На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) от 06.09.2017 года N 87"О проведении внеплановой проверки" Комиссия Самарского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: "_"
рассмотрев обращениеООО "Эксперт Центр" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Муниципального бюджетного учреждения "Управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кинельского района"(далее - Заказчик), Администрации муниципального района Кинельский(далее - Уполномоченный орган)при проведении электронного аукциона на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов сельского поселения Георгиевка муниципального района Кинельский Самарской области (извещение N 0142300007817000047, начальная (максимальная) цена контракта - 5 318 428,74 рублей),
в присутствии представителей: "_"
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращениеООО "Эксперт Центр", содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Согласно обращению ООО "Эксперт Центр",Заказчикомсоставлена документация закупки с нарушением требований, установленных законодательством, затрудняющая подготовку заявок на участие в электронном аукционе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом, указанном в обращении, и сообщили, что при проведении закупки действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика, Уполномоченного органа Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в аукционной документации должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) к товарам, работамс учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, работам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 4.2. документации об электронном аукционе при описании конкретных показателей используемого при выполнении работ товара, участнику электронного аукциона следует опираться на значения, установленные в Локальных ресурсных сметных расчетах (Приложение N2 к документации об электронном аукционе) являющихся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
Установлено, что Приложение N2 к документации об электронном аукционе размещено Заказчиком в виде электронного документа MicrosoftExcel. Все положения документа свободно читаемы, формат позволяет произвести редактирование, поиск и копирование фрагмента документа.
Заказчик установил в документации о закупке максимальные и (или) значения показателей товаров применяемых при выполнении работ, а также значения показателей, которые не могут изменяться в локальных ресурсных сметных расчетах, с целью установления требований к строительным материалам в зависимости от конкретного назначения каждого товара при производстве определенного вида работ, что, по мнению Заказчика, позволит участникам закупки наилучшим образом определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, оценить качество предлагаемых материалов и проследить на соответствие государственным техническим стандартам, что в дальнейшем повлияет на качество выполненных работ, свойства объекта, износостойкость и гарантийные обязательства подрядчика.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара
Законом о контрактной системе не установлены требования к оформлению документации о закупке, в частности к порядку установления максимальных и (или) минимальных значений показателей товара, а также значений показателей, которые не могут изменяться.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, ООО "Эксперт центр", вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.06.2017 N0142300007817000047-1 на участие в закупке подано 4 заявки, 2 участника допущены до участия в электронном аукционе, 1 заявка отозвана. Состоялось снижение начальной (максимальной) цены контракта по итогам проведения закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать действия Заказчика, Уполномоченного органа соответствующими Закону о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 25 сентября 2017 г. N 3-13194-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2017