Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Луковцевой С.В. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Платоновой Э.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя акционерного общества "ТрансДорПроект" (далее также - АО "ТрансДорПроект", заявитель): Вербух Н.Ф. (представитель по доверенности);
от конкурсной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС (Я), уполномоченный орган, конкурсная комиссия): Попов С.А. (представитель по доверенности);
от заказчика Администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация, заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу АО "ТрансДорПроект" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на оказание услуг на осуществление строительного контроля за выполнением работ на объекте Реконструкция автомобильной "Подъезд к с. Кюнде от федеральной дороги "Вилюй" (изв. N 0116200007917007648), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба АО "ТрансДорПроект".
В ходе рассмотрения дела представителем заявителя были приведены следующие доводы жалобы.
Конкурсная заявка заявителя была неправомерно признана не соответствующей требованиям конкурсной документации на основании того, что в составе заявки была представлена выписка из ЕГРЮЛ, которая не была заверена в нотариальном порядке.
Прилагает копию памятки налогового органа.
В ходе рассмотрения дела представитель конкурсной комиссии уполномоченного органа пояснил, что в соответствии с подп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица).
Участником закупки АО "ТрансДорПроект" представлена не заверенная нотариально копия выписки из ЕГРЮЛ.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 31.07.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 614 710,00 руб.;
4) на участие в открытом конкурсе поданы 3 заявки от участников закупки;
5) 1 заявка признана соответствующей требованиям конкурсной документации. Открытый конкурс признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу необоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует действия конкурсной комиссии в части отклонения заявки на участие в открытом конкурсе.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N ПРО1 от 31.08.2017 года заявка участника закупки с номером заявки КД-417 (АО "ТрансДорПроект") признана не соответствующей требованиям, установленным в конкурсной документации, по следующему основанию:
"Заявка не соответствует требованиям извещения\документации
На основании ч.3 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ заявка отклоняется в связи с несоответствием требованиям к участнику конкурса, указанным в разделе 3 части 1 документации об открытом конкурсе: копия выписки ЕГРЮЛ не заверена нотариально (пп. "б" п.1 ч.2 ст.51 ФЗ-44 и пп. "б" п.1 раздела 3 части 2 "Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе" документации об открытом конкурсе".
Из пояснений представителя заявителя следует, что вышеуказанный документ, представленный в составе конкурсной заявки, получен заявителем в форме электронного документа, в частности, выписка ЕГРЮЛ - через модернизированное программное обеспечение ФНС России, реализующее предоставление сведений из ЕГРЮЛ/EГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа, то и распечатанный на бумажном носителе данный документ является оригиналом и, соответственно, не требует нотариального засвидетельствования.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
Из материалов дела установлено, что в пункте 3 "Требования к составу заявки на участие в конкурсе" раздела 2 "Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе" части 1 "Информационная карта, Требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе" конкурсной документации указаны, в том числе следующие требования к заявке на участие в открытом конкурсе:
"Заявка на участие в конкурсе должна содержать:
1) Сведения и документы об участнике закупки, подавшем такую заявку, включая:
<_>
б) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе (официальном сайте) извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица)".
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 года N63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
При этом чч. 1, 2 ст. 51 Закона о контрактной системе установлено, что заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм Закона о контрактной системе следует, что заявки могут быть поданы как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Однако, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе способ подачи заявок на участие в конкурсе определяется заказчиком/уполномоченным органом.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о контрактной системе, в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
Так, ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы.
Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 23.01.2015 года N 36 "О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок" устанавливает Федеральному казначейству обеспечить ввод в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок не позднее 1 января 2016 г., при этом возможность подачи через указанную единую информационную систему заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и окончательных предложений должна быть обеспечена не позднее 1 января 2018 г.
Таким образом, в настоящее время возможность подачи через указанную единую информационную систему заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и окончательных предложений в форме электронного документа функционалом официального сайта единой информационной системы www.zakupki.gov.ru не предусмотрена.
Следовательно, условие части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N63-ФЗ "Об электронной подписи" о равнозначности электронной подписи и рукописной подписи не действует в отношении конкурсов, где выбран способ подачи заявок на бумажном носителе (письменная форма), в частности в рассматриваемом случае.
Пунктом 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" дано определение электронного документа. Электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Распечатанная выписка ЕГРЮЛ утрачивает статус электронного документа, признаки которого сформулированы в пункте 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", поскольку осуществляется процесс преобразования электронного документа на бумажный носитель.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством распечатанный на бумажном носителе документ, исполненный в электронном виде, является копией этого документа.
При этом, действующим законодательством могут быть установлены требования о предоставлении копии документа, заверенного надлежащим образом соответствующими органами/организациями соответствующих организаций. На это, в частности, указывают положения пункта 5 части 2 статьи 51 и подпункта "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Между тем, в составе заявки заявителя на участие в открытом конкурсе представлена копия выписки из ЕГРЮЛ, в содержании которой указано, что данная выписка была сформирована с использованием сервиса "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа", размещенного на официальном сайте ФНС России.
При этом, данная копия выписки из ЕГРЮЛ не была заверена в нотариальном порядке.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, заявка заявителя правомерно признана конкурсной комиссией не соответствующей требованиям, установленным в конкурсной документации.
Жалоба заявителя подлежит признанию необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу АО "ТрансДорПроект" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на оказание услуг на осуществление строительного контроля за выполнением работ на объекте Реконструкция автомобильной "Подъезд к с. Кюнде от федеральной дороги "Вилюй" (изв. N 0116200007917007648) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии С.В. Луковцева
Члены комиссии: В.А. Данилова
Э.Ю. Платонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 сентября 2017 г. N 06-973/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2017