Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия
рассмотрев жалобу ООО "Спектр" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Карагайская ЦРБ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку сухих смесей и каш для детского питания (извещение 0356300132115000060),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300132115000060 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку сухих смесей и каш для детского питания.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как указано выше, предметом закупки является сухая молочная смесь и каши для детского питания.
Так, в частности, установлены следующие требования: п..1 Технического задания - смесь сухая молочная адаптированная для детей с 0 до 12 месяцев, фасовка 350-400 г, п.1 - цианкобаламин (В12) - 0,10 - 0,22 мкг. В п.2 - каша сухая молочная мультизлаковая, фасовка - не менее 250 г., витамин В1 - 450-690 мкг., ниацин 1,7-5,0 мг., п.3 - каша сухая молочная рисовая - фасовка не менее 250 г., железо - 3-7 мг., витамин В1 - 0,45-0,70 мг., ниацин 2,1 - 4,5 мг., п.4 - каша сухая молочная овсяная - фасовка не менее 250 г., витамин В1 - 0,50-0,73 мг, п.5 - каша сухая молочная овсяная фасовка - 200 -250 г., витамин В1 - 0,60 - 0,73 мг, ниацин - 1,7 - 5,5 ммг., п.6 - каша сухая молочная гречневая, фасовка - 200-250 ., витамин В1 - 0,60-0,82 мг., ниацин 2,2 - 2,5 мг. и т.д.
При этом, Заказчиком в документации о закупке приведено следующее обоснование потребности испрашиваемых характеристик: некоторые требования к продуктам детского питания не соответствуют требованиям, установленным, Федеральным законом от 12.06.2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" и Решением таможенного союза N 299, в связи с тем, что потребностям Заказчика удовлетворяют продукты детского питания только определенных производителей, так как за длительный период их использования у Заказчика не было нареканий на качество, а также не было жалоб со стороны родителей на здоровье детей. Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объект закупки исходя из его потребности.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе, в данной ситуации, и к его составу.
Комиссия, не оспаривая возможность Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает следующее.
Обращение на территории Российской Федерации сухих адаптированных молочных смесей регламентируется Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 28.05.2010 N 299 (далее - Решение Комиссии Таможенного Союза) и Федеральным законом от 12.06.2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Закон N 88). Указанный закон принимается в целях защиты жизни и здоровья граждан; предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, и обеспечения достоверности информации о наименовании, составе и потребительских свойствах молока и молочной продукции (ст.3 Закона N 88).
Согласно ч.5 ст. ст.14 Закона N 88, под адаптированной молочной смесью (заменителем женского молока) понимаются продукты детского питания для детей раннего возраста, произведенные в жидкой или порошкообразной форме на основе коровьего молока или молока других сельскохозяйственных животных и максимально приближенные по химическому составу к женскому молоку в целях удовлетворения физиологических потребностей детей первого года жизни в необходимых веществах и энергии.
В соответствии с ч.8 ст.14 поименованного Закона, под продуктами детского питания моментального приготовления для детей раннего возраста понимаются сухие продукты детского питания для детей раннего возраста, восстанавливаемые до готовности в домашних условиях путем разведения питьевой водой, молоком, адаптированной молочной смесью или соком, температура которых не должна быть ниже 30 градусов Цельсия. Не допускается применение понятия "инстантный продукт".
Согласно п.1.5 Раздела 1 Главы 2 Решения Комиссии Таможенного Союза, Единые санитарные требования определяют гигиенические требования безопасности пищевых продуктов и их способности удовлетворять физиологические потребности человека в основных пищевых веществах и энергии (п.21). Продукты детского питания, а также сырье и компоненты для их производства, продукты для беременных и кормящих женщин, должны соответствовать специальным (отдельным) гигиеническим нормативам безопасности и пищевой ценности (п.58).
Комиссия отмечает, что Заказчик вправе устанавливать показатели товара, которые являются стандартными, иным образом, например, сужать их, но данные показатели должны соответствовать пределам, установленным, в частности, в Законе N 88-ФЗ, так как Закон N 88 устанавливает допустимый минимальный и максимальный уровень спорного показателя - цианкобаламина, при этом указано, что состав молочной смеси должен быть приближен к составу женского молока.
Содержание цианкобаламина (В12) в смеси регламентировано Законом N 88 и составляет 0,15-0,30 мкг, т.е. заданное Заказчиком нижнее значение - 0,10, не входит в пределы, установленные Законом N 88-ФЗ. Тоже следует из письменных пояснений (таблица "Показатели пищевой ценности"), представленной Заказчиком.
Кроме того, отсутствие допустимых пределов показателей, например, ниацина, витамина В1 в кашах, в Законе N 88, не исключает необходимости их соответствия показателям, содержащимся в данном случае, в Решении Комиссии Таможенного Союза - 4-8 мг., 0,2-0,6 мг. соответственно, тогда как Заказчиком установлены показатели, которые не входят или выходят за рамки данных диапазонов, например, ниацин 2,2-2,5 мг., витамин В 1 - 0,5-0,73 мг. и т.д.
В п. 1 ч. 2 ст. 35 Технического регламента определено, что продукты детского питания на молочной основе для детей раннего возраста должны выпускаться только расфасованными и упакованными в герметичную мелкоштучную упаковку, не превышающую объем 1 килограмм для сухих продуктов (адаптированные молочные смеси, последующие смеси, продукты прикорма, продукты моментального приготовления, каши на молочной основе).
Комиссия отмечает, что установленный в техническом задании аукционной документации объем фасовки не превысил размер, определенный Законе N 88.
Вместе с тем, обоснование применения более суженного диапазона фасовки в документации отсутствует.
Приведенное же Заказчиком обоснование в целом, по мнению Комиссии, не может свидетельствовать об исполнении требований Закона о закупках в данной части, поскольку не содержит мотивированного пояснения сужения диапазонов показателей, более того, Заказчик прямо указывает, что некоторые требования не соответствуют ни Закону N 88, ни Решению Комиссии Таможенного Союза, поскольку потребностям удовлетворяют товары только определенных производителей, что, по мнению Комиссии, является недопустимым.
При таких обстоятельствах Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Из пояснения Заказчика следует, что каждой позиции Технического задания соответствуют товары двух производителей.
Комиссией учитывается данное обстоятельство, но исключительно как соблюдение Заказчиком требований Закона о закупках в части недопущения ограничения конкуренции, однако, как указано выше, в рассматриваемом случае показатели товаров должны соответствовать нормативным актам.
В материалы дела также представлены сертификаты соответствия на часть товаров: смесь "Нутрилак", каши "Нестле", "Беллакт", в которых указано, что смесь "Нутрилак" и каши соответствуют требованиям, обозначенным в Законе N 88-ФЗ, кроме того, смесь соответствует также Решению Комиссии Таможенного Союза, что само по себе опровергает довод Заказчика о том, что спорные товары не должны соответствовать Решению Комиссии Таможенного Союза.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что показатели данных товаров соответствуют заданным Заказчиком значениям, которые (за исключением содержания цианкобаламина) входят в установленные Законом N 88 и Решением Комиссии Таможенного Союза значения. В представленной Заказчиком таблице наряду с указанными товарами, приведены характеристики каш "Хипп", которые выходят за пределы показателей, обозначенных в Решении Комиссии Таможенного Союза, например, содержание витамина В1 - 690 мкг. (именно такая верхняя граница задана Заказчиком), тогда как в Решении Комиссии Таможенного Союза - 600 мкг. и т.д.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спектр" на действия ГБУЗ ПК "Карагайская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на поставку сухих смесей и каш для детского питания (извещение 0356300132115000060) обоснованной.
2. Признать в действиях ГБУЗ ПК "Карагайская ЦРБ" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Признать в действиях ГБУЗ ПК "Карагайская ЦРБ" выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
4. В целях устранения нарушений, допущенных ГБУЗ ПК "Карагайская ЦРБ", выдать предписание ГБУЗ ПК "Карагайская ЦРБ", Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц ГБУЗ ПК "Карагайская ЦРБ" к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 сентября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2015