Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 сентября 2015 г. N П-563/15 РЕШЕНИЕ
по делу N П-563/15 о результатах внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
11.09.2015 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия):
рассмотрев обращение, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик), при проведении электронных аукционов на право заключения контракта на поставку медалей в подарочной упаковке с бланками удостоверений (номер извещения 0173100004513004233), на право заключения контракта на поставку геральдической продукции для нужд Министерства обороны Российской Федерации в I квартале 2014 года по лотам: лот N 1. Металлические знаки и копии знаков (эмблем) (номер извещения 0173100004513004137), на право заключения контракта на поставку геральдической продукции для нужд Министерства обороны Российской Федерации в I квартале 2014 года по лотам: лот N 2. Бланки удостоверений медалей (номер извещения 0173100004513004138), на право заключения контракта на поставку геральдической продукции для нужд Министерства обороны Российской Федерации в I квартале 2014 года по лотам: лот N 3. Геральдическая продукция на тканевой основе (номер извещения 0173100004513004139), (далее - Аукционы N 1), на право заключения контракта на поставку геральдической продукции на тканевой основе для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2014 году (номер извещения 0173100004514000117), на право заключения контракта на поставку геральдической продукции (флаги, эмблемы (гербы), знаменные комплексы боевых знамен и др.) для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2014 году (номер извещения 0173100004514000550), на право заключения контракта на поставку геральдической продукции (флаги, штандарты, гербы и эмблемы) для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2015 году (номер извещения 0173100004515000034), на право заключения контракта на поставку геральдической продукции (медали, знаки отличия, бланки удостоверений и коннектора для крепления наград) для нужд Министерства обороны Российской Федерации в году (номер извещения 0173100004515000038), на право заключения контракта на поставку геральдической продукции (знамена, штандарты и флаги) для нужд Министерства обороны Российской Федерации (номер извещения 0173100004515001264) (далее - Аукционы N 2), при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика исполнителя), по результатам которых заключены государственные контраты от 01.04.2014 N 220/ЕП/2014ДРГЗ, N 221/ЕП/2014ДРГЗ, от 02.04.2014 N 222/ЕП/2014ДРГЗ, N 223/ЕП/2014ДРГЗ, от 03.04.2014 N 224/ЕП/2014ДРГЗ, N 225/ЕП/2014ДРГЗ, от 04.04.2014 N 226/ЕП/2014ДРГЗ, N 227/ЕП/2014ДРГЗ, от 07.04.2014 N 228/ЕП/2014ДРГЗ, N 229/ЕП/2014ДРГЗ, от 08.04.2014 N 230/ЕП/2014ДРГЗ, N 231/ЕП/2014ДРГЗ, от 09.04.2014 N 232/ЕП/2014ДРГЗ, N 233/ЕП/2014ДРГЗ, от 10.04.2014 N 234/ЕП/2014ДРГЗ, N 235/ЕП/2014ДРГЗ, от 11.04.2014 N 236/ЕП/2014ДРГЗ, N 237/ЕП/2014ДРГЗ, от 14.04.2014 N 238/ЕП/2014ДРГЗ, N 239/ЕП/2014ДРГЗ, от 28.04.2014 N 250/ЕП/2014ДРГЗ, N 251/ЕП/2014ДРГЗ, от 29.04.2014 N 252/ЕП/2014ДРГЗ, N 253/ЕП/2014ДРГЗ, от 30.04.2014 N 254/ЕП/2014ДРГЗ, N 255/ЕП/2014ДРГЗ, N 256/ЕП/2014ДРГЗ, от 06.05.2014 N 259/ЕП/2014ДРГЗ, N 260/ЕП/2014ДРГЗ, N 261/ЕП/2014ДРГЗ, от 07.05.2014 N 262/ЕП/2014ДРГЗ, N 263/ЕП/2014ДРГЗ, N 264/ЕП/2014ДРГЗ, от 08.05.2014 N 265/ЕП/2014ДРГЗ, N 266/ЕП/2014ДРГЗ, N 267/ЕП/2014ДРГЗ, от 19.05.2014 N 281/ЕП/2014ДРГЗ, N 282/ЕП/2014ДРГЗ, от 20.05.2014 N 283/ЕП/2014ДРГЗ (далее - Закупки у единственного поставщика), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Аукционов N 1, Аукционов N 2, при осуществлении Закупок у единственного поставщика.
Из обращения следует, что Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Аукционов N 1, Аукционов N 2, осуществления Закупок у единственного поставщика.
Представители Заказчика не согласились с вышеуказанным доводом и сообщили, что при проведении Аукционов N 1, Аукционов N 2, осуществлении Закупок у единственного поставщика Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части доводов Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе указанный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
Следовательно, размещение Аукционов N 1 осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Из обращения следует, что Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Аукционов N 1, Аукционов N 2.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
Согласно пункту 17 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляется размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации. При подготовке соответствующего проекта указа или распоряжения Президента Российской Федерации к такому проекту прилагаются документы и сведения, содержащие обоснование цены контракта в соответствии с положениями статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупки для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации.
В таких правовых актах указываются предмет контракта, а также может быть указан предельный срок, на который заключается контракт, и определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта. При подготовке проектов указанных правовых актов к таким проектам прилагается обоснование цены контракта в соответствии с положениями статьи 22 Закона о контрактной системе.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.11.2014 N 2200-р (далее - Распоряжение) установлено: определить в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе открытое акционерное общество "Военторг" (г. Москва) единственным поставщиком имущества вещевой службы для Вооруженных Сил Российской Федерации.
Заказчиком извещения о проведении Аукционов N 1 размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru в 2013 году.
Таким образом, размещение заказов путем проведения Аукционов N 1 осуществлялось до издания Распоряжения.
Кроме того, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе является правом заказчика, а не обязанностью.
Вместе с тем, Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что обращался в открытое акционерное общество "Военторг" с целью заключения государственных контрактов, но получил отказ.
В связи с вышеизложенным, действия Заказчика, осуществившего размещение заказов путем проведения Аукционов N 1 не противоречат положениям Закона о размещении заказов, осуществившего закупки путем проведения Аукционов N 2, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Закупки у единственного поставщика осуществлены на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. При этом цена каждого государственного контракта, заключенного по результатам осуществления Закупок у единственного поставщика, не превышает ста тысяч рублей, а годовой объем закупок, осуществленных Заказчиком на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в 2014 году, составил 4,3 % от совокупного годового объема закупок Заказчика.
Таким образом, действия Заказчика, осуществившего Закупки у единственного поставщика на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не противоречат положением Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, довод о том, что Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Аукционов N 1, Аукционов N 2, осуществления Закупок у единственного поставщика, не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что обращение содержит информацию о признаках нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях Заказчика при проведении Аукционов N 1, Аукционов N 2, осуществлении Закупок у единственного поставщика.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать довод о том, что Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Аукционов N 1, Аукционов N 2, осуществления Закупок у единственного поставщика, не нашедшим своего подтверждения.
2. Передать материалы дела от 11.09.2015 N П-563/15 в Управление по борьбе с картелями ФАС России для рассмотрения вопроса о наличии в действиях Заказчика признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 сентября 2015 г. N П-563/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2015