Резолютивная часть оглашена
22.09.2017 г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" жалобу ООО "РемСтройСпец" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирных домов в с. Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области (извещение N 0142300027117000209, начальная (максимальная) цена контракта - 2 185 404,40 рублей).
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России принята к рассмотрению ООО "РемСтройСпец" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирных домов в с. Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области (извещение N 0142300027117000209, начальная (максимальная) цена контракта - 2 185 404,40 рублей).
Заявитель считает, что заказчиком установлены требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе, в инструкции по заполнению заявок установлены противоречивые требования по указанию значений, сопровождаемых символами, а также установлены избыточные требования к материалам, требующие проведения испытаний. Кроме того, заказчиком указаны характеристики материалов не в соответствии с действующими ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д.
Представители заказчика против доводов заявителя возражали, просили отказать в удовлетворении жалобы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
11.09.2017 заказчиком на официальном сайте http://zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0142300027117000209 на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирных домов в с. Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области.
18.09.2017 в 10 часов 22 минуты заказчиком размещен документ "Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 18.09.2017 N ИИ1".
Согласно части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Однако заказчиком, в нарушение требований данной статьи Закона о контрактной системе, срок подачи заявок установлен до 09:00 часов 25.09.2017, тем самым заказчиком нарушены требования части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен перечень единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки.
В аукционной документации заказчика установлены следующие требования:
"При осуществлении закупки устанавливаются следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно:
Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства*
Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже предложения участника Закупки о цене контракта**.
С 1 июля 2017 года вступили в законную силу поправки к Градостроительному кодексу РФ, которые предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ. В соответствии с внесенными изменениями не все строительные организации должны вступать в СРО. Эта обязанность осталась у генподрядных организаций (и ИП), заключающих договоры строительного подряда на конкурсной основе на сумму свыше 3 миллионов рублей; застройщиков, которые строят самостоятельно; технических заказчиков. Не нужно участие в СРО тем, кто заключает договоры подряда на сумму менее 3 миллионов рублей; организациям с госучастием; физлицам, занимающимся ИЖС; тем, кто строит объекты не капитального строительства (киоски, навесы и т.п.); организациям, по договору осуществляющим строительный контроль.
Согласно извещению N 0142300027117000209 начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 185 404,40 рублей.
Следовательно, работы, выполнение которых требуется в данной закупке: "Выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирных домов в с. Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области", не входят в указанный выше перечень, соответственно, не требуют членства в СРО.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании изложенного в действиях заказчика усматривается нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В инструкции по заполнению первых частей заявок заказчиком установлены следующие требования:
"В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз.
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ.
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой" (по одному значению до и после символа ";")".
Следовательно, в указанной выше инструкции по указанию значений, сопровождающихся одновременно символами "точка с запятой", "запятая" содержатся разночтения, что вводит участников в заблуждение и позволяет указать противоречивые сведения. Следовательно, заказчиком допущено нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Таким образом, Заказчик вправе включить документацию такие технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту "б" части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В аукционной документации заказчиком указаны требования к материалам, используемым при выполнении работ в соответствии с нормами недействующих ГОСТ, как например:
В пункте 8 предъявлены требования к смесям асфальтобетонным горячим крупнозернистым, указано о соответствии ГОСТ 9128-2013:
- Водонасыщение не менее 1,0 и не более 6,0 % по объему;
- Набухание не более 1,0 % по объему;
- Пористость минерального остова не менее 15 и не более 22 %;
- Содержание битума не более 95 % от массы минеральной части.
В действующем в настоящее время ГОСТ 9128-2013 "ГОСТ 9128-2013. Межгосударственный стандарт. Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 17.12.2013 N 2309-ст), отсутствуют указанные заказчиком характеристики, что вводит участников в заблуждение и позволяет указать противоречивые сведения. Следовательно, заказчиком допущено необъективное, нестандартное описание объекта закупки, чем нарушены требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель также ссылается на то, что в требованиях заказчик предъявляет такие требования, как:
- в п. 8 Массовая доля, зерен, мм 0,63; Массовая доля, зерен, мм 0,071.
- в п. 9 Содержание зерен крупностью св. 10 мм, определяемых полным остатком на сите; содержание зерен крупностью св. 5 мм, определяемых полным остатком на сите; содержание зерен крупностью менее 2,5 мм, определяемых полным остатком на сите; содержание зерен крупностью менее 1,25 мм, определяемых полным остатком на сите; содержание зерен крупностью менее 0,315 мм, определяемых полным остатком на сите и т.д.
- в п. 9 Марка гравия по дробимости в цилиндре,
- в п. 10 Потеря массы при испытании на истираемость; потеря массы при испытании щебня на дробимость в сухом и в насыщенном водой состоянии; полные остатки на контрольных ситах; потеря массы при распаде; содержание фосфорита, магнетита, нефелина, апатита, гетита.
- в п. 13 условная вязкость при 20 о С; остаток на сите N 0,14 и т.д., которые участник не может определить конкретно (т.е. необходимо иметь в наличии товар, для проведения определенных испытаний).
Данный довод заявителя своего подтверждения на нашел, поскольку инструкцией по заполнению первых частей заявок, установленной заказчиком, не требуется конкретизация значений, указанных заявителем.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе других доказательств заявителем не представлено.
Комиссия Самарского УФАС России в действиях Заказчика усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирных домов в с. Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области (извещение N 0142300027117000209, начальная (максимальная) цена контракта - 2 185 404,40 рублей).
Комиссия Самарского УФАС приняла решение не выдавать предписание по результатам рассмотрения жалобы, так как указанные нарушения не повлияли на результат закупки.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ремстройспец" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 31, части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 22 сентября 2017 г. N 1172-12485-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2017