Резолютивная часть решения оглашена "25" сентября 2017 года. В полном объеме решение изготовлено "28" сентября 2017 года.
в присутствии: представителя заказчика - управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги /___./ (доверенность, паспорт), представителя уполномоченного органа - Управления экономики и имущественных отношений г. Калуги /___./ (доверенность, паспорт), в отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы представителя ООО "СибПроектНИИ", рассмотрев жалобу N213-03з/2017 ООО "СибПроектНИИ" по существу, установила: |
19.09.2017 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "СибПроектНИИ" на положения аукционной документации заказчика - управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги при проведении аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0137300043317000825), предметом которого выполнение работ по внесению изменений в описание местоположения границ населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "Город Калуга".
ООО "СибПроектНИИ" полагает, что аукционная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в части установления в Информационной карте заявки на участие в электронном аукционе одним из требований к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе необходимость предоставления копии квалификационного аттестата кадастрового инженера, являющегося членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров (для индивидуального предпринимателя) или копии трудовых договоров двух кадастровых инженеров, являющихся членами саморегулируемой организации кадастровых инженеров, состоящих в штате участника размещения заказа, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность, с приложением копий квалификационных аттестатов на данных сотрудников (для юридического лица). Также заявитель полагает, что заказчиком нарушены нормы Федерального закона 44-ФЗ в части описания объекта закупки и сроков выполнения работ, установленные в аукционной документации.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы ООО "СибПроектНИИ", в которых указано, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а аукционная документация основана на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 12.09.2017 г. в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) опубликовано извещение N0137300043317000757 проведении электронного аукциона (номер извещения на официальном сайте N 0137300043317000825), предметом которого является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: " предметом которого выполнение работ по внесению изменений в описание местоположения границ населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "Город Калуга". (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении Аукциона, составляла 3 268 333,33 рублей.
Заказчиком по указанному Аукциону выступало - Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги.
Срок окончания приема заявок на участие в Аукционе согласно извещению о проведении электронного Аукциона - 28.09.2017 08:00.
2. В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы ООО "СибПроектНИИ" заказчиком неправомерно установлено в п.11 Информационной карты заявки на участие в электронном аукционе требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, а именно необходимость предоставления в составе заявки копии квалификационного аттестата кадастрового инженера, являющегося членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров (для индивидуального предпринимателя) или копии трудовых договоров двух кадастровых инженеров, являющихся членами саморегулируемой организации кадастровых инженеров, состоящих в штате участника размещения заказа, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность, с приложением копий квалификационных аттестатов на данных сотрудников (для юридического лица).
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В пункте 11 Информационной карты заявки на участие в электронном аукционе указаны требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, а именно: вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в частности, следующие документы и информацию:
2) копию квалификационного аттестата кадастрового инженера, являющегося членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров (для индивидуального предпринимателя) или копии трудовых договоров двух кадастровых инженеров, являющихся членами саморегулируемой организации кадастровых инженеров, состоящих в штате участника размещения заказа, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность, с приложением копий квалификационных аттестатов на данных сотрудников (для юридического лица).
На рассмотрении жалобы, представитель заказчика пояснил, что требование, установленное в п. 11 Информационной карты заявки на участие в электронном аукционе было предъявлено в связи с необходимостью оперативного получения в Управлении Россрестра большого объема информации об объектах недвижимости (земельных участках и объектах капитального строительства) в виде КПТ более чем на 50 единиц кадастрового деления. Переработка и анализ указанных документов требует знаний и навыков, которыми обладают кадастровые инженеры.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Предметом закупки является: "выполнение работ по внесению изменений в описание местоположения границ населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "Город Калуга".
В соответствии с Техническим заданием (приложение N1) аукционной документации по окончанию выполненных работ Подрядчик предоставляет Заказчику следующие документы:
- карта(ы) (план(ы)) по внесению изменений в описание местоположения границ населенных пунктов на бумажном носителе, содержащих информацию о передаче землеустроительной документации в Управление Росреестра по Калужской области, полученных в результате проведения землеустройства, в количестве одного экземпляра на каждый объект землеустройства - населенный пункт;
- карту (план) объекта землеустройства на каждый объект землеустройства - населенный пункт; в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML - схем и заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью Подрядчика, в количестве одного экземпляра.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее Закон о кадастре) кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных настоящим Федеральным законом случаях. Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, частей таких объектов недвижимости, объектов незавершенного строительства, а таюке иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
При этом границы муниципальных образований, населенных пунктов не являются объектами недвижимости, а являются объектами землеустройства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее Закон о землеустройстве), под землеустройством понимаются мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства. Объектами землеустройства признаются в том числе территории муниципальных образований, населенных пунктов.
Согласно статье 37 Закона о кадастре результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования.
В статье 19 Закона о землеустройстве установлено, что к видам землеустроительной документации относятся карты (планы) объектов землеустройства. Согласно статье 1 Закона о землеустройстве, землеустроительной документацией являются документы, полученные в результате проведения землеустройства.
Таким образом, карта (план) границ населенных пунктов, муниципальных образований (карта (план) границ объекта землеустройства) к документам, предусмотренным Законом о кадастре, не относится и подготавливается в результате проведения землеустроительных, а не кадастровых работ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В рассматриваемом случае описание объекта закупки объективного характера не носит, т.к. в результате заключения контракта необходимо выполнить землеустроительные работы по описанию местоположения границ населенного пункта и обеспечить внесение сведений о границе населенного пункта в государственный кадастр недвижимости, а не кадастровые работы, что свидетельствует о нарушении пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единые требования, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, требование о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимо лишь в том случае, если это прямо предусмотрено действующим законодательством.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Следовательно, установление Заказчиком в аукционной документации требований о предоставлении копии квалификационного аттестата кадастрового инженера, являющегося членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров (для индивидуального предпринимателя) или копии трудовых договоров двух кадастровых инженеров, являющихся членами саморегулируемой организации кадастровых инженеров, состоящих в штате участника размещения заказа, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность, с приложением копий квалификационных аттестатов на данных сотрудников (для юридического лица), противоречит части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, доводы жалобы ООО "СибПроектНИИ" в данной части признаются обоснованными.
4. Согласно доводам жалобы ООО "СибПроектНИИ", в пункте 1.2. Технического задания на выполнение работ (Приложение N1 к Информационной карте заявки на участие в электронном аукционе) установлено, что "объектами землеустройства являются 30 (тридцать) населенных пунктов, в отношении которых должны быть выполнены, общей площадью около 53 км (приложение N 2 к бланку технического задания)", в котором указаны конкретные населенные пункты и части границ, необходимые к описанию соответствующего населенного пункта.
Однако в отношении частей границ указано только количество метров, подлежащих описанию, но не конкретизированы и не обозначены какие именно части границ подлежат описанию. Описание объекта сформулировано неясно, также присутствует несоответствие единиц измерения, так как указано понятие "общей площадью", в то время, как единицы указаны в километрах, а не в квадратных величинах. Тем самым, ООО "СибПроектНИИ" полагает, что сформулированный объект закупки не позволяет возможным определить, конкретные условия выполнения работ и определить их объем.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно пункта 1.3. Технического задания на выполнение работ (приложение N 1 к Информационной карате) заказчиком установлено: "Целью работ является уточнение и внесение сведений местоположения границ населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "Город Калуга" в соответствии с требованиями земельного, градостроительного кодекса Российской Федерации".
Пунктом 1.2 Технического задания заказчиком установлено: "Объекты землеустройства: 30 (тридцать) населенных пунктов, в отношении которых должны быть выполнены, общей площадью около 53 км (приложение N 2 к бланку технического задания)".
В приложение N 2 к бланку технического задания указан перечень населенных пунктов, площадь и части границ, необходимые к описанию соответствующего населенного пункта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, в том числе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила, что в рассматриваемом случае описание объекта закупки объективного характера не носит, т.к. сформулированный объект закупки не позволяет возможным определить, конкретные условия выполнения работ и определить их объем.
Таким образом, при утверждении аукционной документации Заказчиком допущены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
5. Согласно доводам жалобы заявитель полагает, что заказчиком нарушены нормы Федерального закона 44-ФЗ в части установления невыполнимых сроков выполнения работ, установленных в аукционной документации.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Пунктом 1.4 Технического задания на выполнение работ (приложение N 1 к Информационной карте) заказчиком установлено, что "Срок выполнения работ по контракту: со дня, следующего, после даты подписания муниципального контракта и не позднее 01.12.2017. В срок выполнения работ включается срок внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости".
Согласно пояснениям представителя заказчика, сроки, установленные в п. 1.4. Технического задания на выполнение работ но внесению изменений в описание границ населенных пунктов, не могут считаться неисполнимыми ввиду того, что действующим законодательством не установлены минимально необходимые сроки проведения экспертизы землеустроительной документации и сроки внесения сведений о границе населенного пункта в ЕГРН.
Вместе с тем, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание представителя заказчика на нижеследующее.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 9 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Согласно извещению N 0137300043317000825 о проведения аукциона в электронной форме, дата проведения аукциона в электронной форме - 06.10.2017 г.
Статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации" утверждены правила направления документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Статьей 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации" утверждены правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" экземпляр землеустроительной документации необходимо передать в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства для присвоения номера объекту землеустройства.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.04.2002 N214 "Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации" до присвоения названного регистрационного номера территориальным органом Росреестра проводится государственная экспертиза землеустроительной документации.
После принятия материалов Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", необходимые для внесения сведений об объектах землеустройства в ЕГРН документы направляются в ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Росреестра".
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав в срок не позднее 15 рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов, необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
Тем самым, срок проверки землеустроительной документации и присвоения номера объекту землеустройства в территориальном органе Росреестра (30 календарный дней) и внесение в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов (15 рабочих дней), учитывая вышеуказанные нормы, превышает срок выполнения работ, указанный п. 1.4 Технического задания.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что при утверждении аукционной документации Заказчиком допущены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, в связи с допущенными существенными нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ Комиссиям Калужского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о внесении изменений в документацию электронного аукциона.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "СибПроектНИИ" обоснованной.
2. Признать действия заказчика - управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги при утверждении документации аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0137300043317000825), предметом которого выполнение работ по внесению изменений в описание местоположения границ населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "Город Калуга", нарушающими требования части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Заказчику - управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги аннулировать электронный аукцион (номер извещения на официальном сайте 0137300043317000825), предметом которого выполнение работ по внесению изменений в описание местоположения границ населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "Город Калуга".
4. Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" обеспечить возможность Заказчику - управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги аннулирования аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте N0137300043317000825), предметом которого выполнение работ по внесению изменений в описание местоположения границ населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "Город Калуга".
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 25 сентября 2017 г. N 213-03з/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2017