Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Юла" (далее - Заявитель) на действия администрации Ахтырского городского поселения Абинского района при проведении электронного аукциона: "Ремонт ул. Победы от ул. Дзержинского (ПК0+00) до ж/д остановочного пункта "Лещенко" (ПК20+00) в пгт. Ахтырский Абинского района" (извещение N0318300469817000058) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заявитель указывает, что требования установленные Заказчиком по поз.1 "Битум", поз.2 "Асфальтобетонная смесь и асфальтобетон" противоречат ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрации Ахтырского городского поселения Абинского района проводился электронный аукцион: "Ремонт ул. Победы от ул. Дзержинского (ПК0+00) до ж/д остановочного пункта "Лещенко" (ПК20+00) в пгт. Ахтырский Абинского района" (извещение N0318300469817000058).
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 906 477,06 руб.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п.2) ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 10 "Описание объекта закупки", где Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки** (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие). Так, по поз.1 "Битум", поз.3 "Щебень" Заказчиком установлено:
Nп/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки** (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
|
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Значение показателя |
||
1 |
Битум |
Битум по ГОСТ 22245-90 для приготовления асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2013 |
|
Глубина проникания иглы при 25°С, мм*10 |
70 - 90 |
||
Минимальная глубина проникания иглы при 0°С, мм*10 |
не менее 20 |
||
Минимальная температура размягчения по кольцу и шару, °С |
не ниже 49 |
||
Растяжимость при 25°С, см, в пределах диапазона |
55-150 |
||
Растяжимость при 0°С, см, в пределах диапазона |
3,5 - 30 |
||
Максимальная температура хрупкости, °С |
не выше -15 |
||
Максимальное изменение температуры размягчения после прогрева, °С |
не более 5 |
||
Индекс пенетрации, в пределах диапазона |
( -1,0) - (1,0) |
||
Оценка сцепления с минеральной частью по ГОСТ 12801 |
выдерживает |
||
2 |
Асфальтобетонная смесь и асфальтобетон |
Мелкозернистая плотная горячая асфальтобетонная смесь и асфальтобетон тип Б марки II для слоев покрытий по ГОСТ 9128-2013 III дорожно-климатическая зона |
|
Температура смеси при отгрузке, °С в пределах диапазона |
145-155 |
||
Минимальная температура смеси при укладке, °С |
не менее 120 |
||
Содержание битума, % по массе в пределах диапазона |
6,0-6,5 |
||
Максимальное содержание в смеси песка природного, % по массе |
не более 20 |
||
Зерновой состав минеральной части для непрерывного зернового состава; размер зерен, мм, мельче, %: 20 |
90-100 |
||
Зерновой состав минеральной части для непрерывного зернового состава; размер зерен, мм, мельче, % в пределах диапазона: |
|
||
15 |
90-100 |
||
10 |
70-100 |
||
5 |
50-60 |
||
2,5 |
38-48 |
||
1,25 |
28-37 |
||
0,63 |
20-28 |
||
0,315 |
14-22 |
||
0,16 |
10- 16 |
||
0,071 |
6- 12 |
||
Испытание на сцепление битумов с поверхностью минеральной части |
выдерживает |
||
Остаточная пористость, %, в пределах диапазона |
2,5 - 5 |
||
Пористость минеральной части, %, в пределах диапазона |
14 - 19 |
||
Минимальный предел прочности при сжатии, при температуре 50°С, МПа |
не менее 1,0 |
||
Минимальный предел прочности при сжатии, при температуре 20°С, МПа |
не менее 2,2 |
||
Максимальный предел прочности при сжатии, при температуре 0°С, МПа |
не более 12 |
||
Водостойкость, в пределах диапазона |
0,85 - 1,05 |
||
Водостойкость при длительном водонасыщении, в пределах диапазона |
0,75 - 1,05 |
||
Сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения, в пределах диапазона |
0,81 - 1,0 |
||
Сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге при температуре 50°С, МПа, в пределах диапазона |
0,35 - 1,0 |
||
Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С и скорости деформирования 50 мм/мин, МПа, в пределах диапазона |
3,0 -6,5 |
||
Водонасыщение образцов из смесителя по объёму, %, в пределах диапазона |
1,5 - 4 |
||
Водонасыщение по объёму для образцов из переформованных вырубок и кернов, %, в пределах диапазона |
1 - 4 |
||
Максимальное водонасыщение по объёму для вырубок и кернов, % |
не более 4,5 |
Заявитель указывает, что по поз.1 "Битум" Заказчиком установлены требования в соответствии с ГОСТ 22245-90 для приготовления асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2013: "Глубина проникания иглы при 25°С, мм*10, в пределах диапазона", "Минимальная глубина проникания иглы при 0°С, мм*10
", "Минимальная температура размягчения по кольцу и шару, °С", "Растяжимость при 25°С, см, в пределах диапазона", "Растяжимость при 0°С, см, в пределах диапазона", "Максимальная температура хрупкости, °С", "Максимальное изменение температуры размягчения после прогрева, °С", "Индекс пенетрации, в пределах диапазона".
Согласно п.1.2.2. ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия (с Изменением N 1)" по физико-химическим показателям битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.1.
Наименование показателя |
Норма для битума марки |
Метод испытания |
||||||||
БНД 200/300 |
Б11Д 130/200 |
БНД 90/130 |
БНД 60/90 |
БНД 40/60 |
БН 200/300 |
БН 130/200 |
БН 90/130 |
БН 60/90 |
||
ОКП 02 5612 0115 |
ОКП 02 5612 0114 |
ОКП 02 5612 0113 |
ОКП 02 5612 0112 |
ОКП 02 5612 0111 |
ОКП 02 5612 0205 |
ОКП 02 5612 0204 |
ОКП 02 5612 0203 |
ОКП 02 5612 0202 |
||
1. Глубина проникания иглы, 0,1 мм: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По ГОСТ 11501 |
при 25 °С |
201-300 |
131-200 |
91-130 |
61-90 |
40-60 |
201-300 |
131-200 |
91-130 |
60-90 |
|
при 0 °С, не менее |
45 |
35 |
28 |
20 |
13 |
24 |
18 |
15 |
10 |
|
2. Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже |
35 |
40 |
43 |
47 |
51 |
33 |
38 |
41 |
45 |
По ГОСТ 11506 |
3. Растяжимость, см, не менее |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По ГОСТ 11505 |
при 25 °С |
- |
70 |
65 |
55 |
45 |
- |
80 |
80 |
70 |
|
при 0 °С |
20 |
6,0 |
4,0 |
3,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
4. Температура хрупкости, °С, не выше |
-20 |
-18 |
-17 |
-15 |
-12 |
-14 |
-12 |
-10 |
-6 |
По ГОСТ 11507 с дополнением по п. 3.2 |
5. Температура вспышки, °С, не ниже |
220 |
220 |
230 |
230 |
230 |
220 |
230 |
240 |
240 |
По ГОСТ 4333 |
6. Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более |
7 |
6 |
5 |
5 |
5 |
8 |
7 |
6 |
6 |
По ГОСТ 18180 По ГОСТ 11506 с дополнением по п. 3.3 |
Таким образом, Заказчик требует указать параметры по поз.1 "Битум" используемых материалов при выполнении работ, которые можно получить только методом проведения испытаний.
По поз.2 "Асфальтобетонная смесь и асфальтобетон" "мелкозернистая плотная горячая асфальтобетонная смесь и асфальтобетон тип Б марки II для слоев покрытий по ГОСТ 9128-2013 III дорожно-климатическая зона" Заказчиком установлены требования: "Минимальная температура смеси при укладке, °С", "Температура смеси при отгрузке, °С в пределах диапазона".
Согласно ГОСТа 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия":
"п.6.5 Для проведения соответствия качества смесей требованиям настоящего стандарта проводят приемо-сдаточные и периодические испытания.
п.6.6. ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" при "приемо-сдаточных испытаниях смесей отбирают по ГОСТ 12801 одну объединенную пробу от партии и определяют:
"- температуру отгружаемой смеси при выпуске из смесителя или накопительного бункера;
- зерновой состав минеральной части смеси;
- содержание вяжущего;
- водонасыщение;
- предел прочности при сжатии при температуре 50 °С, 20 °С и водостойкость - для горячих смесей;
- предел прочности при сжатии при температуре 20 °С, в том числе в водонасыщенном состоянии, и слеживаемость (два-три раза в смену) для холодных смесей..
п.6.7 Периодический контроль асфальтобетонных смесей и асфальтобетона осуществляются не реже одного раза в месяц..
п.6.8 При периодическом контроле качества смесей определяют:
- пористость минеральной части;
- остаточную пористость;
- водостойкость при длительном водонасыщении;
- предел прочности при сжатии _ при температуре 0 °С для горячих смесей;
- сцепление битума с минеральной частью смесей;
- показатели сдвигоустойчивости и трещиностойкости.
п.6.9 На каждую партию отгруженной смеси потребителю выдают документ о качестве, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и результаты испытаний, в том числе:..
- водостойкость для горячих смесей;
- слеживаемость для холодных смесей;
- водонасыщение;
- водостойкость при длительном водонасыщении для горячих смесей;
- пределы прочности при сжатии: при 20 °С до прогрева и после прогрева для холодных смесей, при 50 °С и 0 °С для горячих смесей;
- остаточную пористость и пористость минеральной части:
- сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения и сцеплению при сдвиге;
- трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °С и скорости деформирования 50 мм/мин".
Таким образом, Заказчиком установлены требования излишней детализации описания объекта закупки.
Таким образом, Заказчик требует указать параметры используемых материалов при выполнении работ, которые можно получить только методом проведения испытаний, а также устанавливает требование к предоставлению конкретных показателей товара, используемого при изготовлении товара (например, поз.2 "Щебень").
Документы, подтверждающие объективность установления данных требований в материалах дела отсутствует.
Заказчик устанавливает требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, что является нарушением п.1) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством.
Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юла" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации Ахтырского городского поселения Абинского района нарушение ч.3 ст.7; п.п. 1), 2) ч.1 ст.33, п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - администрации Ахтырского городского поселения Абинского района было выдано предписание N834 по делу ЭА-2495/2017, повторно предписание не выдавать.
4. Повторно материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 сентября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2017