Резолютивная часть оглашена
20.09.2017 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалоба ООО "ТАНДЕМ" (далее - Заявитель) на действия МБУ "Управление градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства" Волжского района Самарской области (далее-Заказчик) при проведении электронного аукциона на строительство объекта: "КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ" Общеобразовательная школа А-17/3" Самарская область, Волжский район, в районе п.г.т. Смышляевка (извещение N 0142200001317009643, начальная (максимальная) цена контракта - 168 420 541,55 рублей) (далее-аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ТАНДЕМ" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
ООО "ТАНДЕМ" считает, что Заказчиком допущено нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при составлении документации об электронном аукционе, а именно требования к доскам, бетону противоречат ГОСТам.
Кроме того, Заявитель ООО "ТАЕДЕМ" считает, что в аукционной документации Заказчика установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
По мнению Заявителя, включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа просят в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Заявитель ООО "ТАНДЕМ" считает, что Заказчиком допущено нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при составлении документации об электронном аукционе, а именно требования к доскам, бетону противоречат ГОСТам.
Пунктом 1.10 технического задания аукционной документации требуется: "Доски. Доски обрезные или необрезные, длиной более 4 м, толщиной от 44 мм, шириной 75 мм-
150 мм. Сорт II или III. Влажность древесины не менее 21%. Пластевые сквозные, в том числе выходящие на торец трещины допускаются длиной в долях длины пиломатериала не более 1/6 или длиной не более 200 мм. Торцовые (кроме трещин усушки) допускаются на одном торце длиной не более ширины пиломатериала. Червоточина допускается на любом однометровом участке длины до 4 шт. Инородные включения (проволока, гвозди, металлические осколки и др.), механические повреждения и пороки обработки не должны допускаться. Стрела прогиба при продольной покоробленности, в долях длины пиломатериала, не должна быть более 0,4%. Должны соответствовать ГОСТ 8486-86 ".
Заявитель указывает, что в пункте 1.10 технического задания аукционной документации, Заказчиком установлены требования к доскам, не соответствующие ГОСТ 18288-87. В соответствии с Межгосударственным стандартом производства лесопильного ГОСТ 18288-87, утвержденным и введенным в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29 июня 1987 года установлены термины и определения понятий в области лесопильного производства. Межгосударственный стандарт пиломатериалов хвойных пород (ГОСТ 8486-86) распространяется на пиломатериалы хвойных пород и устанавливает технические требования к пиломатериалам, предназначенным для использования в народном хозяйстве и на экспорт. В пункте 1.2 данного ГОСТ указано, что номинальные размеры пиломатериалов и предельные отклонения от номинальных размеров определяются по ГОСТ 24454.
Межгосударственный стандарт пиломатериалов хвойных пород (ГОСТ 24454-80) распространяется на обрезные и необрезные пиломатериалы хвойных пород и устанавливает требования к размерам пиломатериалов, используемых для нужд народного хозяйства и экспорта. В соответствии с данным ГОСТ 24454-80 допускается изготовление пиломатериалов с размерами, указанными заказчиком:
Номинальные размеры толщины и ширины
мм
------------------------------------------------------------------ Толщина | Ширина -----------+------------------------------------------------------ 16 | 75 | 100 | 125 | 150 | - | - | - | - | - 19 | 75 | 100 | 125 | 150 | 175 | - | - | | - 22 | 75 | 100 | 125 | 150 | 175 | 200 | 225 | - | - 25 | 75 | 100 | 125 | 150 | 175 | 200 | 225 | 250 | 275 32 | 75 | 100 | 125 | 150 | 175 | 200 | 225 | 250 | 275 40 | 75 | 100 | 125 | 150 | 175 | 200 | 225 | 250 | 275 44 | 75 | 100 | 125 | 150 | 175 | 200 | 225 | 250 | 275 50 | 75 | 100 | 125 | 150 | 175 | 200 | 225 | 250 | 275 60 | 75 | 100 | 125 | 150 | 175 | 200 | 225 | 250 | 275 75 | 75 | 100 | 125 | 150 | 175 | 200 | 225 | 250 | 275 100 | - | 100 | 125 | 150 | 175 | 200 | 225 | 250 | 275 125 | - | - | 125 | 150 | 175 | 200 | 225 | 250 | - 150 | - | - | - | 150 | 175 | 200 | 225 | 250 | - 175 | - | - | - | - | 175 | 200 | 225 | 250 | - 200 | - | - | - | - | - | 200 | 225 | 250 | - 250 | - | - | - | - | - | - | - | 250 | -
Кроме того, согласно примечания к данной таблице по требованию потребителя допускается изготовлять пиломатериалы с размерами, не указанными в таблице.
Также комиссией при изучении соответствующего раздела аукционной документации установлено, что заявитель ссылается на ГОСТ, соответствие которому заказчик не требует.
Пунктом 2.27 технического задания аукционной документации требуется: "Бетон. Бетон тяжелый класса по прочности на сжатие В25 или В30. Нормативное сопротивление бетона осевому сжатию более 18 МПа. Нормативное сопротивление бетона осевому растяжению 1,55 МПа; 1,75 МПа. Значение начального модуля упругости бетона при сжатии и растяжении, МПа*10-3, 30 или 32,5. Должен соответствовать СП 63.13330.2012, ТЗ.".
Комиссией антимонопольного органа установлено, что марка морозостойкости бетона указана Заказчиком в соответствии с таблицей 6.3 СП 63.13330.2012, неуказание базового метода в аукционной документации не влечет невозможность указания участником закупки показателей, предусмотренных СП, ГОСТ и не противоречит ГОСТ 26633-2015.
Марки бетона по морозостойкости
Бетон |
Марки по морозостойкости |
Тяжелый, напрягающий и мелкозернистый бетоны |
F50; F75; F100; F150; F200; F300; F400; F500; F600; F700; F800; F1000 |
Легкий бетон |
F25; F35; F50; F75; F100; F150; F200; F300; F400; F500 |
Ячеистый и поризованный бетоны |
F15; F25; F35; F50; F75; F100 |
Таким образом, в действиях Заказчика не усматривается нарушения законодательства о контрактной системе.
Кроме того, Заявитель ООО "ТАЕДЕМ" считает, что в аукционной документации Заказчика установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
По мнению Заявителя, включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Заказчиком в соответствии с техническим заданием аукционной документации, в частности требуется: "Рубероид. Разрывная сила при растяжении, Н (кгс), не менее 216 (22), масса покровного состава г/м2, не менее 500, водопоглащение в течении 24 ч., % по массе, не более 2, при испытании при темпкературе (353 +/-2) К в тесение не менее 2 ч. На поверхности образца не должно быть вздутий и следов перемещения покровного слоя. При испытании при давлении не менее 0,001 МПа (0,01 кгс/см2) в течение не менее 72 ч. На поверхности образца не должно быть признаков проникания воды; Мастика. Диапазон температуры каплепадения, 0С, 48-52, диапазон температуры размягчения, 0С, 55-60, глубина проникновения 0,1 мм иглы при 25 0С более 35 мм., усадка при охлаждении не более 8%, водонипроницаемость должна быть полная, минеральные кислоты и щелочи должны отсутствовать; Арматурная сталь. Площадь поперечного сечения стержня должна быть более 0,7 см2. Масса профиля до 8,9 кг. Длина профиля не более 10 м. Механические свойства: предел текучести не менее 235 Н/мм2, временное сопротивление разрыву не менее 38 кгс/мм2, относительное удлинение не менее 14 %; Гидроизоляционный материал. Температура хрупкости вяжущего, °С, до -30., температура гибкости на брусе радиусом 25 мм, не выше -20 °С. Теплостойкость, °С, не менее 95. В основе должна быть стеклоткань, разрывная сила при растяжении: в продольном направлении не менее 800 Н, в поперечном направлении более 800 Н. Толщина более 3 мм. Водопоглощение 24 ч, % по массе, не более 1".
В данном случае инструкция по заполнению заявки участника не содержит требований по конкретизации характеристик компонентов товара, показателей товара, которые не могут быть определены на этапе подачи заявок.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Инструкцией по заполнению первых частей заявок на участие в электронном аукционе определено: "- (тире)" и "_" - означает диапазон значений, включающий в себя крайние значения диапазона, из которого необходимо выбрать конкретное значение. В случае перечисления характеристик товара через точку с запятой, участник закупки должен указать любое значение по своему выбору".
Указанные требования Инструкции по заполнению первой части заявки аукционной документации не могут быть исполнены в силу химико-физической природы отдельных материалов и их непостоянства. Требования их конкретизации в заявках участников закупки провоцируют последних на предоставление недостоверных сведений в отношении материалов, что является самостоятельным основанием к отказу в допуске в силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в соответствии с техническим заданием аукционной документации, в частности требуется: "Проволока. Площадь поперечного сечения менее 0,34 см2. Масса 1 м длины проката более 0,154 кг. Относительное сужение поперечного сечения после разрыва должно быть более 60%. Временное сопротивление, Н/мм2, 420-540" и т.д.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы России "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Заказчиком в аукционной документации установлена Инструкция, требующая конкретизации характеристик материалов, которые не могут быть конкретизированы при подаче заявок и исполнении контракта. В документации закупки отсутствует надлежащая Инструкция по указанию характеристик материалов.
Указанное нарушение препятствует подготовке заявок на участие в электронном аукционе, о чем свидетельствует жалоба Заявителя.
Вместе с тем, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что ранее в Самарском УФАС России рассматривалась жалоба ООО "ОПТ-СНАБ" на действия МБУ "Управление градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства" Волжского района Самарской области, по результатам рассмотрения которой в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в связи с установлением в аукционной документации ненадлежащей инструкцией по заполнению первых частей заявок.
Кроме того, материалы жалобы переданы уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 3.36. Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На участие в электронном аукционе подано 2 заявки, все участники допущены к участию в электронном аукционе.
С учетом изложенного, Комиссией Самарского УФАС России принято решение предписание об устранении нарушений, допущенных при осуществлении закупки не выдавать.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" необоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.Предписание об устранении нарушений, допущенных при осуществлении закупки не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20 сентября 2017 г. N 1149-8369-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.09.2017