Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотревжалобуООО "ДМ Групп Консалтинг" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федеральное государственное бюджетное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Подмосковье" Минобороны России (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по техническому обслуживанию и содержанию имущества (2018-2019) (извещение N 0348100029917000055 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверкив соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчикаутвердившего Конкурсную документацию, не соответствующую требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено на Официальном сайте - 11.09.2017;
2) дата окончания подачи заявок - 26.09.2017;
3) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 29.09.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик установил избыточные требования к характеристикам товаров, предъявляемые к участнику закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссия установила, что в документации о Конкурсе установлено:
в пункте 13 по товару "Грунтовка алкидная" Заказчиком установлены требования: "Время высыхания до степени 3 при температуре (202) °С не более 35 мин. Эластичность пленки при изгибе не менее 0,8 мм. Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1 не менее 50 см. Адгезия пленки не более 1 балла. Условная вязкость (20
0,5) °С по вискозиметру ВЗ-4 не менее 40 с";
в пункте 14 по товару "Грунтовка быстросохнущая" установлены требования: "Максимальная динамическая вязкость при температуре 20°С не менее 0,5 Пуаз.";
в пункте 15 по товару "Грунтовка воднодисперсионная" установлены требования: "Условная вязкость при температуре (200,5)°С по вискозиметру В3-246 диаметром сопла 4 мм не мене 14 с.";
впункте 16 по товару "Доводчик дверной тип 1" установлены требования: "Максимальный момент открывания между 0° и 60° не менее 36 Н*м. Минимальный КПД доводчика между 0° и 4° не менее 55 %. Минимальный момент закрывания между 88° и 90° не 6олее 6 Н*м. Максимальный момент закрывания между 0° и 4° не менее 26 Н*м.";
в пункте 17 по товару "Доводчик дверной тип 2" установлены требования: "Максимальный момент открывания между 0° и 60° не менее 47 Н*м., Минимальный КПД доводчика между 0° и 4° не менее 65 %. Минимальный момент закрывания между 88° и 90° не более 12 Н*м. Максимальный момент закрывания между 0° и 4° не менее 26 Н*м.";
в пункте 18 по товару "Доводчик дверной тип 3" установлены требования: "Максимальный момент открывания между 0° и 60° не менее 47 Н*м. Минимальный КПД доводчика между 0° и 4° не менее 65 %. Минимальный момент закрывания между 88° и 90° не менее 29 Н*м. Максимальный момент закрывания между 0° и 4° не менее 26 Н*м.";
в пункте 19 по товару"Доска паркетная" установлены требования: "Парам6етры шероховатости поверхностей на лицевой стороне не более 100 мкм";
в пункте 28 по товару"Кирпич керамический тип 2", установлены требования: "Пустотностькирпича не более 50 %";
в пункте 33 по товару"Краска водно-дисперсионная. Тип1" установлены требования: "Степень перетира более 45 мкм";
в пункте 34 по товару"Краска для горячих поверхностей" установлены требования: "Минимальная доля нелетучих веществ по массе не менее 68 %. Максимальная доля нелетучих веществ по объему не более 26 %. Максимальная доля нелетучих веществ по массе не более 72 %. Минимальная доля нелетучих веществ по объему не менее 22 %.";
в пункте 35 по товару"Краска масляная тип 2" установлены требования: "Максимальная укрывистость невысушенной плёнки краски не более 65 г/м2. Максимальная степень перетира не более 45 мкм. Максимальное время высыхания краски до степени 3 при температуре (202)°С не более 24 ч. Минимальная твердость пленки по маятниковому прибору типа ТМЛ (маятник Б) не менее 0,05 усл.ед.";
в пункте 36 по товару"Краска водно-дисперсионная. Тип 2", установлены требования: "Степень перетира менее 45 мкм.";
в пункте 38 по товару"Краска фасадная" установлены требования: "Максимальная величина зерна - не более 0,1 мм. Минимальный коэффициент диффузии не менее 0,1.";
в пункте 41 по товару "Манометр тип 1" установлены требования: "Форма корпуса манометра должна быть круглая. Материал изготовления измерительного элемента манометра медный сплав. Минимальный диаметр твердых предметов, от которых защищен корпус манометра не более 2,5 мм";
в пункте 50 по товару"Плитки керамические", Заказчиком установлены требования: "Предел прочности при изгибе, МПа, не менее 25,0".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о неправомерности указанных положений в связи с тем, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в Конкурсной документации, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Конкурсе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Таким образом, действия Уполномоченного органа, Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации о Конкурсе ненадлежащим образом установлен порядок оценки, а именно качество услуг.
В документации о Конкурсе установлено:
Критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (Качество услуг).
Максимальное количество баллов - 100 баллов.
Коэффициент значимости критерия - 0,35 .
Порядок оценки:
Заказчиком будут оцениваться сведения, предоставляемые по форме 3 Части III настоящей конкурсной документации, о методах - конкретных предлагаемых технологических, управленческих приемах и способах, которые будут использованы исполнителем при оказании услуг по контракту и применение которых объективно и обосновано (образцы документов) ведет к повышению качества оказания услуг, (снижению рисков хищения, нанесения ущерба имуществу заказчика, снижению рисков нанесения вреда персоналу заказчика и третьим лицам, находящимся на территории заказчика, повышению уровня безопасности всего охраняемого комплекса). Технологические, управленческие приемы и способы - это совокупность защитных и режимных мероприятий, которые осуществляются с целью своевременного обнаружения и задержания нарушителей порядка, а также применение информационной, экономической и физической безопасности всех охраняемых объектов.
По каждой заявке Комиссия оценивает качество Услуг, предлагаемых участником на основе представленной в заявке информации по сравнению с другими заявками, поданными всеми участниками конкурса. Более высокий балл соответствует более высокому качеству услуг.
Предложения участников закупки должны соответствовать следующим требованиям:
- не противоречить действующему законодательству, в том числе утвержденным и действующим нормативам, стандартам и правилам в области оказания охранных услуг;
- должны учитывать особенности объектов охраны согласно Технического задания.
Понятие "Объективно и обоснованно" определяется от наличия в представленных предложениях наличия и совокупности деталей, а именно:
а) наличие информации по составу служебной документации, разрабатываемой Исполнителем, и применяемой при организации охраны объекта, с приложением образцов такой служебной документации (Должностная инструкция охранника при оказании услуги по охране жизни и здоровья граждан, Должностная инструкция охранника при оказании услугиобеспечениевнутриобъектового и пропускного режимов на объектах Заказчикана объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности,Должностная инструкция охранника при оказании услуги по охране объектов и/или имущества, в том числе при его транспортировке) установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498, должностной инструкции частного охранника на каждом объекте охраны в четком соответствии с Приказом МВД N 960 от 22.08.2011года.
б) наличие информации по проведению внутренних проверок (Инспекторская служба или Служба контроля) в организации по проверке качества оказания охранных услуг с приложением образцов регламентирующих работу проверяющих (Положение об инспекторской службе или службе контроля, приказы об утверждении работы этих служб и регламента проведения проверок качества оказываемых услуг такой службы и т.д);
в) наличие информации об использовании группы быстрого реагирования с приложением образцов документов, регламентирующих работу группыоперативно-дежурной части(Положение о группе быстрого реагирования, приказы об утверждении работы этих служб и регламента такой службы и т.д));
г) наличие информации об использовании оперативно-дежурной части в организации с приложением образцов документов, регламентирующих ее работу(Положение об оперативно-дежурной части, приказы об утверждении работы этих служб и регламента такой службы и т.д);
При отсутствии вышеперечисленных деталей в заявке участника, предложение учитываться не будет.
Порядок присвоения баллов:
N раздела Технического задания
|
Наименование раздела Технического задания |
Предмет оценки |
Коэффициент значимости |
Значение в баллах |
1,2 раздела 1,7,9,11 раздела 2 |
Общие требования Организационные требования |
Предложение участника закупки "Организация пропускного и внутриобъектового режимов на всех объектах Заказчика согласно Приложения N 1 к ТЗ" содержит в себе совокупность деталей понятия "Объективно и обоснованно" |
0,2 |
Наличие предложения - 100 баллов Отсутствие предложения - 0 баллов |
2,3,9 раздела 2 |
Организационные требования |
Предложение участника закупки "Использование технических, специальных и иных средств, а также служебного оружия (определение в ТЗ) при оказании охранных услуг" содержит в себе совокупность деталей понятия "Объективно и обоснованно" |
0,2 |
Наличие предложения - 100 баллов Отсутствие предложения - 0 баллов |
4,7,9 раздела 2 |
Организационные требования |
Предложение участника закупки "Организация усиления (ссылка на определение в ТЗ) стационарных постов охраны и/или выставления дополнительных постов при проведении массовых мероприятий и/или в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также замены сотрудников охраны" содержит в себе совокупность деталей понятия "Объективно и обоснованно" |
0,2 |
Наличие предложения - 100 баллов Отсутствие предложения - 0 баллов |
8 раздела 2 |
Организационные требования |
Предложение участника закупки "Организация создания эффективной системы коллективной безопасности в интересах Заказчика по взаимодействию с правоохранительными органами, МЧС и аварийно-техническими службами города" содержит в себе совокупность деталей понятия "Объективно и обоснованно" |
0,2 |
Наличие предложения - 100 баллов Отсутствие предложения - 0 баллов |
2.2,2.3 раздела 2 |
Организационные требования |
Предложение участника закупки "Алгоритмы действий сотрудников охраны при возникновении чрезвычайных ситуаций на объекте охраны (пожар, попытка одиночного либо группового проникновения лиц на объект охраны, обнаружение на территории объекта охраны либо в непосредственной близости от него предмета похожего на взрывное устройство, сообщение по телефону о заложенном на объекте охраны взрывном устройстве, захват заложников на объекте охраны, техногенная авария, совершение террористического акта на объекте охраны (взрыв, поджог и т.д.), порядок задержания правонарушителей и передачи их в органы внутренних дел, а также" содержит в себе совокупность деталей понятия "Объективно и обоснованно" |
0,2 |
Наличие предложения - 100 баллов Отсутствие предложения - 0 баллов |
- за непредоставление предложения, объективно обосновывающего повышение качества оказания услуг - 0 баллов;
Баллы i-й заявке по показателю присваиваются каждым членом комиссии, а затем, определяется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами комиссии по данному показателю.
При этом, участникам закупки не представляется возможным понять, каким образом Конкурсная комиссия будет оценивать качество услуг , каким образом разграничиваются высокое и менее высокое качество.
Комиссия пришла к выводу, что порядок оценки по указанному показателю не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием предмета оценки, позволяющего определить перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки, а также, в связи с отсутствием инструкции по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки Конкурсной комиссией.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пунктов 4 и 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в части утверждения Конкурсной документации, не содержащей надлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе и надлежащей инструкции по их заполнению.
Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДМ Групп Консалтинг" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчиканарушения пункта 1, пункта 4, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 12.09.2017 N 07-24-13525эп/17 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 12 сентября 2017 г. N 13525эп
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2017