Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
_
с участием представителей сторон:
от заказчика: Администрация Нижнетавдинского муниципального района, (далее также - заказчик) _. по доверенности, _ по доверенности;
от заявителя: ООО "Тюмень ТеплоСтройСервис" (далее также - заявитель, участник закупки, Общество), _. по доверенности, _. по доверенности,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу Общества на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Ремонт участка водопровода от д.4 до д.28 по ул. Дружбы, д. Большой Хутор Нижнетавдинского района Тюменской области" (далее также - электронный аукцион) (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300017517000064).
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 05.09.2017 г. поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя и заказчика. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 06.09.2017 г. N 397 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика, уполномоченного учреждения при проведении обозначенного электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями аукционной комиссии неправомерно принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе.
Представители заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами жалобы, представил письменные пояснения (исх. N3241-17 от 11.09.2017 г).
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Администрация Нижнетавдинского муниципального района выступила организатором проведения электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Ремонт участка водопровода от д.4 до д.28 по ул. Дружбы, д. Большой Хутор Нижнетавдинского района Тюменской области".
Информация об электронном аукционе была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300017517000064.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 354 544,00 рублей;
На участие в Аукционе подано 9 заявок от участников закупки с порядковыми номерами 1,2,3,4,5,6,7,8,9;
К участию в Аукционе допущено 1 участник закупки;
По результатам рассмотрения заявки единственного участника аукцион признан несостоявшимся.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.
По смыслу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 названной статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N ЭА-20-08/17 (0167300017517000064) от 31.08.2017 г. Единая комиссия приняла решение об отклонении заявки Заявителя на участие в электронном аукционе: "На основании п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пп. "а" раздела 3.2.1. документации об электронном аукционе в электронной форме, в связи с тем, что предоставленная участником заявка на участие не соответствует требованиям документации об электронном аукционе N ЭА 20-08/17 (0167300017517000064), а именно: 1. В показателе N 6 участник не указал характеристику "не ухудшающим качество трубы".
Комиссией установлено, что в своей заявке заявитель указал следующие характеристики п. 6 Трубы: "Наружный диаметр 110 мм. Стандартное размерное отношение 11. Труба изготовлена из композиции полиэтилена ПЭ80. Толщина стенки трубы 10 мм. Труба имеет гладкие наружную и внутреннюю поверхности. На наружной, внутренней и торцевой поверхностях трубы нет пузырей, трещин, раковин, посторонних включений, видимых без увеличительных приборов. Цвет трубы черный с синими продольными маркировочными полосами в количестве четырех равномерно расположенных по окружности трубы. Маркировка нанесена на поверхность трубы методом термотиснения с окрашиванием наносимого тиснения. Страна происхождения товара - Россия".
Вместе с тем, в приложении N4 к Документация о проведении электронного аукциона "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" в п. 6 Заказчик установил требования к Трубе: "Наружный диаметр должен быть не менее 110 мм. Стандартное размерное отношение должно быть 11. Труба должна быть изготовлена из композиции полиэтилена ПЭ80. Толщина стенки трубы должна быть в пределах от 10 до 11,1 мм включительно. Труба должна иметь гладкие наружную и внутреннюю поверхности. На наружной, внутренней и торцевой поверхностях трубы не должно быть пузырей, трещин, раковин, посторонних включений, видимых без увеличительных приборов. Цвет трубы должен быть черный или черный с синими продольными маркировочными полосами в количестве не менее трех равномерно расположенных по окружности трубы или синий. Маркировка должна быть нанесена на поверхность трубы методом термотиснения или методом термотиснения с окрашиванием наносимого тиснения или методом цветной печати или другим способом, не ухудшающим качество трубы."
Согласно инструкции по заполнению заявки участником закупки по товарам, используемым при оказании услуг в случае перечисления нескольких значений показателя через союз "или" участнику необходимо выбрать одно из значений.
Таким образом, руководствуясь инструкцией, участник должен был указать одно из следующих значений:
1) методом термотиснения
2) методом термотиснения с окрашиванием наносимого тиснения
3) методом цветной печати
4) другим способом, не ухудшающим качество трубы
Из представленной заявки ООО "Тюмень ТеплоСтройСервис" следует, что заявитель выбрал и указал в заявке: Маркировка нанесена на поверхность трубы методом термотиснения с окрашиванием наносимого тиснения.
В связи с тем, что отдельной инструкции по заполнению оспариваемого пункта в аукционной документации не представлено, Комиссия считает, что у Единой комиссии отсутствовали основания для признания заявки Общества несоответствующей требованиям документации по указанному основанию.
Таким образом, Единая комиссия приняла решение о несоответствии заявки заявителя требованиям документации в нарушение статьи 67 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в рамках внеплановой проверки, осуществленной в соответствии с п.1 части 15 Закона о контрактной системе, Комиссией установлено следующее.
Как следует из ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Статьей 64. Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Положения части 2 статьи 33, подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66, части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривают, что аукционная документация должна содержать информацию, позволяющую аукционной комиссии обеспечить отбор участников закупки, чьи первые части заявки соответствуют требованиям установленным документацией об аукционе в отношении закупаемых товаров и работ. При этом пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких требований к содержанию заявки и инструкции по ее заполнению, которые влекут за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
Как установлено материалами дела, предметом закупки является выполнение работ по объекту: "Ремонт участка водопровода от д.4 до д.28 по ул. Дружбы, д. Большой Хутор Нижнетавдинского района Тюменской области".
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом действующего законодательства.
Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в Приложение N4 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" установлены требования к товарам, характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, например:
П.5 Люк чугунный легкий, Заказчик требует указать конкретное значение показателя: Высота рельефа в пределах от 2 до 5 мм включительно.
П.6 Труба, Заказчик требует указать конкретные значения показателей: Толщина стенки трубы должна быть в пределах от 10 до 11,1 мм включительно, а так же указать конкретный способ маркировки.
Вместе с тем, Комиссия, проанализировав обозначенные выше требования к материалам, товарам, используемых при выполнении работ, соотнеся их с предметом контракта "Ремонт участка водопровода от д.4 до д.28 по ул. Дружбы, д. Большой Хутор Нижнетавдинского района Тюменской области" считает, что в данном случае заказчиком безосновательно установлены излишние требования о предоставлении участниками закупки в составе заявки информации о точном значении (конкретном значении), высоте рельефа, толщине стенки трубы, способе маркировки.
Указанные требования к составу заявки имеют целью формальное указание участниками точных значений данных показателей.
Необходимость их включения в первую часть заявки требует от участников закупки неоправданных временных затрат, связанных с поиском смеси, гвоздей, кирпичей, труб и их поставщиков, которые готовы предоставить информацию о конкретных значениях данных показателей, в том числе ввиду отсутствия такой информации в отрытых источниках (например, в сети Интернет).
Рассматриваемые требования к составу заявки могут привести к уменьшению круга добросовестных участников закупки ввиду необходимости указания ими тех точных значений рассматриваемых показателей, соблюдение которых участник гарантирует ввиду необходимости при выполнении работ в строгом соответствии с указанными участниками закупки значениями.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, тем более в объеме необходимом для выполнения работ, указанные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупки товара используемого при выполнении работ ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного следует, что участником закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо представить конкретные показатели не только используемого при выполнении работ товара, но и конкретные показатели физико-механических свойств указанного товара.
Между тем, в силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Таким образом, требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе сформировано заказчиком в нарушение пункта части 1 статьи 33, части 1 статьи 64, Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тюмень ТеплоСтройСервис" на действия единой комиссии Администрация Нижнетавдинского муниципального района, при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Ремонт участка водопровода от д.4 до д.28 по ул. Дружбы, д. Большой Хутор Нижнетавдинского района Тюменской области" (реестровый номер 0167300017517000064) обоснованной.
2. Признать заказчика - Администрацию Нижнетавдинского муниципального района, нарушившим ч.1 ст.33, п.8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, единую комиссию Администрации Нижнетавдинского муниципального района, нарушившей статью 67 Закона о контрактной системе, при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки N 0167300017517000064).
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов, внесения изменений в документацию, продления срока окончания подачи заявок и проведение процедуры электронного аукциона в соответствии с Законом о контрактной системе.
4.Оператору электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" (АО "ЕЭТП", адрес в сети Интернет: http://roseltorg.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления заказчиком действий по исполнению настоящего предписания.
5. По факту выявленного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2, части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _
Члены Комиссии _
_
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
П Р Е Д П И С А Н И Е N ФКС 17/293-01
по делу N ФКС 17/293 о нарушении законодательства о контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
12 сентября 2017 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:
_
на основании решения от 12.09.2017 г. по делу N ФКС 17/293 о нарушении законодательства о контрактной системе, принятого Комиссией Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Ремонт участка водопровода от д.4 до д.28 по ул. Дружбы, д. Большой Хутор Нижнетавдинского района Тюменской области" (реестровый номер 0167300017517000064), руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. Заказчику - Администрации Нижнетавдинского муниципального района, устранить нарушения ч.1 ст.33, п.8 части 1 статьи 64, статьи 67 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки N 0167300017517000064).
1.1. отменить все составленные в ходе проведения электронного аукциона протоколы.
1.2. после внесения изменений в документацию об электронном аукционе провести процедуру закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
2.Оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" (http://roseltorg.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания и проведения электронного аукциона (реестровый номер закупки N 0167300017517000064).
3. Заказчику - Администрации Нижнетавдинского муниципального района, представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе, скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение соответствующей информации на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) сети Интернет срок до 15.10.2017 г.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Обжалование предписания в судебном порядке не приостанавливает действия предписания.
В случае неисполнения настоящего предписания. Тюменское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 12 сентября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2017