Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
22.09.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб надействия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",жалобы ООО "Новострой", ООО "ОПТ-СНАБ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на проведение мероприятий по комплексному благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в г.о. Октябрьске Самарской области: ремонт дворовых проездов, оборудование автомобильных парковок (извещение N 0142300002717000042, начальная (максимальная) цена контракта - 17 105 200 ,00 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "Новострой", ООО "ОПТ-СНАБ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на проведение мероприятий по комплексному благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в г.о. Октябрьске Самарской области: ремонт дворовых проездов, оборудование автомобильных парковок (извещение N 0142300002717000042) (далее - аукцион).
1. В соответствии с доводами жалобООО "Новострой", ООО "ОПТ-СНАБ" Заказчиком установлены излишне многочисленные требуемые характеристики, требования к химическому составу и показателям товаров, значения которых становятся известными лишь при испытании определенной партии товара.
Согласно доводам жалобыООО "ОПТ-СНАБ":
2. Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки.
3. В документации закупки не установлено, какой именно ГОСТ соответствует конкретному товару.
4. Заказчик указал неверные данные в контактной информации о Заказчике.
Заявители просят признать жалобы обоснованными, провести внеплановую проверку, обязать Заказчика устранить выявленные нарушения Закона о контрактной системе.
Представители Заказчикас доводами Заявителей не согласились, представили письменные возражения на жалобы, просили в удовлетворении жалоб отказать.
Выслушав доводы стороны, изучив материалы жалоб, документацию об аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указаниена товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
В соответствии с Приложением N1 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования:
3 |
Песок |
Модуль крупности песка (Мк): от 2,0 до 2,5. Полный остаток песка на сите с сеткой N 063: до 45% по массе. Истинная плотность зерен от 2,0 г/см3 до 2,8 г/см3. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов должна быть <370 Бк/кг. Содержание глины в комках не более 0,5% по массе. Содержание пылевидных и глинистых частиц менее 4 % по массе. Содержание зерен крупностью свыше 10 мм.не более 5% по массе. Содержание зерен крупностью свыше 5 мм.не более 15% по массе. Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм не более 15% по массе. Содержание аморфных разновидностей диоксида кремния растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень) не более 50 ммоль/л. Содержание серы, сульфидов, кроме пирита (марказит, пирротин) и сульфатов (гипс, ангидрит) в пересчете на SO3 не более 1,0%. Содержание пирита в пересчете на SO3 не более 4% по массе. Содержание слюды не более 2% по массе. Содержание галлоидных соединений (галит, сильвин) включающих в себя водорастворимые хлориды в пересчете на ион хлора не более 0,15 % по массе. Содержание угля не более 1% по массе. Влажность песка должна быть от 0,1% до 0,5%. Должен соответствовать ГОСТ, ООЗ. |
6 |
Камни бортовые |
Камни бортовые из горных пород должны быть предназначены для отделения проезжей части улиц и внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов. Габаритные размеры камня должны быть, мм: высота до 400, ширина не менее 150, длина 700 - 2000, высота обработанной части более 140. Водопоглощение камня не должно быть более 0,5%. Предел прочности при сжатии в сухом состоянии не менее 80 МПа. Снижение прочности при водонасыщении не более 30%. Морозостойкость не менее 100 циклов. Солестойкость не более 5,0%. Истираемость не должна быть более 1,0 г/см2. Сопротивление удару более 30 см. Удельная суммарная эффективность естественных радионуклидов не более 740 Бк/кг. Должны соответствовать ГОСТ, ООЗ. |
8 |
Щебень |
Фракция: от 20 мм до 40 мм; от 40 мм до 80 (70) мм. Средняя плотность зерен щебня от 2,0 г/см3 до 3,0 г/см3. Группа щебня 2; 3; 4. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, в % по массе, 10 - 35. Получен из осадочных пород или метаморфических пород. Марка по дробимости от 200. Потеря массы при испытании щебня, %, не должно быть: в сухом состоянии более 28, в насыщенном водой состоянии более 38. Содержание зерен слабых пород, в % по массе, 5-15. Морозостойкость F50; F100; F150; F200. Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе, не более 3. Содержание глины в комках, % по массе, должно быть не более 0,5. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф до 370 Бк/кг. Должен соответствовать ГОСТ, ООЗ. |
10 |
Раствор тип 1 |
Раствор. Должен применяться для кладки: из пустотелого кирпича; из керамических камней; из полнотелого кирпича или монтажа строительных конструкций при возведении зданий и сооружений. Марка цемента не менее М300. Подвижность Пк2; Пк3. Водоудерживающая способность растворной смеси должна быть более 90 %. Расслаиваемость не должна превышать 10 %. Растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20 % массы цемента. Влажность сухих растворных смесей не должна превышать 0,1 % по массе. Морозостойкость не должна быть менее F15. Отклонение средней плотности раствора в сторону увеличения допускается не более 10 % установленной проектом. Наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть, мм, не менее: 1,25. Норма подвижности по погружению конуса, см, от 4 до 12. При подогреве заполнителей их температура в зависимости от применяемого вяжущего должна быть не выше, °С, при применении: 60. Должен соответствовать ГОСТ, ООЗ. |
13 |
Асфальтобетонные смеси |
Асфальтобетонные смеси горячие щебеночные или гравийные или песчаные. Наибольший размер минеральных зерен до 40 мм. Величина остаточной пористости менее 5%. Марка асфальтобетонной смеси I или II. Зерновой состав для верхних слоев покрытий, % по массе, с размером частиц: 20 мм 90-100, 15 мм не менее 70, 10 мм менее 100, 5 мм 30-70, 2,5 мм до 60, 1,25 мм не более 50, 0,63 мм от 13, 0,315 мм менее 30, 0,16 мм до 20, 0,071 мм 4-16. Смеси должны быть однородными. Максимальный коэффициент вариации предела прочности при сжатии при температуре 50оС не должен быть более 0,18. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов должна быть менее 740 Бк/кг. Содержание битума от 4% по массе до 7% по массе. Должны соответствовать ГОСТ, ООЗ. |
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки: "Участник закупки представляет в любой удобной форме информацию о конкретных показателях всех товаров (материалов), применяемых при выполнении работ, соответствующих требованиям, установленным сметной, нормативной и технической документацией "_" Если заказчиком установлено значение параметра с формулировкой "не более", "не менее", "не ниже", "от", "до" или "не выше", то участник закупки должен предоставить сведения о конкретной характеристике товара (материала) не более или не менее соответствующего установленного значения, включая крайние значения (в соответствии действующими нормативно-техническими документами). Если заказчиком установлено диапазонное значение в связке предлогов "от" и "до", то участник закупки должен предоставить сведения о характеристике всех товаров (материалов), входящих в указанный диапазон (в соответствии с действующими нормативно-техническими документами и сметной документацией) "_" Если сведения о показателях сопровождаются словом "диапазон", то участником должен быть предоставлен диапазон значений в соответствии с нормативно-технической документацией.Участник закупки указывает конкретные (точные) параметры, предлагаемых им для применения товаров без слов "не менее", "от", "до", "более", "свыше", "не более", "менее", "ниже", "не выше", "не ниже", "или", "+/-" и т.д.(кроме климатических и температурных условий)".
Частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарномзнаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Указанные требования Инструкции не могут быть исполнены в силу химико-физической природы отдельных материалов и их непостоянства. Требования их конкретизации в заявках участников закупки провоцируют последних на предоставление недостоверных сведений в отношении материалов, что является самостоятельным основанием к отказу в допуске в силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком в аукционной документации установлена Инструкция, требующая конкретизации характеристик материалов, которые не могут быть конкретизированы при подаче заявок и исполнении контракта. В документации закупки отсутствует надлежащая Инструкция по указанию характеристик материалов.
На основании вышеизложенного, жалобыв указанной части признаются обоснованными.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99)выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, требуется: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих < *> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.
<*> требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Дороги (как и ряд иных объектов), по своему функциональному назначению представляющие благоустройство территории и созданные для проезда к зданиям (сооружениям), не создают нового объекта недвижимости, а представляют собой улучшение полезных свойств земельного участка, как и автомобильные парковки.
Следовательно, дворовые проезды не являются объектом капитального строительства. Кроме того, предметом закупки является ремонт и обустройство, а не строительство, реконструкция или капитальный ремонт.
Работы, предусмотренные предметом закупки, не относятся к видам работ по Постановлению N99, в связи с чем, дополнительные требования к участнику закупки не установлены.
Доказательств обратного, Заявителем, вопреки части 9 статьи 105 не представлено.
Данный довод признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованным.
ООО "ОПТ-СНАБ" указывает, что в документации закупки не установлены ГОСТы.
Согласно пункту 4 Технического задания при производстве работ следует руководствоваться требованиями СНиП Ш-4-80 "Техника безопасности в строительстве", а также требованиями санитарно-технических норм и правил Минздрава, Инструкция по организации движения и ограждения мест производства дорожных работ, утвержденная Распоряжением Минтранса России от 24.06.2002 N ОС-557-р, ВСН 25-86 "Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах", СНиП 12-03-2001 и СниП 12-04-2002 "Безопасность труда встроительстве".
В соответствии с пунктом 2.2 Проекта контракта выполняемые работы, равно как и их результат должны соответствовать требованиям СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве", часть 1. Общие требования, СНиП 12-04-2002, "Безопасность труда в строительстве", часть 2. Строительное производство, СНиП 3.05.06-85 "Электрические устройства".
Установлено, что в аукционной документации содержится подробное описание характеристик материалов, позволяющее сформировать участнику закупки предложение по каждому из требуемых материалов в соответствии с потребностями Заказчика.
В действиях Заказчика не усматривается нарушений Закона о контрактной системе.
Заказчиком в Информационной карте указано:
Телефон: |
8(884646) 2-17-60 |
Заказчик в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что в указанном пункте Информационной карты допущена техническая ошибка.
Однако при рассмотрении жалобы установлено, что корректный номер телефона содержится в пункте 12 Проекта контракта.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требованиясоздали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, ООО "ОПТ-СНАБ", вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Установлено, что на участие в электронном аукционе подана 1 заявка, 1 заявка допущена до участия в закупке.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобуООО "Новострой" обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" частично обоснованной.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 22 сентября 2017 г. N 1159-12331-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2017