На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 08.12.2016 N 1733/16 "О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Профит-плюс" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГКУ "4 Центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации (Войсковая часть 6897, Балашиха)" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение подрядных работ по объекту: "комплекс зданий военного городка (вторая очередь) войсковых частей 3111, 3472, г. Балашиха-15, Московская область", гарнизонный дом офицеров войсковой части 3111 (музей) (номер извещения 0348100053817000014) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В целях полного и всестороннего рассмотрения обращения заседание Комиссии перенесено с 19.09.2017 на 22.09.2017.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего в документации об Аукционе ненадлежащим образом срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе;
2) установившего требование о предоставлении участниками закупки в заявке на участие в Аукционе декларации, подтверждающей, что участник не является офшорной компанией;
3) установившего в документации об Аукционе требования к показателям закупаемых товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства;
4) установившего разный идентификационный код закупки в извещении о проведении Аукциона и в документации об Аукционе;
5) установившего в документации об Аукционе неправомерное ограничение физических лиц на участие в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.08.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 51 267 640 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 08.09.2017;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что аукционная комиссия Заказчика приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в Аукционе, его участником;
6) по результатам рассмотрения единственной заявки, заявка признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
1. Частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии со статьей 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Согласно извещению о проведении Аукциона дата и время начала подачи заявок - 24.08.2017 09:32, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 08.09.2017 09:00.
Таким образом, Заказчиком извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, что нарушает часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки предъявляется требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов, подлежащих предоставлению участниками в составе второй части заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В пункте 2 документации об Аукционе установлено, в том числе что "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: участник закупки не является офшорной компанией".
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование ко второй части заявки на участие в Аукционе, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В приложении N 1 "Техническое задание" документации об Аукционе установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, так например: "Парафин твердый: Минимальная температура самовоспламенения не ниже 300 °С; Температура плавления 52-58 °С; Минимальная температура вспышки не ниже 160 °С. Растворы цементные тип 1: Содержание золы-уноса в растворной смеси, максимальное значение не более 20% массы цемента; Наибольшая крупность зерен заполнителя не более 2.5 мм; Содержание золы-уноса в растворной смеси, максимальное значение не более 20% массы цемента. Гвозди строительные: Угол заострения по граням не более 40°. Битум нефтяной строительный: Глубина проникания иглы при 25 °С 5...20; Температура размягчения по кольцу и шару
90-105 °С; Температура вспышки
не ниже 240 °С. Растворы цементные тип 3: Наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть не более 2.5 мм; Максимальное содержание золы-уноса в растворной смеси не более 20% массы цемента. Семена газонных трав: Содержание семян райграс однолетний в смеси не более 30; Содержание семян овсяница луговая в смеси не более 50; Минимальная всхожесть ежа сборная не менее 70; Содержание семян райграс пастбищный в смеси не более 50; Содержание семян мятлик луговой в смеси не более 10; Содержание семян овсяница красная в смеси не должна быть более 10; Содержание семян райграс многолетний в смеси должен быть до 30; Минимальная всхожесть райграс однолетний не ниже 75; Содержание семян тимофеевка луговая в смеси не должна быть >20; Минимальная всхожесть овсяницы луговой должна быть от 80; Содержание семян Овсяница тростниковая в смеси Должна быть не >20; Минимальная всхожесть овсяница красная не должна быть
65; Содержание семян фестулолиум в смеси Должен быть менее 40; Содержание семян ежа сборная в смеси не должна быть
20; Минимальная всхожесть райграс пастбищный Должна быть не менее 75; Минимальная всхожесть мятлик луговой Должен быть от 65".
При этом, к товарам установлено требование о соответствии ГОСТ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Разделом 3 "Инструкция по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров" документации об Аукционе установлено, что: "Участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендованной заказчиком, информацию о конкретных показателях товара (материала), используемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме".
Вместе с тем, требование инструкции об указании конкретных значений по данным показателям противоречит положениям ГОСТ на соответствующие товары.
Комиссия приходит к выводу о том, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведений о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для преставления подробных сведений о нем.
На основании изложенного, установленная Заказчиком инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе не позволяет надлежащим образом заполнить такую заявку, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в ЕИС в плане-графике установлен идентификационный код: закупки 171500107715750010100100140004120413.
В извещении об Аукционе установлен идентификационный код закупки: 171500107715750010100100140014120413.
В документации об Аукционе, Заказчиком установлен идентификационный код закупки: 171500107715750010100100140144120413.
Таким образом Заказчиком в плане-графике, в извещении о проведении Аукциона и в документации об Аукционе указаны разные идентификационные коды закупки, что нарушает часть 1 статьи 23 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 1 Закона о контрактной системе особенности регулирования отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, могут быть установлены в том числе Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе).
Пунктом 3 статьи 3 Закона о государственном оборонном заказе установлено, что головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.
Пунктом 7 подпунктом 3 информационной карты документации об Аукционе установлено, что "Участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала".
Представитель Заказчика пояснил, что финансирование государственного контракта на выполнение подрядных работ, осуществляется за счет средств, выделенных на выполнение государственного оборонного заказа.
Учитывая изложенное, действия Заказчика соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. В соответствии с частью 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно извещению об Аукционе начальная (максимальная) цена контракта 51 267 640 руб.
Вместе с тем, в пункте 3 информационной карте документации об Аукционе указана начальная (максимальная) цена контракта 67 472 260 руб.
Таким образом, начальная (максимальная) цена контракта указанная в документации об Аукционе, не соответствует начальной (максимальной) цене указанной в извещении об Аукционе, что нарушает часть 1 статьи 64 Закона контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 23, части 3 статьи 63, пункта 2 части 1, части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
3. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 сентября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2017