Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
- Е. В. Гуринович |
- заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии: |
-Е.А. Свечникова |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
|
- В.С. Лозинская |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок |
В присутствии представителя
от уполномоченного органа - Андреева Наталья Викторовна, от заказчика на рассмотрение жалобы никто не явился, уведомлены надлежащим образом, от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении доводов жалобы в его отсутствие;
рассмотрев жалобу ООО "ДИАЛОГ СТРОЙ" и Общероссийского народного движения и материалы дела N 7-1/333,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступили жалобы ООО "Диалог Строй" и Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" на действия комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края, государственного заказчика - КГКУ "Хабаровское Управление автомобильных дорог" при проведении открытого конкурса на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог регионального или муниципального значения Хабаровского края и дорожных сооружений на них (N0122200002515006666).
Суть жалобы ООО "Диалог Строй" следующая.
1. В проекте контракта не установлены конкретные размеры штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
2. Заказчиком неверно выбран способ определения поставщика.
3. Ведомость объемов и стоимости работ не содержит конкретизации по объему работ применительно к непосредственному периоду выполнения, а также данных по конкретному объекту выполнения (автодороге).
4. Также, в ведомость объемов и стоимости работ включено выполнение тех видов работ, которые не должны выполняться по причине зимнего сезона (период выполнения октябрь-декабрь 2015 года). Например, раздел 1.6.3. Зимнее содержание элементов обустройства, номер п/п 66 - "открытие водопропускных труб"; раздел 1.2 "Содержание покрытия" номер п/п 16, 17, 18, данные виды работ выполняются в летний период.
Общероссийское общественное движение "Народный фронт "За Россию" несогласно, что в данной закупке неправомерно объединены в один лот работы по летнему и зимнему содержанию, ямочный ремонт и ремонт проезжих частей, замена металлического барьерного ограждения, частичная замена прогонов деревянных мостов, которые технологически и функционально не связаны между собой и с содержанием автодорог.
При этом, указанные в документации автодороги и прилегающие к ним элементы обустройства автомобильной дороги расположены в одиннадцати муниципальных районах Хабаровского края и необходимости их объединения в один лот нет.
Также в документации отсутствуют адреса выполнения работ и объемы работ применительно к каждому отдельному участку.
Это требует от потенциальных участников закупок наличия большого объема технических и финансовых ресурсов, и ведет к ограничению конкуренции.
В рамках рассмотрения поступившей жалобы, на основании ст. 99 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки в ходе которой установлено следующее.
Извещение N0122200002515006666 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сроки, установленные законодательством о контрактной системе.
Предмет закупки: выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог регионального или муниципального значения Хабаровского края и дорожных сооружений на них.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 172 492 708 рублей 00 копеек.
Источник финансирования: Хабаровский край.
Уполномоченным органом представлены все необходимые для проведения проверки документы, также мотивированный отзыв на жалобу, в котором указывают на необоснованность ее доводов в полном объеме.
1. При указании в проектах контрактов условий об уплате неустойки Комитет руководствовался письмом ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14 "О направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей", которое содержит примеры типовых положений, включаемых в проект контракта документации о закупке в целях установления размера неустойки (штрафа, пени) в приложении к настоящему письму.
2. Законность выбора способа определения поставщика по данному конкурсу уже была подтверждена решением УФАС по Хабаровскому краю N 187 от 27.08.2015 г.
3. Срок выполнения работ по аукциону установлен на октябрь-декабрь, т.е. выпадает как на зимний, так и на осенний период, указанные выше работы будут выполняться в рамках данного контракта с соблюдением температурного режима в осенний период.
4. Объединение в один лот дорог и мостов в разных районах края считают правомерным. Ссылаются на судебную практику по данному вопросу, кроме того, считают, что таким образом заказчику проще осуществлять контроль за указанными в техническом задании объектами.
На заседании комиссии Хабаровского УФАС России представитель Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" настаивала на обоснованности жалобы в полном объеме.
Представители уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились.
В результате изучения материалов дела N 7-1/245 и заслушав представителей заказчика, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Данный конкурс проводится как повторный по результатам несостоявшегося конкурса N 0122200002515005953, по которому уже проведена внеплановая проверка УФАС по Хабаровскому краю по жалобе Регионального отделения в Хабаровском крае ООД "Народный фронт "За Россию" (решение N 187 от 27.08.2015).
1. Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиков обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации N 1063 от 25.11.2013 (далее - Правила N 1063).
Согласно п. 3 Правил N 1063 размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона N 44-ФЗ к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
При проведении конкурентных способов определения поставщиков, в частности при проведении открытых конкурсов, в соответствии с п. 2 ст. 42 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик указывает в извещении начальную (максимальную) цену контракта.
На основании п. 1 ст. 54 Федерального закона N 44-ФЗ по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт.
Поскольку на момент подготовки конкурсной документации (в том числе проекта контракта) неизвестна цена договора, которая будет предложена победителем конкурса, в проекте контракта установлен фиксированный процент штрафных санкций от цены контракта (в соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ), согласно Правилам N 1063.
Установление в проекте контракта размера штрафа, выраженного в конкретных процентах от цены контракта, является достаточным для целей соблюдения требований Закона о контрактной системе, поскольку такое определение размера штрафа свидетельствует об установлении штрафа в фиксированном размере, и позволяет сторонам контракта однозначно определить сумму такого штрафа путем умножения цены контракта на установленный процент.
2. Согласно ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Предмет данной закупки "Выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или муниципального значения Хабаровского края и дорожных сооружений на них" соответствует коду ОКПД 45.23.12.150 "Работы общестроительные по ремонту дорожных покрытий автомагистралей, дорог, улиц, прочих автомобильных или пешеходных дорог", что нашло свое отражение в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Указанный перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р (далее - Перечень), предусматривает код 45 "Работы строительные". При этом закупки в рамках кода 45 "Работы строительные" осуществляются с учетом установленного в Перечне исключения, а именно: "за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей".
Учитывая, что Ведомость объемов работ содержит работы, включенные в группировку кода 45 "Работы общестроительные" (ОКПД 45.23.12.150) а также тот факт, что начальная (максимальная) цена в рамках проводимой закупки составляет 172 492 708,00 рублей, заказчик в соответствии с указанным в Перечне исключением принял решение об осуществлении данной закупки путем проведения открытого конкурса.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению N 2.
Пунктом 5 приложения N 2 к таким случаям отнесено выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей.
Однако, учитывая, что предметом данного аукциона является "Выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или муниципального значения Хабаровского края и дорожных сооружений на них", а не капитальный ремонт искусственных дорожных сооружений, осуществление данной закупки путем проведения открытого конкурса не противоречит законодательству о контрактной системе.
3. Ведомость объемов работ не содержит и не может содержать конкретизации по объему работ применительно к непосредственному периоду выполнения, а также данных по конкретному объекту выполнения (автодороге), поскольку срок выполнения работ по конкурсу установлен на октябрь-декабрь, когда на территории Хабаровского края возможно установление как предельно высоких, так и предельно низких температурных режимов, которые также могут сопровождаться абсолютно разными осадками (снег, дождь, мокрый снег). Погоду и разрушения элементов автомобильных дорог в указанный период спрогнозировать невозможно, в связи с чем виды и объемы работ, необходимые для выполнения на конкретном объекте, определяются по погодным условиям и фактической потребности по каждой автомобильной дороге в указанный период времени.
В документации указан исчерпывающий перечень видов работ, которые необходимо будет выполнить в течении периода действия контракта, а также имеется перечень автодорог и дорожных сооружений на них с привязкой к конкретным населенным пунктам (прил.3 Технического задания).
Кроме того, пунктом 4.3.1. проекта контракта предусмотрено, что Подрядчик вправе требовать указаний и разъяснений по любому вопросу, связанному с выполнением работ по контракту. На основании данного пункта подрядчик вправе запрашивать, а заказчик обязан предоставить набор работ с учетом фактической потребности в объеме по каждому виду работ на определенный период времени, по каждой автомобильной дороге.
4. В разделе 1.6.3. "Зимнее содержание элементов обустройства" Ведомости объемов и стоимости работ указана расценка N 66 - "Закрытие на зиму и открытие водопропускных труб диаметром до 2 м2".
Единичные расценки, используемые в ведомости объемов и стоимости работ, основаны на ГЭСНс (Государственные элементные сметные нормы на работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования и мостовых сооружений на них), разработанных ФГУ "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов" совместно с ФГУП "РОСДОРНИИ", ЗАО "Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры" (г. Санкт-Петербург), утверждённых и рекомендованных к обязательному применению письмом Росстроя от 05.05.2008 N ВБ-1956/02. Вышеуказанными ГЭСНс предусмотрена только работа по "Закрытию и открытию водопропускных труб" (ГЭСНс 01-05-016), отдельно закрытия, как и отдельно открытия труб не предусмотрено. Заказчик правом внесения изменений в ГЭСНс не наделен, в связи с чем данная расценка указана именно в такой формулировке, однако фактически подразумевает выполнение только работ по закрытию труб на зимний период.
В разделе 1.2. "Содержание покрытия" Ведомости объемов и стоимости работ указаны расценки N 16 - "Заливка трещин в а/б покрытии механизированным способом"; N 17 - "Заливка трещин на а/б покрытии ручным заливщиком"; N 18 - "Ямочный ремонт а/б покрытий укатываемой а/б смесью с разломкой старого покрытия отбойными молотками и уплотнением катком толщина слоя до 70 мм и площадью ремонта в одном месте до 3 м2".
Согласно Приказу Минтранса РФ от 8 июня 2012 г. N 163 "Об утверждении порядка проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения" определено два периода содержания автомобильных дорог, а именно: весенне-летне-осенний и зимний период.
Согласно п. 5.5. ОДМ 218.3.036-2013 "Рекомендации по технологии санации трещин и швов в эксплуатируемых дорожных покрытиях" работы по санации трещин следует выполнять в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +5°С и влажности не выше 80%, следовательно, указанные выше работы могут выполняться в весенне-летне-осенний период.
Согласно пособию по строительству асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов к СНиП 3.06.03-85 Актуализированная редакция, СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги" - укладку горячих и холодных смесей следует осуществлять весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже +5°С, осенью - не ниже +10°С, теплых смесей - не ниже -10°С, следовательно, указанные выше работы могут выполняться в весенне-летне-осенний период.
Таким образом, поскольку срок выполнения работ по аукциону установлен на октябрь-декабрь, т.е. выпадает как на зимний, так и на осенний период, указанные выше работы будут выполняться в рамках данного контракта с соблюдением температурного режима в осенний период.
4. Все работы, предусмотренные техническим заданием, касаются содержания и ремонта автомобильных дорог и мостов, включены в группировку кода 45 "Работы общестроительные" (ОКПД 45.23.12.150).
Объединение в один лот работ по летнему и зимнему содержанию, ямочный ремонт и ремонт проезжих частей, замена металлического барьерного ограждения, частичная замена прогонов деревянных мостов не противоречит действующему законодательству о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "Диалог Строй" и Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" на действия комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края, государственного заказчика - КГКУ "Хабаровское Управление автомобильных дорог" при проведении открытого конкурса на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог регионального или муниципального значения Хабаровского края и дорожных сооружений на них (N0122200002515006666) необоснованными
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Е. В. Гуринович |
Члены Комиссии: |
Е.А. Свечникова |
|
В.С. Лозинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 11 сентября 2015 г. N 207
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.09.2015