полиэтилена ПЭ 80. Стандартное размерное отношение SDR- 13,6. Рабочее давление: вода 1,0 МПа. Конструкция и размеры должны соответствовать указанным на рисунке и в таблице, в мм:
|
||||||||||||||||||
5 |
Труба водопроводная |
Труба водопроводная ПЭ 100 SDR 26, наружный диаметр 630 мм Труба должна соответствовать ГОСТ 18599-2001
Срок хранения, гарантийный срок эксплуатации: в соответствии с ГОСТ 18599-2001. Товар должен соответствовать единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям. Товар должен быть новым, не ранее 2017 года выпуска и ранее не использованным. Трубы должны иметь гладкие наружную и внутреннюю поверхности. Допускаются незначительные продольные полосы и волнистость, не выводящие толщину стенки трубы за пределы допускаемых отклонений. На наружной, внутренней и торцевой поверхностях труб не допускаются пузыри, трещины, раковины, посторонние включения, видимые без увеличительных приборов. Маркировка должна быть нанесена на поверхность трубы методом термотиснения, методом термотиснения с окрашиванием наносимого тиснения, методом цветной печати или другим способом, не ухудшающим качество трубы, с интервалом не более 1 м. Маркировка должна включать последовательно: наименование предприятия-изготовителя и/или товарный знак, условное обозначение трубы без слова "труба", месяц и год изготовления. В маркировку допускается включать другую информацию, например, номер партии. Пакеты, бухты, катушки снабжают ярлыком с нанесением транспортной маркировки с указанием юридического адреса и страны изготовителя. |
В поз.4 "Втулка под фланец" в таблице с размерами Заказчик установил, что размер D1 должен равняться 685 мм, а размер D2 - 640 мм, следовательно, D1 должен быть больше D2. Однако, на рисунке, размещенном в данной позиции D1 никак не может быть больше D2. Данным требованием Заказчик вводит участников в заблуждение.
По пооз.5 "Труба водопроводная" Заказчиком установлены требования: труба должна соответствовать ГОСТ 18599-2001 "Относительное удлинение при разрыве, %", "Изменение длины труб после прогрева, %", "Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 20гр С нач. напряж. 12,4 Мпа, контр.время, ч.", "Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 80гр С нач. напряж. 5,4 Мпа, контр.время, ч.", "Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 20гр С нач. напряж. 5,0 Мпа, контр.время, ч".
Согласно п.5.2 ГОСТ 18599-2001 "Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия" Трубы должны соответствовать характеристикам, указанным в таблице 5.
Наименование показателя |
Значение показателя для труб из полиэтилена |
Метод испытания |
|||
ПЭ 32 |
ПЭ 63 |
ПЭ 80 |
ПЭ 100 |
||
1 Внешний вид поверхности |
Трубы должны иметь гладкие наружную и внутреннюю поверхности. Допускаются незначительные продольные полосы и волнистость, не выводящие толщину стенки трубы за пределы допускаемых отклонений. На наружной, внутренней и торцевой поверхностях труб не допускаются пузыри, трещины, раковины, посторонние включения, видимые без увеличительных приборов. Цвет труб - черный, черный с синими продольными полосами в количестве не менее четырех равномерно расположенных по окружности трубы или синий, оттенки которого не регламентируются. Внешний вид поверхности труб и торцов должен соответствовать контрольному образцу по приложению Е |
По 8.2 |
|||
2 Относительное удлинение при разрыве, %, не менее |
250 |
250 |
350 |
350 |
По ГОСТ 11262 и 8.4 настоящего стандарта |
3 Изменение длины труб после прогрева, %, не более |
3 |
3 |
3 |
3 |
По ГОСТ 27078 и 8.5 настоящего стандарта |
4 Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 20 °С, ч, не менее |
При начальном напряжении в стенке трубы 6,5 МПа 100 |
При начальном напряжении в стенке трубы 8,0 МПа 100 |
При начальном напряжении в стенке трубы 9,0 МПа 100 |
При начальном напряжении в стенке трубы 12,4 МПа 100 |
По ГОСТ 24157 и 8.6 настоящего стандарта |
5 Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 80 °С при хрупком разрушении для ПЭ 63, ПЭ 80, ПЭ 100, ч, не менее |
При начальном напряжении в стенке трубы 2,0 МПа 165 |
При начальном напряжении в стенке трубы 3,5 МПа 165 |
При начальном напряжении в стенке трубы 4,5 МПа 165 |
При начальном напряжении в стенке трубы 5,4 МПа 165 |
По ГОСТ 24157 и 8.6 настоящего стандарта |
6 Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 80 °С, ч, не менее |
При начальном напряжении в стенке трубы 1,5 МПа 1000 |
При начальном напряжении в стенке трубы 3,2 МПа 1000 |
При начальном напряжении в стенке трубы 4,0 МПа 1000 |
При начальном напряжении в стенке трубы 5,0 МПа 1000 |
По ГОСТ 24157 и 8.6 настоящего стандарта |
Из указанного положения ГОСТ 18599-2001 следует, что показатели требуемые Заказчику определяются методом испытаний.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Установленные Заказчиком требования к товарам затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение значения которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров и проведения соответствующих испытаний.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Таким образом, Заказчик устанавливает требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, что является нарушением п.1) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Скорость" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ Ейского городского поселения Ейского района "Центр городского хозяйства" нарушение ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МКУ Ейского городского поселения Ейского района "Центр городского хозяйства" выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 824
по делу N ЭА-2446/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
14 сентября 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании своего решения от 14.09.2017 года по делу N ЭА-2446/2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Скорость" на действия МКУ Ейского городского поселения Ейского района "Центр городского хозяйства" при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт напорного канализационного коллектора диаметром 630 мм по ул. Нижнесадовой в г. Ейске" (извещение N 0318300177817000061) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - МКУ Ейского городского поселения Ейского района "Центр городского хозяйства" устранить нарушение .3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N ЭА-2446/2017 от 14.09.2017 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.
3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона N0318300177817000061. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.
4.Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7-и рабочих дней со дня его получения.
5. В срок до 06.10.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14 сентября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2017