Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 16 сентября 2015 г. N 03-13.1/61-2015 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ
Федеральной антимонопольной службы по Омской области
пр-кт К. Маркса, 12 А, г. Омск, 644010, e-mail: to55@fas.gov.ru тел. (3812) 32-06-96, факс (3812) 32-06-96
Решение N 03-13.1/61- 2015
по результатам внеплановой камеральной проверки деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Омской области
16 сентября 2015 г. |
г. Омск |
На основании приказов руководителя Омского УФАС России от 24.07.2015 N 154 и от 11.09.2015 N 210, в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 и пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Комиссией Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
Шевченко А.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Капарушкиной Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
проведена внеплановая камеральная проверка (далее - проверка) соблюдения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Омской области (далее - заказчик) требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного исполнителя на оказание внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи (извещение N 0152100002515000009).
Проверка проведена на основании обращения Омского регионального отделения Сибирского филиала ПАО "МегаФон" (далее - заявитель) (исх. от 14.07.2015 N 5/3-07-ДД-Исх-00234/15) (далее - Обращение), в котором указано:
"Согласно частям 1, 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Основание заключения настоящего контракта - пункт 1 части 1 статьи 93, которым предусмотрена поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее-Закон о естественных монополиях).
Согласно части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
Перечень услуг общедоступной электросвязи утвержден постановлением Правительства
Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" и является исчерпывающим.
К услугам общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи относятся:
1.Пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем,бандеролей).
2.Передача внутренней телеграммы.
3.Предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.
4.Услуга связи для целей эфирной аналоговой и эфирной цифровой наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов.
4(1). Услуга по объединению (формированию) цифровых сигналов вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов в единый цифровой сигнал.
4(2). Услуга по доставке аналоговых и цифровых сигналов общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов до радиоэлектронных средств, предназначенных для передачи сигнала в эфир.
5.Предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи.
6.Предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов).
7.Предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа.
8.Предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.
Таким образом, исходя из перечня наименований услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, к услугам общедоступной электросвязи относятся услуги телеграфной связи; услуги местной телефонной связи за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа; услуги внутризоновой телефонной связи и услуги междугородной телефонной связи.
Кроме того, на сайте ФАС России опубликованы разъяснения, согласно которым заказчики вправе осуществлять размещение заказа на оказание услуг местной и междугородной связи у единственного поставщика, вместе с тем услуги международной связи не относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Данное обстоятельство обязывает Заказчика размещать заказы на данные виды услуг в соответствии с положениями законодательства.
Услуги международной связи или услуги доступа (техническая возможность доступа) к услугам международной телефонной связи в вышеуказанном перечне услуг общедоступной электросвязи отсутствуют, а соответственно не могут быть закуплены заказчиком неконкурентным способом.
Услуги междугородной и международной телефонной связи оказывают операторы связи, обладающие одной лицензией - на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи, согласно Перечню наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (утв. постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87)
Согласно п. 90 Правил оказания услуг телефонной связи (утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи") (далее - Правила) оператор связи, получивший лицензию на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи, в срок, не превышающий 1 месяца с даты назначения Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации кодов выбора этого оператора связи, обязан опубликовать в средствах массовой информации сообщение о едином сроке начала оказания этим оператором связи соответствующих услуг связи во всех субъектах Российской Федерации и кодах, назначенных для выбора этого оператора связи.
Указанными Правилами не предусмотрено заключение договора отдельно на оказание услуг международной телефонной связи.
Таким образом имеются основания предполагать что, поставщик - оператор международной телефонной связи, был выбран заказчиком в обход конкурентной процедуры, т.е. незаконно.
Закупку услуг внутризоновой, междугородней, международной телефонной связи гос. заказчики проводят конкурентными способами, в частности:
- Извещение о проведении электронного аукциона от 25.06.2014 N0339100003814000008:
-Извещение о проведении электронного аукциона от 25.08.2014 N0117100008414000141;
- Извещение о проведении электронного аукциона от 21.11.2014 N0352100005914000225;
- Извещение о проведении электронного аукциона от 04.12.2014 N0117100021814000201.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается совершение
заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Выбор неверного способа размещения заказа на услуги связи, не относящиеся к услугам общедоступной электросвязи, является грубым нарушением требований действующего законодательства.
В соответствии со статьей 47 Закона о контрактной системе в случае нарушения положений настоящей главы, регламентирующих определение поставщика (подрядчика, исполнителя), такое определение может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица.
Согласно пункту 3 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской
Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской
Федерации.
Кроме того, согласно части 1 статьи 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую,административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Также отмечаем, что частью 2, 3 статьи 17 федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О
защите конкуренции" запрещено ограничение конкуренции при проведении процедуры закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, путем ограничения доступа к участию в процедуре закупки отдельных поставщиков либо путем объединения технологически и функционально не связанных товаров, работ, услуг.
Аналогичный правовой подход сформирован УФАС и ее территориальными органами при рассмотрении подобных обращений, а именно:
-Решение УФАС по Новосибирской области N 08-04-79 от 02.10.2014 г.
-Акте УФАС по Хабаровскому краю N 90 от 19.09.2014 г;
-Акте УФАС по Ярославской области N 126П-15 от 23.04.2015 г;
-Решение УФАС по Брянской области N 45 от 13.03.2015 г.
Копии прилагаются.
2. Вместе с тем сообщаем, что согласно Письма министерства экономического развития Российской Федерации от 09 декабря 2014 г. NД28и-2739 в извещении об осуществлении закупки должны содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования (пункт 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ). К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
Таким образом, при размещении извещения об осуществлении закупки должен быть прикреплен проект контракта, содержащий сведения в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона N 44- ФЗ.
Однако в нарушение вышеуказанных нормоположений контракт не был прикреплен к извещению, что является неоспоримым нарушением пункта 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
На основании изложенного, просим антимонопольный орган провести проверку заключенного заказчиком по результатам закупки неконкурентным способом государственного контракта на предмет выявления в нем признаков включения в контракт услуг международной связи и фактического не размещения контракта".
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее:
1. 19.01.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) заказчиком было размещено извещение о проведении закупки у единственного исполнителя на оказание услуг по предоставлению внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи с ценой контракта 126900 рублей.
В соответствии с извещением о проведении закупки объектом закупки являются услуги связи с кодом 64.20.12.111 по ОК 034-2007 (далее - ОКПД) (КПЕС 2002), в который включены услуги по предоставлению внутризоновых телефонных соединений для передачи голосовой информации.
27.01.2015 года на официальном сайте размещены сведения о заключении заказчиком государственного контракта N 410027 об оказании услуг электросвязи юридическому лицу, финансируемому из соответствующего бюджета, от 26.01.2015 с ОАО "Ростелеком".
2. Согласно части 5 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях).
Пунктом 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях установлено, что настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг общедоступной электросвязи.
Перечень таких услуг закреплен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи", о чем указано в Обращении.
На запрос Омского УФАС России (исх. от 21.08.2015 N 03-7808) заказчиком представлены (вх. от 27.08.2015 N 7828) копии:
заключенного контракта от 26.01.2015 N 410027
дополнительного соглашения к контракту от 21.08.2015;
актов выполненных работ (оказанных услуг);
счетов-фактур;
платежных поручений.
В соответствии с пунктом 1.1 государственного контракта N 410027 об оказании услуг электросвязи юридическому лицу, финансируемому из соответствующего бюджета, от 26.01.2015 осуществление закупки по настоящему Контракту производится на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе у единственного исполнителя - ОАО "Ростелеком", внесенного под номером 77-2-7 в Перечень организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг электросвязи, включенных в реестр субъектов естественных монополий, утвержденный Приказом Федеральной службой по тарифам Российской Федерации от 11 марта 2005 г. N 76-с.
Согласно пункту 1.2 1 государственного контракта N 410027 об оказании услуг электросвязи юридическому лицу, финансируемому из соответствующего бюджета, от 26.01.2015 Оператор обязуется оказывать Абоненту услуги, описанные в Приложениях к настоящему Контракту, а Абонент обязуется принимать и оплачивать оказываемые ему услуги. Состав и перечень услуг, а также дополнительные права и обязанности Сторон, определяются Приложениями к настоящему Контракту.
Заказчиком представлены следующие Приложения к указанному государственному контракту:
- от 26.01.2015 "Об оказании услуг местной телефонной связи",
- от 26.01.2015 "Об оказании услуг внутризоновой телефонной связи",
- от 26.01.2015 "Об оказании услуг междугородной телефонной связи".
Представленные акты выполненных работ (оказанных услуг), счета-фактуры и платежные поручения также не содержат сведений об оказании и оплате услуг международной связи либо иных услуг связи, не поименованных Приложениях к государственному контракту .
Таким образом, при проведении внеплановой проверки, не нашло своего подтверждения утверждение заявителя о заключении заказчиком договора на оказание услуг международной связи с ОАО "Ростелеком".
2. Частью 2 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 настоящего Федерального закона, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона).
Согласно статье 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация, в том числе предусмотренная вышеуказанными пунктами:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;
2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;
4) ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом;
8) размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для закупки N 0352300073915000001, размещенное на официальном сайте 18.02.2015, содержало необходимую и достаточную информацию, заполняемую заказчиком с использованием программно-аппаратных средств сайта.
Положениями Федерального закона о контрактной системе прямо не предусмотрено прикрепление проекта контракта, содержащего, в том числе реквизиты контрагента.
Документальных доказательств обратного заявителем не представлено.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений пункта 2 статьи 42 и часть 2 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе.
3. Пунктом 4.10 государственного контракта N 410027 об оказании услуг электросвязи юридическому лицу, финансируемому из соответствующего бюджета, от 26.01.2015 предусмотрено, что контракт распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2015.
В соответствии с пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) начинается с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Таким образом, применение положений пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации не представляется возможным к отношениям, регулируемым Федеральным законом о контрактной системе, в связи с тем, что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 1 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Омской области нарушение требований пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. В связи с заключением Муниципального контракта N 410027 об оказании услуг электросвязи юридическому лицу, финансируемому из соответствующего бюджета, от 26.01.2015 предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
Т.П. Шмакова
А.Н. Шевченко
Н.М. Капарушкина |
|
|
С Решением ознакомлен, 2-ой экземпляр
Решения на ____ листах (без приложений) получил:
Начальник инспекции, советник
государственной гражданской
службы Российской Федерации 1 класса Крамер Е.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 16 сентября 2015 г. N 03-13.1/61-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2015