Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
||
членов Комиссии: |
А.Г. Киселёвой
А.А. Кошкумбаевой |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего специалиста первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
||
с участием представителей:
Заявителя - ООО "МЕГАСТРОЙ"
Заказчика - администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ" |
М.Э. Хисматовой
А.П. Котельникова
|
уполномоченного представителя;
уполномоченного представителя; |
рассмотрев жалобу ООО "МЕГАСТРОЙ" (вх. N 5494 от 15.09.2017) (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству беговой дорожки г. Зеленоградске Калининградской области (извещение N 0135300003817000150), (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 15.09.2017 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя при формировании конкурсной документации Заказчиком допущены нарушения Закона о контрактной системе, а именно:
- статья 33 Закона о контрактной системе устанавливает правила, которыми должен руководствоваться Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки, в том числе описание объекта закупки должно носить объективный характер, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки. Заказчик при составлении описания объекта закупки осуществляет использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заявитель полагает, что установленные Заказчиком требования в техническом задании документации об Аукционе являются избыточными.
Предметом контракта не является закупка товаров, участники закупки их самостоятельно не производят и не обязаны покупать до момента заключения контракта, а осуществляют работы, закупая необходимые товары в специализирующихся на этом поставщиков.
Таким образом, участник не может обладать сведениями о конкретных показателях указанных товаров. При установлении Заказчиком в документации, извещении об Аукционе требований к описанию закупки участниками размещения заказа следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи, с чем требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Также Заявитель отмечает, что в пункте 21 "Гравий из природного камня" технического задания документации об Аукционе присутствуют разночтения.
Таким образом, Заявитель считает, что Заказчик вводит в заблуждение участников размещения заказа, указывая противоречащие показатели в отношении одного товара, а именно фракцию.
В ходе заседания Комиссии, Заявителем также было указано на отсутствие со стороны Заказчика ответа на запрос разъяснений положений документации об Аукционе, направленном ООО "МЕГАСТРОЙ" 14.09.2017.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик, ознакомившись с жалобой Заявителя, считает ее необоснованной по следующим основаниям.
В техническом задании документации об Аукционе действительно установлено требование к электродам для сварочных работ.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель в жалобе не представил доказательств, подтверждающих тот факт, что установленные заказчиком требования повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
Установление характеристик товара обусловлено потребностями Заказчика и является правом последнего. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об Аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.
Исходя из инструкции по заполнению первой части заявки в описании товаров, в соответствии с техническим заданием документации об Аукционе, содержащем требования к товарам, использующимся при выполнении работ, указаны следующие виды показателей:
1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;
2) показатели, для которых указаны варианты значений.
3) показатели, значения которых не могут изменяться;
4) показатели, значения которых являются диапазоном.
Минимально допустимым считается предоставление участником аукциона сведений о товаре, чьи показатели соответствуют ГОСТ.
Таким образом, заказчиком устанавливаются требования к товарам в соответствии с государственным стандартом. При этом предоставление сведений в виде "конкретного" значения по смыслу инструкции однозначно трактуется как предоставление определенного, не двойственного значения, и не требует от участника предоставления сведений о товаре, которого у него нет в наличии. То есть участнику необходимо предоставить сведения о предельных значениях характеристик товара, в соответствии с действующими государственными стандартами, при этом участник вправе более глубоко конкретизировать предоставляемые сведения в целях предоставления улучшенных характеристик, если такая информация у него имеется.
Учитывая, что указанными стандартами устанавливаются требования к нормативным значениям показателей качества, нельзя признать, что по данным товарным позициям заказчиком установлены требования к химическому составу товаров. В том числе заказчиком не установлены требования к методам испытания товаров. Следовательно, заказчик не устанавливает излишних требований к товарам, а устанавливает только те показатели и характеристики товара, которые являются основополагающими, влияющими на качество товара.
Таким образом, описание объекта закупки осуществлено Заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Как поясняет Заказчик в техническом задании документации об Аукционе действительно имеет место быть разночтение относительно размера фракции, допущенное вследствие технической ошибки, но пунктом 4.1 проекта контракта предусмотрено, что Генеральный подрядчик выполняет работы в строгом соответствии со сметной документацией, согласованной в установленном порядке, требованиями действующих ГОСТ и СНиП, условиями настоящего контракта и пунктом 11 локального сметного расчета предусмотрено устройство оснований толщиной 15 см из щебня фракции 40 - 70 мм. Заказчик считает, что данная техническая ошибка не могла ввести в заблуждение никого из потенциальных участников, и не ограничивает конкуренцию.
Таким образом, Заказчик считает доводы Заявителя несостоятельными и просит признать жалобу необоснованной.
Заказчиком представлены дополнительные пояснения в части доводов Заявителя об отсутствии ответа на направленный запрос разъяснений документации, согласно которым из-за сбоя рабочей станции (компьютера) у Заказчика в предусмотренные сроки отсутствовала возможность рассмотреть и дать ответ на указанный запрос разъяснений положений документации.
Согласно вышеуказанным пояснениям Заказчика требование на основании части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены в извещении о проведении Аукциона ошибочно.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
25 августа 2017 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N 0135300003817000150 о проведении Аукциона, а также аукционная документация.
01 сентября 2017 года Заказчиком в ЕИС размещены изменения извещения о проведении Аукциона, а также аукционная документация с внесенными изменениями.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 14 178 220,00 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению N 0135300003817000150 о проведении Аукциона дата и время окончания подачи заявок 18.09.2017 11 часов 00 минут.
Оператором электронной торговой площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ") в ответ на запрос информации Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (исх. N 5494 от 15.09.2017) представлена информация о поступивших в адрес Заказчика запросов о даче разъяснений положений документации об Аукционе. Согласно представленной информации в адрес Заказчика поступало 3 (три) запроса о даче разъяснений положений документации: 31.08.2017 в 10:56:44, 11.09.2017 в 13:10:35, 14.09.2017 в 20:54:44. При этом, согласно информации, содержащейся в ЕИС, Заказчиком 01.09.2017 в 11:58 в разделе "Разъяснений положений документации об электронном аукционе" размещена аукционная документация с внесенными изменениями.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не разместившего в ЕИС разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, не соответствуют части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 данного закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Описание функциональных, технических и качественных характеристик товара не должно содержать излишних требований, двусмысленных толкований, противоречий, недостоверных и несуществующих характеристик.
Как усматривается из материалов дела, товары, используемые при выполнении работ должны соответствовать перечисленным в документации ГОСТ. Таким образом, в документации об Аукционе Заказчик описывает объект закупки (в том числе, и характеристики товаров, используемых при выполнении работы), выбрав показатели, определяющие соответствие закупаемой работы предусмотренным заказчиком требованиям, а также три группы значений показателей: максимальные и (или) минимальные значения; значения показателей, которые не могут изменяться. В свою очередь, по смыслу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в инструкции по заполнению заявки участником закупки заказчик определяет, в том числе, в какой именно форме (порядке) сведения о предлагаемом для использования товаре подлежат представлению для их рассмотрения аукционной комиссией.
Согласно инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в Аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов):
"Участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме рекомендуемой заказчиком информацию о конкретных показателях товара (материала), используемого при выполнении работ, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме <_>. Конкретные показатели, характеристики товара (материала), используемого при выполнении работ, представляются в отношении каждого вида (типа) товара (материала), используемого при выполнении работ по предмету аукциона. Показатели физико-механических свойств, а так же иные качественные и количественные характеристики каждого товара (материала) в рамках одной характеристики, должны быть точно и индивидуально подобраны для каждого конкретного товара (материала) с учетом реально существующих физико-механических свойств требуемого товара (материала) и не должны противоречить составу документации об электронном аукционе, а так же законодательным актам Российской Федерации, государственным стандартам (в том числе признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам), санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Согласно положениям документации закупки, товар, необходимый для выполнения работ, являющихся предметом закупки, должен иметь следующие качественные и технические характеристики, в том числе:
п. 2 "Горячекатаная арматурная сталь <>" - предел текучести "Т" арматурной стали должен быть не менее 390 Н/мм2; временное сопротивление разрыву "В" арматурной стали должно быть не менее 560 Н/мм2; относительное удлинение "5" арматурной стали должно быть не менее 14 %.
п. 8 "Известь строительная, негашеная<_>" - активные СаО + МgO не менее 50 % по массе; Активный МgO не более 40 % по массе; СО2 не более 11 % по массе.
п. 12 "Щебень из природного камня <_>" - потеря массы при испытании щебня на дробимость из осадочных горных пород в сухом состоянии должна быть не более 24 %; потеря массы при испытании щебня на дробимость из осадочных горных пород в насыщенном водой состоянии должна быть не более 28 %.
п. 14 "Проволока стальная <_>" - временное сопротивление разрыву проволоки в диапазоне должно быть не менее 340 не более 540 Н/мм2.
п. 20 "Прокат арматурный <_>" - временное сопротивление арматурного проката должно быть не менее 600 Н/мм2; предел текучести арматурного проката должен быть не менее 500 Н/мм2.
Исходя из системного анализа положений документации и ГОСТ, указанных Заказчиком в таблице "Характеристики товаров, используемых при выполнении работ по устройству беговой дорожки г. Зеленоградске Калининградской области" (далее - Таблица), находящейся в Разделе 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные параметры товара являются расчетной величиной и используются при испытании товаров в соответствии с требованиями ГОСТ. Проведенные испытания не свидетельствует о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках объекта закупки, они лишь используются для определения данных характеристик объекта закупки. Таким образом, результаты испытаний товаров не могут быть признаны показателем товара. Участник Аукциона в процессе подготовки заявки не должен обладать информацией о точном значении вышеуказанных показателей.
При условии соответствия товара требованиям ГОСТ допустимые значения показателей товара и результатов испытаний не могут отличаться и выходить за пределы, установленные государственным стандартом, следовательно, требование к их описанию является избыточным.
Учитывая, что Закон о контрактной системе предусматривает обязанность участника закупки представлять в составе первой части заявки на участие в Аукционе конкретные показатели, характеристики товаров в соответствии с требованиями документации об Аукционе, предоставление сведений о сырье и материалах, используемых при изготовлении указанных товаров Законом о контрактной системе не предусмотрено.
В связи с тем, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации об Аукционе, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок состава веществ, используемых при изготовлении товаров, используемых при выполнении работ, а также показателей испытаний товаров ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Аналогичные требования к результатам испытаний товаров, к сырью и материалам, используемым при изготовлении товаров, используемым при выполнении работ, установлены Заказчиком в прочих пунктах Таблицы, находящейся в Техническом задании документации Аукциона.
Кроме того, согласно наименованию п. 21 Таблицы гравий из природного камня должен быть фракцией св. 20 до 40, однако согласно описанию данного показателя размеры зерен должны быть св. 40 до 70 мм.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к составу материалов, используемых при выполнении работ по контракту, а также значений показателей испытаний и допустившего в документации об Аукционе разночтения не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки закупки установлено следующее.
Согласно положениям статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) объектом капитального строительства признаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; строительством является создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно приложению к приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" описанием вида разрешенного использования земельного участка "Спорт" является: размещение объектов капитального строительства в качестве спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, устройство площадок для занятия спортом и физкультурой (беговые дорожки, спортивные сооружения, теннисные корты, поля для спортивной игры, автодромы, мотодромы, трамплины, трассы и спортивные стрельбища).
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе объектом закупки являются работы по устройству беговой дорожки г. Зеленоградске Калининградской области.
Пунктом 1.1 проекта контракта определено, что заказчик поручает, а Генеральный подрядчик принимает на себя обязательства по устройству беговой дорожки г. Зеленоградске Калининградской области.
Пункт 1.2 проекта контракта определяет, что указанные в п. 1.1 работы выполняются генеральным подрядчиком в соответствии, в том числе, со сметной документацией.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Проектная документация определяет объем, содержание работ в другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 (далее - Положение).
Из анализа Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости),
Таким образом, документация о закупке должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Таким образом, отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта.
В ходе заседания по рассмотрению жалобы Заявителя Комиссией установлено отсутствие в ЕИС опубликованной в полном объеме проектной документации на работы по устройству беговой дорожки г. Зеленоградске Калининградской области, предусмотренные документацией об Аукционе. Представителем Заказчика не отрицалось отсутствие указанной проектной документации.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что отсутствие проектной документации в полном объеме для работ, выполняемых в соответствии с документацией об Аукционе, является нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе:
- требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 34 Раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе к участникам Аукциона установлены следующие требования, в том числе:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, при этом СРО, в которой состоит участник аукциона, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;
- участник должен иметь право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии).
Согласно пункту 21 Раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе к участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 с указанием - документы, входящие во вторую часть заявки.
Согласно пункту 19 Раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и информацию, в том числе:
- действующая на дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе выписка (копия такой выписки) из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, членом которой является участник закупки, по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58, подтверждающая наличие у участника закупки права выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии).
Предельный размер обязательств по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым участником аукциона внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, соответствующий уровню ответственности участника закупки, указанному в выписке, должен быть не менее предложенной участником закупки на торгах цены контракта. При отсутствии предложения о цене контракта в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ, ч. 20 статьи 68 Закона N 44-ФЗ, предельный размер обязательств по таким договорам должен быть не менее начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с извещением N0135300003817000150 о проведении Аукциона к участникам закупки установлены следующие требования:
- единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ);
- требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ);
- требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ);
- требования к участникам закупок в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в нарушении пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении не указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с установленными требованиями. Кроме того, требования установленные Заказчиком в извещении о проведении Аукциона в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе не соответствуют объекту закупки, являются избыточными, и также нарушают пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила), действующими на момент публикации извещения о проведении Аукциона.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Вместе с тем, пунктом 7.5.2 муниципального контракта установлено, что за ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту Заказчик, Заказчик - застройщик уплачивают штраф в виде фиксированной суммы в размере ________ руб., определенной в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063, а именно 2,5 % от цены Контракта.
Таким образом, в проекте контракта документации об Аукционе Заказчик предусматривает за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по контракту размер штрафа, определенный Правилами только как для значения цены контракта не превышающей 3 млн. рублей, то есть сниженной в результате проведения Аукциона более чем на 79% от НМЦК, и не предусматривает размер штрафа, составляющий 2 % от цены контракта, на тот случай, если в результате проведения Аукциона цена контракта превысит 3 млн. рублей.
Вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МЕГАСТРОЙ" обоснованной.
2. Признать Заказчика - администрацию муниципального образования "Зеленоградский городской округ" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, часть 4 статьи 65, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк АСТ" (в части имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
А.Г. Киселева
А.А. Кошкумбаева |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 22 сентября 2017 г. N КС-236/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2017