Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Брайн" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "ДГБ г. Березники" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по уборке прилегающей территории к зданиям ГБУЗ ПК "Детская городская больница" (извещение N 0356300203715000055),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300203715000055, ГБУЗ ПК "ДГБ г. Березники" (далее - Заказчик) проводился аукцион в электронной форме на оказание услуг по уборке прилегающей территории к зданиям ГБУЗ ПК "Детская городская больница".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 06.08.2015 г., вторая часть заявки ООО "Брайн" признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе. ООО "Брайн" признано победителем аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 239 999,96 руб.
Согласно ч. 1 ст. 70 Закона о закупках, по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о закупках, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Согласно ч.3 ст.70 Закона о закупках в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
ООО "Брайн" предложено цена контракта, которая более чем на 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта - 927 285,17 руб., в связи с чем, победителю необходимо предоставить повышенное обеспечение исполнения контракта либо информацию, подтверждающую добросовестность победителя.
Комиссией установлено, что в установленный Законом о закупках срок Заказчиком направлен победителю проект контракта. 10.08.2015 г. в установленный Законом о закупках срок, лицом, уполномоченным на совершение действий от имени победителя аукциона, подписан проект контракта, в качестве обеспечения исполнения контракта приложена банковская гарантия ПАО "О.К. Банк" N0031629 от 13.08.2015 г. на сумму 124 000,00 руб., включенная в реестр банковских гарантий, а также информация о четырех исполненных контрактах без применения неустоек, штрафов и пени в подтверждение добросовестности исполнителя.
В п. 1 Раздела 16 аукционной документации Заказчиком установлено следующее требование: Размер обеспечения исполнения договора - 10 % от начальной (максимальной) цены договора, что составляет 124 000,00 руб. В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до половины процента начальной (максимальной) цены договора или ниже и такой аукцион проводился на право заключить договор размер обеспечения исполнения договора рассчитывается исходя из начальной (максимальной) цены договора. В случае, если участником аукциона, с которым заключается договор, является государственное или муниципальное казенное учреждение, обеспечение исполнения договора не применяется. В случае, если предложенная в заявке участника аукциона цена снижена на 25% и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене договора, участник аукциона, с которым заключается договор, предоставляет обеспечение исполнения договора с учетом положений пункта 1 раздела 14 Информационной карты настоящей документации.
В соответствии с п. 3 раздела 16 аукционной документации, способ обеспечения исполнения договора определяется участником аукциона, с которым заключается договор, самостоятельно:
- безотзывная банковская гарантия, выданная банком;
- внесение денежных средств на соответствующий счет Заказчика.
В пп. 2 п. 4 Раздела 16 аукционной документации установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и содержать:
2.1. сумму банковской гарантии в размере, указанном в пункте 1 настоящего раздела, подлежащую уплате гарантом Заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом;
2.2. обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией согласно пункту 1.1 настоящего раздела;
2.3. обязанность гаранта уплатить Заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки.
Согласно п. 5 Раздела 16 аукционной документации, основанием для отказа в принятии банковской гарантии Заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 4 настоящего раздела;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении и документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона о закупках, заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В ч. 2 ст. 45 Закона о закупках установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Согласно ч.5 ст.45 Закона о закупках Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
В силу ч.6 ст. 45 Закона о закупках основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч. 7 ст. 45 Закона о закупках, в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
В ходе проведения проверки представленных победителем закупки документов Заказчиком было установлено несоответствие банковской гарантии, выданной ПАО "О.К. Банк" N0031629 от 13.08.2015 г. на сумму 124 000,00 руб., требованиям, содержащимся в аукционной документации и п. 3 ч. 6 ст. 45 Закона о закупках.
25.08.2015 г. Заказчиком принято решение об отказе в принятии банковской гарантии, предоставленной ООО "Брайн" в качестве обеспечения исполнения муниципального контракта по причине несоответствия указанной гарантии требованиям п. 3 ч. 6 ст. 45 Закона о закупках и требованиям аукционной документации, о чем Заказчиком в нарушение требований ч. 7 ст. 45 Закона о закупках не направлено письмо в адрес ООО "Брайн", в связи с чем, в действиях Заказчика имеется нарушение ч. 7 ст. 45 Закона о закупках.
В банковской гарантии ООО "Брайн" указано, что по просьбе Принципала Гарант настоящим принимает на себя обязательство возместить Бенефициару по его первому требованию убытки (в части непокрытой неустойки) при наступлении условий ответственности Гаранта, указанных в настоящей банковской гарантии.
Согласно ч.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, понятие возмещения убытков, указанное в банковской гарантии, выданной ООО "Брайн" не обеспечивает в полном объеме требуемые к обеспечению обязательства, указанные Заказчиком в аукционной документации. Исходя из выше изложенного, Банковская гарантия N0031629 от 13.08.2015 г. не соответствует требованиям документации о закупке, а также п. 1 ч. 2 ст. 45 Закона о закупках.
В п. 1 Раздела 14 аукционной документации установлено, что в случае, если при проведении такого аукциона цена договора снижена на 25% и более от начальной (максимальной) цены договора, победитель такого аукциона предоставляет:
- обеспечение исполнения договора в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения договора или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре договоров, заключенных Заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником:
- в течение одного года до даты подачи заявки на участие в аукционе трех и более договоров (при этом все договоры должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней);
- либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в аукционе четырех и более договоров (при этом не менее чем семьдесят пять процентов договоров должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней);
- либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в аукционе трех и более договоров (при этом все договоры должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
В этих случаях цена одного из договоров должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить договор или
- протокол разногласий, подписанный электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона.
В протоколе разногласий указываются замечания к положениям проекта договора, не соответствующим извещению о проведении аукциона, документации и заявке на участие в аукционе этого участника аукциона, с указанием соответствующих положений данных документов.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона о закупках, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно ч. 3 ст. 37 Закона о закупках, к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Реестр контрактов ведется в соответствии с требованиями, обозначенными в ст.103 Закона о закупках.
Согласно ч.5 ст.37 Закона о закупках, в случае проведения аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
В соответствии с ч.6 ст.37 Закона о закупках, обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Как указано выше, в качестве информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, обществом была предоставлена информация о четырех исполненных контрактах, а именно, NN0356200012614000003, 035600153814000013, 0156100007015000002, 0356200012614000074.
Комиссия отмечает, что Заказчиком с учетом требований аукционной документации, Закона о закупках, была принята во внимание информация о четырех контрактах, и так как в соответствии с данными, размещенными на официальном сайте, в реестре контрактов содержались сведения об исполнении только двух из четырех контрактов, 25.08.2015 г. Аукционной комиссией был составлен протокол об отказе от заключения контракта, участник признан уклонившимся от заключения контракта.
Комиссией установлено, что на момент составления протокола о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта, т.е. по состоянию на 28.01.2015 г., информация о том, что контракты исполнены, отсутствовала на официальном сайте. Так, сведения об исполнении, в частности, контракта N0356200012614000074 были опубликованы Заказчиком лишь 02.09.2015 г., тогда как указано, что оплата по контракту была произведена 12.10.2014 г.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что информация, подтверждающая добросовестность участника закупки, должна содержаться в реестре контрактов на официальном сайте, Аукционная комиссия действовала в соответствии с требованиями Закона о закупках.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не может быть установлено. Иное не доказано.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Брайн" на действия ГБУЗ ПК "ДГБ г. Березники" при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по уборке прилегающей территории к зданиям ГБУЗ ПК "Детская городская больница" (извещение N 0356300203715000055) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 7 ст. 45 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о закупках не выдавать, в связи с тем, что выявленное нарушение Закона о закупках не повлияло на результат закупки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 сентября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2015