Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Луковцевой С.В. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии, заместителя председателя Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Платоновой Э.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Чаран" (далее - ООО "Чаран", Общество, заявитель): Яковлев С.В. (генеральный директор);
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СПМ-АЛЬЯНС" (далее - ООО "СПМ-АЛЬЯНС", Общество, заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "По эксплуатации и содержанию административных зданий "Лена" (далее - ГБУ "ПЭСАЗ "Лена", заказчик): Павлов С.Е., Михайлов А.С. (представители по доверенностям);
от аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - Госкомзакупок РС (Я), уполномоченный орган, аукционная комиссия): Попов С.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобы ООО "Чаран", ООО "СПМ-АЛЬЯНС" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по комплексному переоборудованию и перепланировке конференц-зала и переговорной комнаты по объекту "Общественный центр по адресу: г. Якутск, ул. Курашова, 24 (изв. N 0116200007917008134), проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Чаран", ООО "СПМ-АЛЬЯНС" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по комплексному переоборудованию и перепланировке конференц-зала и переговорной комнаты по объекту "Общественный центр по адресу: г. Якутск, ул. Курашова, 24 (изв. N 0116200007917008134).
Из текста жалобы ООО "Чаран" следует, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе участнику закупки ООО "Чаран" отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
С решением аукционной комиссии уполномоченного органа не согласны, поскольку считают, что первая часть заявки ООО "Чаран" полностью соответствовала требованиям законодательства Российской Федерации и аукционной документации.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из текста жалобы ООО "СПМ-АЛЬЯНС" следует, что Общество обжалует принятое аукционной комиссией уполномоченного органа решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки ООО "СПМ-АЛЬЯНС".
Просят признать жалобу обоснованной.
Представитель аукционной комиссии уполномоченного органа пояснил, что с жалобами ООО "Чаран" и ООО "СПМ-АЛЬЯНС" не согласен, поскольку в составе первых частей заявок, а именно по позиции 1 "Видеостена" источник питания АС 100-240V и по позиции 9 "Видеотерминал для видеоконференции" рабочая температура 0-40оС указанными участниками закупки представлены неконкретные показатели товара. При этом, заявители указывают, что параметр рабочая температура им указан в виде диапазона 0-40 оС, поскольку данная информация установлена производителем оборудования, при этом соответствующее пояснение в первых частях заявок обоих участников закупки по указанным позициям отсутствует.
Кроме того, участник закупки ООО "СПМ-АЛЬЯНС" в составе первой части своей заявки не указал конкретное значение показателя "разрешение видеоконференции" по позиции 9 "Видеотерминал для видеоконференции", а именно указал значение показателя с использованием предлога "от".
Просят признать жалобы ООО "Чаран" и ООО "СПМ-АЛЬЯНС" необоснованными.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено уполномоченным органом на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер", а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 18.08.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 39 663 022,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подано 5 заявок, к участию в электронном аукционе допущено 2 участника закупки;
5) предложение о цене контракта поступило от 1 участника закупки;
6) заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобы ООО "Чаран" и ООО "СПМ-АЛЬЯНС" необоснованными по следующим основаниям.
Как следует из сути жалобы, заявителями ООО "Чаран" и ООО "СПМ-АЛЬЯНС" обжалуется решение аукционной комиссии уполномоченного органа об отказе в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N 0116300000117000626-1 от 05.06.2017 г. участнику закупки N 2 (ООО "Чаран") отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании следующего: "Не допустить на основании п.1 ч. 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ в связи с непредставлением конкретных показателей предлагаемого товара, для определения на соответствие значениям, установленным в части 2 "Описание объекта закупки" документации ЭА по позиции 1 (источник питания); 9 (рабочая температура)".
Также, участнику закупки N 1 (ООО "СПМ-АЛЬЯНС") согласно указанному протоколу отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании следующего: "Не допустить на основании п.1 ч. 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ в связи с непредставлением конкретных показателей предлагаемого товара, для определения на соответствие значениям, установленным в части 2 "Описание объекта закупки" документации ЭА по позиции 1 (источник питания); 9 (разрешение видеоконференции, рабочая температура)".
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Предметом данного электронного аукциона согласно извещению N 0116200007917008134 о проведении закупки является выполнение работ по комплексному переоборудованию и перепланировке конференц-зала и переговорной комнаты по объекту "Общественный центр по адресу: г. Якутск, ул. Курашова, 24.
Как следует из материалов дела, в приложении 2 "Требования к основным используемым товарам" части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие требования к товарам/материалам, используемым при выполнении работ, в том числе:
- пункт 1 "Видеостена": Источник питания AC 100-240V, 50/60 Гц;
- пункт 9 "Видеотерминал для видеоконференции": Разрешения видеоконференции не менее: 1080p, 60 кадров/с от 1700 кбит/с; 1080p, 30 кадров/с от 1024 кбит/с; 720p, 60 кадров/с от 820 кбит/с; 720p, 30 кадров/с от 512 кбит/с; Рабочая температура: 0°- 40°C.
Поскольку в аукционной документации по позициям 1, 9 приложения 2 части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации отсутствуют указания на товарный знак, а также на иные средства индивидуализации товара, используемого при выполнении работ, то применению подлежат положения пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Так, из инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (подраздел 1 раздела 2 части 1 "Информационная карта" аукционной документации) следует, что:
- если в сведениях о товаре устанавливается диапазонный показатель, наименование которого указывается как "от __ до __", "___-___", то участником закупки должен быть предложен товар со значением показателя входящим в указанный диапазон;
- предложение участника в отношении поставляемых товаров, товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг, не должно сопровождаться словом "более", "менее", "не более", "не менее", "типа", "должен быть", "не должен быть", "допускается", "не допускается", "будет", "не будет", "или" и т.п., за исключением, если предлагаемый товар в соответствии с ГОСТом, ТУ, сертификатом, паспортом, инструкцией по применению, информацией изготовителя и т.д. имеет неконкретные (в том числе диапазонные, многозначные, временные и т.п.) характеристики, в таком случае следует указать их в том же виде, в каком указано в соответствующем ГОСТе, ТУ, сертификате, паспорте, инструкции по применению, информации изготовителя и т.д. с пояснением, например, сопровождением словами "установлено производителем", "согласно ГОСТу" и т.п.).
- при подаче предложения в отношении описания объекта закупки, в частности - требуемых характеристик закупаемых (применяемых) товаров, участниками должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей), соответствующие установленным заказчиком. Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, которые позволят идентифицировать каждую товарную позицию, в отношении показателя которой подается предложение. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных определенному виду и порядку закупаемых (используемых) товаров, если иное не исходит из требований заказчика.
Следовательно, в силу инструкции по заполнению первой части заявки, участниками закупки по показателям "Источник питания" и "Рабочая температура" должны быть предложены товары со значением показателя входящего в указанные диапазоны (для каждого товара соотвествтенно), а в случае указания значения показателей в виде диапазонного значения, такое указание должно сопровождаться информацияей о том, что значение установлено производителем (ГОСТом, ТУ, сертификатом, паспортом, инструкцией по применению, информацией изготовителя и т.д.).
Для объективного рассмотрения дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) был направлен запрос оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" о предоставлении документов, сведений, представленных участниками закупки в составе первых частей заявок.
Согласно поступившим сведениям в составе первой части заявки участника закупки ООО "Чаран" (номер 2) представлены, в том числе следующие сведения:
- пункт 1 "Видеостена": Источник питания AC 100-240V, 50/60 Гц;
- пункт 9 "Видеотерминал для видеоконференции": Рабочая температура - 0°-40°C.
В своей жалобе ООО "Чаран" указывает, что характеристики по указанным показателям ("Источник питания" (пункт 1), "Рабочая температура" (пункт 9), указаны Обществом в соответствии с информацией производителя.
Между тем, сведения о том, что значение показателей, указанные в диапазоне, установлены в соответствии с информацией производителя товара, в составе первой части заявки ООО "Чаран" по данным показателям отсутствуют.
Представитель ООО "Чаран" подтвердил факт отсутствия указания о том, что значения показателей "Источник питания" и "Рабочая температура" установлены производителем (ГОСТом, ТУ, сертификатом, паспортом, инструкцией по применению, информацией изготовителя и т.д.).
Также, изучив сведения, представленные в составе первой части заявки участником закупки ООО "СПМ-АЛЬЯНС" (порядковый номер заявки 1), Комиссия установила следующее.
- пункт 1 "Видеостена": Источник питания AC 100-240V, 50/60 Гц;
- пункт 9 "Видеотерминал для видеоконференции": Рабочая температура - 0°-40°C, Разрешения видеоконференции: 1080p, 60 кадров/с от 1700 кбит/с, 1080p, 30 кадров/с от 1024 кбит/с, 720p, 60 кадров/с от 820 кбит/с, 720p, 30 кадров/с от 512 кбит/с.
При этом, указание, что по данным показателям значения, указанные в диапазоне, установлены в соответствии с информацией производителя товара, в первой части ООО "СПМ-АЛЬЯНС" отсутствует.
Также, согласно требованиям аукционной документации в первой части заявки по показателю "Разрешения видеоконференции" (пункт 9 "Видеотерминал для видеоконференции"), с учетом инструкции по заполнению первой части заявки, участник закупки должен указать конкретное значение. Указание значения данного показателя с использованием формулировки "от" подразумевает неопределенность (множественность) значения, что не соответствует требованиям аукционной документации.
При этом, Комиссия, проанализировав первую часть заявки на участие в электронном аукционе участника закупки N 1 (ООО "СПМ-АЛЬЯНС"), отмечает, что в иных пунктах заявки, указаны неконкретные показатели товара, в том числе диапазонные значения с сопровождением слов "установлено производителем":
- пункт 4 "Инфракрасный излучатель средней мощности": Напряжение питания сети: 220 В, 50 - 60 Гц (характеристика согласно паспорту товара);
- пункт 9 "Видеотерминал для видеоконференции": Рабочая относительная влажность: от 15 до 85%(характеристика согласно паспорту товара).
Следовательно, данная инструкция в части указания значения показателей, установленных в диапазоне, участнику закупки ООО "СПМ-АЛЬЯНС" была понятна и Общество знало, какие предложения характеристик по таким показателям будут соответствовать требованиям аукционной документации и в каком виде они должны быть указаны в заявке на участие в аукционе по всем заявленным позициям.
Между тем, ООО "СПМ-АЛЬЯНС" предлагает в своей заявке к использованию товары/материалы с указанием неконкретных показателей характеристик таких товаров/материалов, при этом, как установлено ранее, не указывает, что данные характеристики таких показателей установлены производителем товара/материала, что не соответствует требованиям аукционной документации.
Таким образом, Комиссией установлено, что участники закупки ООО "Чаран" и ООО "СПМ-АЛЬЯНС" в составе первых частей своих заявок на участие в электронном аукционе представили значения показателей товаров/материалов, несоответствующие требованиям аукционной документации.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем, в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, аукционная комиссия уполномоченного органа правомерно приняла решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участникам закупки ООО "Чаран" и ООО "СПМ-АЛЬЯНС".
Жалобы заявителей ООО "Чаран" и ООО "СПМ-АЛЬЯНС" признаны необоснованными.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Из пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе следует, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В целях реализации указанных положений Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также Постановление N 99).
Пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 установлено, что в случае осуществления закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей от участников закупки требуется наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к п. 2 Приложения N 1 к Постановления N 99, в случае установления дополнительных требований в соответствии с данным пунктом, такие дополнительные требования устанавливаются в виде требования о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Согласно материалам дела, в извещении о проведении закупки, а также в пункте 33 части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлено дополнительное требование наличии опыта работ, при этом группа строительных работ, опыт исполнения которых должны подтвердить участники закупки, согласно положениям Постановления N 99 заказчиком в извещении о проведении закупки, а также аукционной документации не установлена.
Таким образом, заказчиком нарушено требование части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно материалам дела допущенное нарушение на результаты осуществления закупки не повлияло.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Чаран" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по комплексному переоборудованию и перепланировке конференц-зала и переговорной комнаты по объекту "Общественный центр по адресу: г. Якутск, ул. Курашова, 24 (изв. N 0116200007917008134) необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "СПМ-АЛЬЯНС" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по комплексному переоборудованию и перепланировке конференц-зала и переговорной комнаты по объекту "Общественный центр по адресу: г. Якутск, ул. Курашова, 24 (изв. N 0116200007917008134) необоснованной.
3. Признать заказчика ГБУ "ПЭСАЗ "Лена" нарушившим часть 4 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Поскольку допущенное нарушение не повлияло на результаты закупки, предписание об устранении нарушения не выдавать
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии С.В. Луковцева
Члены комиссии: Э.Ю. Платонова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 сентября 2017 г. N 06-1002/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2017