Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
||
членов Комиссии: |
А.Г. Киселёвой
А.А. Кошкумбаевой |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего специалиста первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
||
с участием представителей:
Заказчика - ФГБУ "Управление "Калининградмелиоводхоз" |
М.Ю. Дедковой Ю.С. Коневой |
уполномоченного представителя; уполномоченного представителя; |
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Профит-плюс", уведомленных надлежащим образом о месте и времени заседания Комиссии;
рассмотрев жалобу ООО "Профит-плюс" (далее - Заявитель) (вх. N 5555 от 18.09.2017) на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 0335100004717000022) на проведение противопаводковых мероприятий на мелиоративных объектах: водоприемник р. Оса с ПК65 по ПК125 в МО "Славский городской округ" (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 18.09.2017 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя при формировании конкурсной документации Заказчиком допущены нарушения Закона о контрактной системе, а именно:
1) По мнению Заявителя, срок окончания подачи заявки на участие в Аукционе согласно положениям статьи 194 Гражданского Кодекса Российской Федерации должен быть установлен не ранее 19.09.2017 23:59.
Заказчиком указано дата и время окончания подачи заявок 19.09.2017 10:00
Таким образом, как считает Заявитель, действиями Заказчика, не надлежащим образом установившего срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе, нарушена часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2) Заявитель считает, что Заказчиком установлено неправомерное требование декларирования о непринадлежности участника закупки к организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики. Тем самым оставляя возможность необоснованного отклонения участников.
3) По мнению Заявителя Заказчиком в проекте государственного контракта не предусмотрена возможность заключения такого контракта с физическим лицом, что является нарушением части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4) Заявитель указывает, что раздел 7 "Приемка выполненных работ" проекта контракта Заказчиком определен порядок приемки выполненных работ. Однако статьи данного раздела не содержат информацию о сроке приемки выполненных работ. Действия Заказчика нарушают положения, установленные в пункте 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также нарушают права и законные интересы Подрядчика, поскольку создают неопределенность в сроках исполнения обязательств со стороны Заказчика.
5) Заявитель считает что, Заказчиком не указан конкретный срок окончания действия контракта. Таким образом, с учетом возможной пролонгации его действия ввиду различных обстоятельств, а также отсутствия срока приемки работ, невозможно определить конкретный срок действия банковской гарантии, что является нарушением положений Закона о контрактной системе.
Заявитель просит аннулировать результаты проведения Аукциона, привлечь лиц, допустивших нарушения к административной ответственности.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик, ознакомившись с жалобой Заявителя, считает ее необоснованной по следующим основаниям.
1) Согласно извещению о проведении Аукциона, опубликованному 04.09.2017 в 11:24, дата и время начала подачи заявок установлена 04.09.2017 11:24, датой и временем окончания подачи заявок установлено 19.09.2017 в 10:00. Период между датой размещения и датой окончания срока подачи заявок составляет 15 дней (4-18.09). Таким образом, Заказчиком соблюдено требование о временном периоде, который должен быть выдержан до даты истечения срока подачи заявок - не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.
2) Оставление данного требования в составе документации является технической ошибкой, допущенной при составлении документации по образцу предыдущих закупок, размещаемых до 31.05.2017. С 31.05.2017 года Заказчик не отклоняет участников по данному основанию при рассмотрении вторых частей поданных заявок.
3) Доводы Заявителя о том, что Заказчиком в проекте государственного контракта не предусмотрена возможность заключения такого контракта с физическим лицом не состоятельны, так как в пункте 2.1.1 проекта контракта предусмотрен порядок уменьшения налоговых платежей в случае заключения контракта с физическим лицом.
4) Пунктом 6.2.13 проекта контракта предусмотрено обязательство подрядчика в срок до 25 числа ежемесячно представлять отчеты о выполненных работах с указанием объемов по видам работ. Пунктом 4.2 проекта контракта предусмотрен окончательный срок выполнения работ, который означает выполнение, сдачу и приемку Заказчиком работ, составляющих предмет контракта. Таким образом, определены промежуточные сроки сдачи работ и окончательный срок до которого необходимо завершить выполнение и сдачу работ.
5) В проекте контракта содержатся все необходимые данные для исчисления срока банковской гарантии, а именно в пункте 4.2. отражен срок завершения всего объема работ, который заключает в себе выполнение работ, их сдачу и приемку Заказчиком. Пункт 3.1 отражает срок оплаты работ. Таким образом, месячный срок необходимо отсчитывать от даты завершения работ плюс срок оплаты.
На основании изложенного Заказчик полагает, что документация о проведении Аукциона полностью соответствует требованиям законодательства РФ.
Таким образом, Заказчик считает доводы Заявителя несостоятельными и просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
04 сентября 2017 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N 0335100004717000022 о проведении Аукциона, а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 3 360 767,00 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению N0335100004717000022 о проведении Аукциона и документации об Аукционе:
дата и время начала срока подачи заявок - 04.09.2017 11:24;
дата и время окончания срока подачи заявок - 19.09.2017 10:00.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации <_>.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно пункту 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Таким образом, днем окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должен быть день, который наступает после истечения полных пятнадцати дней после опубликования извещения о проведении Аукциона.
Вместе с тем срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе установлен на пятнадцатый день после опубликования извещения о проведении Аукциона, однако, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, указанный срок должен быть установлен не ранее 20.09.2017.
На основании вышеизложенного комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, сократившего сроки окончания подачи заявок на участие в Аукционах, нарушают часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, предъявление требований о наличии в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, возможно только в том случае если в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предъявляются определенные требования.
В силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В пункте 2 раздела 8 главы II "Информационная карта" документации об Аукционе (далее - ИК) Заказчиком установлены требования к содержанию и составу второй части заявки, в том числе о необходимости предоставления декларации о непринадлежности участника закупки к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики. Декларация подается в свободной форме, заверенная подписью и печатью (при наличии) участника.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года N 1457, предусматривающее запрет на выполнение работ, оказание услуг, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 02.06.2017 N 672. Запреты или ограничения, установленные подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента РФ от 28.11.2015 N 583, отменены Указом Президента РФ от 31.05.2017 N 244 с 31 мая 2017 года.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в настоящее время не установлен запрет на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Кроме того, законодательством не устанавливалось дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что в нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки декларации о непринадлежности участника закупки к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно пункту 2.1.1 главы V "Проект государственного контракта" документации об Аукционе:
"Цена Контракта, указанная в п.2.1 настоящего Контракта, подлежит уменьшению на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица".
Таким образом, Заказчиком в Разделе 5 "Проект контракта" документации об Аукционе учтены требования части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно пункту 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
В соответствии с пунктом 5.2.4 главы V "Проект государственного контракта" документации об Аукционе (далее - Проект контракта) Заказчик обязан обеспечить приемку выполненных работ в сроки и на условиях, указанных в настоящем контракте.
Пунктами 6.2.13, 7.1, 7.2 Проекта контракта установлена обязанность подрядчика ежемесячно в срок до 25 числа представлять Заказчику отчет о выполненных работах с указанием объемов по видам работ и протяженности каналов, завершенных полным циклом работ с предоставлением акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), счета (либо счета-фактуры, если подрядчик является плательщиком НДС), исполнительной документации, а также по окончании всего объема Работ акта законченного строительством объекта (форма КС-14).
Согласно пункту 7.3 Проекта контракта приемка законченного работами объекта по настоящему контракту производится путем подписания сторонами Актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ, затрат (форма КС-3) и Акта законченного строительством объекта (форма КС-14).
В силу пункта 7.4 Проекта контракта работы считаются принятыми в полном объеме в день подписания (без замечаний) Заказчиком акта законченного строительством объекта (форма КС-14).
Таким образом, положениями проекта контракта определены сроки для предоставления отчетов о выполненных работах для Генерального подрядчика, при этом в проекте контракта отсутствуют условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов), а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, что нарушает требования части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно положениям пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Комиссией установлено, что в извещении о проведении Аукциона, опубликованном в ЕИС, указан размер обеспечения исполнения контракта, составляющий 336 076,70 рублей.
Вместе с тем, порядок предоставления обеспечения исполнения государственного контракта, требования к данному обеспечению в извещении о проведении Аукциона не указаны, что нарушает пункт 8 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Пункт 8 части 1 статьи 64 устанавливает, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Таким образом, исполнение контракта включает в себя исполнение сторонами всех своих обязательств по контракту, в том числе приемку и оплату выполненной работы Заказчиком.
Пунктом 1.3 Проекта контракта установлено, что заказчик обязуется обеспечить приемку работ в установленные настоящим Контрактом сроки и оплатить выполненные подрядчиком работы в соответствии с условиями Контракта.
Согласно пункту 1.5 Проекта контракта подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему контракту), Локальным сметным расчетом, ведомостью объемов.
В соответствии с пунктами 4,1, 4,2 проекта контракта срок начала работ - с даты заключения настоящего контракта; срок завершения всего объема работ по настоящему Контракту - по 01 декабря 2017 года.
В силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок может быть обозначен календарной датой, периодом времени в годах, месяцах, днях, так и определен указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Поскольку невозможно установить, когда наступит событие, связанное с исполнением всех обязательств сторонами по условиям контракта, установление срока действия банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта, превышающего срок действия контракта не менее чем на один месяц, также невозможно.
На основании вышеизложенного, Комиссия, принимая во внимание отсутствие надлежащим образом установленного срока приемки выполненных работ, а соответственно и конкретного срока действия контракта, приходит к выводу об отсутствии в документации об Аукционе требований к обеспечению исполнения контракта в случае выбора способа обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии, что нарушает пункт 8 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" обоснованной.
2. Признать Заказчика - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области" нарушившим часть 3 статьи 63, часть 6 статьи 66, часть 13 статьи 34, пункт 8 статьи 42, пункт 8 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" (в части имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
А.Г. Киселева
А.А. Кошкумбаева |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 25 сентября 2017 г. N КС-238/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2017