Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевский С.И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.
В присутствии представителей:
от заказчика - Пегешева А.В., Шуаева О.П.
от уполномоченного органа - Мещерякова О.В.
от ООО "Фортис" - представитель не прибыл.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "ФОРТИС" на действия муниципального заказчика - Комитет градостроительства администрации города Ставрополя, уполномоченного органа - Комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321300001117000333 "Мебель с целью оснащения объекта "Строительство муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 1000 мест в 529 квартале г. Ставрополя" (основное)".
По мнению заявителя жалобы, документация аукциона не соответствует требованиям Закона 44-ФЗ.
Комиссия, выслушав доводы стороны, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Представитель заказчика и уполномоченного органа пояснили:
Все процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона. Действия заказчика и уполномоченного органа соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона: Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 1 части 1 статьи 33 указанного закона предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании анализа указанных норм заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам. Так же в соответствии с вышеизложенным, заказчиком была разработана документация открытого аукциона в электронной форме N 0321300001117000333 "Мебель с целью оснащения объекта "Строительство муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 1000 мест в 529 квартале г. Ставрополя" (основное)".
Требования к товару по предмету аукциона, установлены Заказчиком в Техническом задании аукциона.
2. Как установила комиссия, в действиях муниципального заказчика - Комитет градостроительства администрации города Ставрополя, уполномоченного органа - Комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя установлены нарушения требований Закона 44-ФЗ при формировании документации об аукционе;
- В позиции 40 стол ученический 2-х местный, регулируемый по высоте заказчиком установлено: "Каркас должен быть изготовлен из стальной профильной трубы должны быть квадратного сечения 25 мм х 25 мм по ГОСТ Р 32931-2015_". Однако ГОСТ Р 32931-2015 не существует. В поисковых системах представлен ГОСТ 32931-2015, указав который в первой части заявки участник тем самым предоставит не достоверные сведения, в тоже время поставить товар соответствующий не существующему ГОСТ Р 32931-2015 невозможно.
- В позиции 12 парта ученическая одноместная, регулируемая по высоте и по наклону столешницы заказчиком установлено: "(Стол) требуется размерами, мм: длина 600; ширина 600; высота стола должна регулироваться, диапазон регулировки требуется от 580 мм до 820 мм. Стол должен соответствовать требованиям ГОСТ 11015-93 _ Стол должен регулироваться по высоте, соответствуя 5-7 группам роста".
Согласно инструкции по заполнению заявки: "Установление требований в виде интервала значений, например, "5-10", "5_10" в сопровождении слов, словосочетаний "диапазон", "диапазонное значение", а также при отсутствии наречий, например, "шире", "уже", предполагает указание участником закупки интервала значений в неизменном виде"), т.е. если следовать инструкции Заказчика, то необходимо указать диапазон регулировки стола от 580 мм до 820 мм. в неизменном виде.
Также, согласно инструкции: "Значения, выделенные курсивом либо являющиеся обозначением фракции материала, либо являющиеся обозначением диапазона рабочих температур товара, а также в случаях, не предусмотренных настоящей инструкцией, участник закупки значения изменять не должен, наименование показателя, установленное заказчиком, также подлежат указанию в составе первой части заявки в неизменном виде при этом данное требование имеет приоритет над вышеперечисленными", т.е. Заказчику требуется стол регулирующийся по высоте, соответствуя 5-7 группам роста и, одновременно с этим диапазон регулировки высоты требуется от 580 мм до 820 мм.
Одновременно с этим Заказчик требует соответствие требованиям ГОСТ 11015-93.
Согласно указанному ГОСТ, высота рабочей плоскости для столов с регулируемыми параметрами, соответствующие 5-7 группам роста, согласно табл.2 должна составлять для 5 группы не менее 700 мм, для 6 группы не менее 760 мм, для 7 группы не менее 820 мм.
Требуемый Заказчиком диапазон регулировки высоты от 580 мм не соответствует 5-7 группам роста.
Подготовить заявку, одновременно соответствующую Разделу 2. Спецификация и ГОСТ 11015-93 не предоставляется возможным.
По указанному вопросу был направлен заказчику. Ответ содержится в разъяснении положений документации об электронном аукционе от 13.09.2017 NРД1: "_Таким образом, если заказчиком установлено требование о соответствии поставляемого товара стандартам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, участник в своей заявке должен предложить товар с учетом установленного требования - указать диапазон регулировки парты ученической одноместной соответствующий 5-7 группам роста".
При этом ответ противоречит инструкции по заполнению заявки: "Установление требований в виде интервала значений, например, "5-10", "5_10" в сопровождении слов, словосочетаний "диапазон", "диапазонное значение", а также при отсутствии наречий, например, "шире", "уже", предполагает указание участником закупки интервала значений в неизменном виде_Значения, выделенные курсивом либо являющиеся обозначением фракции материала, либо являющиеся обозначением диапазона рабочих температур товара, а также в случаях, не предусмотренных настоящей инструкцией, участник закупки значения изменять не должен_".
В части остальных доводов жалобы - действия заказчика не нарушают требований действующего законодательства.
На участие в аукционе, подано 3 заявки, 3 допущены к участию в аукционе.
Таким образом, в действиях муниципального заказчика - Комитет градостроительства администрации города Ставрополя, уполномоченного органа - Комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя при формировании документации об аукционе установлены нарушения.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ФОРТИС" на действия муниципального заказчика - Комитет градостроительства администрации города Ставрополя, уполномоченного органа - Комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321300001117000333 "Мебель с целью оснащения объекта "Строительство муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 1000 мест в 529 квартале г. Ставрополя" (основное)" - частично обоснованной;
2. Признать действия муниципального заказчика - Комитет градостроительства администрации города Ставрополя, уполномоченного органа - Комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300001117000333 "Мебель с целью оснащения объекта "Строительство муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 1000 мест в 529 квартале г. Ставрополя" (основное)" не соответствующими требованиям ст. 33 Закона 44-ФЗ.
2. Выдать муниципальному заказчику - Комитет градостроительства администрации города Ставрополя, уполномоченному органу - Комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя обязательное для исполнение предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Г. Лыков
С.И. Рошевский
ПРЕДПИСАНИЕ N 642
по делу N РЗ-1784-2017 о нарушении законодательства о закупках
22.09.2017 года г. Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевский С.И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.
На основании своего Решения от 22.09.2017 года по делу N РЗ-1784-2017, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "ФОРТИС" на действия муниципального заказчика - Комитет градостроительства администрации города Ставрополя, уполномоченного органа - Комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321300001117000333 "Мебель с целью оснащения объекта "Строительство муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 1000 мест в 529 квартале г. Ставрополя" (основное)" и руководствуясь ч. 3, 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 и ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ),
предписывает:
Заказчику - Комитет градостроительства администрации города Ставрополя, уполномоченному органу - Комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя устранить нарушения требований ст. 33 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем:
1. Аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в аукционе в электронной форме N 0321300001117000333 "Мебель с целью оснащения объекта "Строительство муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 1000 мест в 529 квартале г. Ставрополя" (основное)" не учитывать требования указанные в решении по позиции 40 ГОСТ Р 32931-2015 и по позиции 12 диапазон регулировки по высоте.
3. Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения по данному делу.
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Неисполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 107 Федерального закона о размещении заказов, влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Г. Лыков
С.И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 22 сентября 2017 г. N 1784
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.09.2017