Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу МКУП "КШП" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии (далее - Конкурсная комиссия) при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации лечебного питания для пациентов, находящихся на стационарном лечении в ГБУЗ ПК "ПЦ г. Соликамска" (извещение N 0156200009916000551),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009916000551 ГБУЗ ПК "Перинатальный центр г.Соликамска" (далее - Заказчик), Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) проводился конкурс с ограниченным участием на оказание услуг по организации лечебного питания для пациентов, находящихся на стационарном лечении в ГБУЗ ПК "ПЦ г. Соликамска".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Заявитель указывает на то, что Конкурсная комиссия неверно присвоила 0 баллов по критерию "Квалификация участников конкурса".
В соответствии с ч.1 ст.32 Закона о закупках для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.6 ст.106 Закона о закупках рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
При указанных обстоятельствах у Комиссии Пермского УФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения правильности присвоения баллов по спорному критерию.
Вместе с тем, оценив действия Конкурсной комиссии в части применения порядка оценки, содержащегося в конкурсной документации, антимонопольный орган находит их соответствующими требованиям действующего законодательства.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 11.09.2017 г. по критерию "Квалификация участников закупки" присвоено 0 баллов.
Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).
Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (ч.1 ст.56 Закона о закупках).
При проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей (ч.3 названной статьи).
В соответствии с ч.2 ст.53 Закона о закупках, заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно ч.3 ст.53 Закона о закупках, Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В силу ч.5 ст.53 Закона о закупках, Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как указано выше, в силу ч.1, ч.2 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. При проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные частью 6 настоящей статьи величины значимости критериев.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
В соответствии с п.28 Правил, оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Критерии оценки заявок и порядок оценки установлены в Главе 3 документации о закупке.
Так, одним из критериев является критерий "Квалификация участников конкурса". В документации установлены следующие показатели данного критерия: Наличие у участника конкурса в штате специалистов, имеющих профильное образование по специальности "Повар" (С1i), Наличие у участника конкурса в штате специалиста, имеющего образование по специальности "Технология продуктов общественного питания" и(или) "Технология продукции общественного питания" и(или) "Технология приготовления пищи" (С2i), Наличие у участника закупки собственных или арендованных производственных площадей пищеблока (С3i).
Комиссией установлено, что в соответствии с п/п. 2.1, 2.2 п. 2 главы III"Критерии оценки заявок участников закупки, порядок их оценки", критериями, подтверждающими квалификацию участников конкурса являются наличие у участника конкурса в штате специалистов, имеющих профильное образование по специальности "Повар", а также специалиста, имеющего образование по специальности "Технология продуктов общественного питания" и (или) "Технология продукции общественного питания" и (или)"Технология приготовления пищи". При этом квалификация сотрудников считается не подтвержденной в случае отсутствия на копиях трудовых книжек и (или) копиях приказов (распоряжений) о приеме на работу и (или) копиях трудовых договоров отметки работодателя о работе сотрудников в организации участника конкурса в настоящее время (на дату подписания заявки).
Антимонопольный орган отмечает, что дата на отметках о работе сотрудников в организации участника конкурса в настоящее время (25.10.2016 г.) не соответствует дате подписания заявки (08.11.2016 г.), а также трудовые книжки сотрудников представлены не в полном объеме.
Как указано выше, в п.п 2.3 главы III"Критерии оценки заявок участников закупки, порядок их оценки" установлен критерий - "Наличие у участника закупки собственных или арендованных производственных площадей пищеблока. При этом, документами, подтверждающими наличие у участника конкурса помещений является выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающей право собственности на имеющееся помещение (выданной не ранее чем за 90 дней до окончания подачи срока заявок на участие в конкурсе), или, если помещение находится в аренде, копия договора аренды помещения. При этом наличие у участника конкурса помещений считается неподтвержденным, в случае отсутствия выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающей право собственности на имеющееся помещение.
Комиссией установлено, что подателем жалобы в составе заявки на участие в конкурсе была представлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.10.2016 г. N 59/015/802/2016-1823, подтверждающая право оперативного управления.
При указанных обстоятельствах, с учетом требований конкурсной документации, у Конкурсной комиссии не имелось оснований для принятия указанных выше документов к оценке.
Иные доводы подателя жалобы рассмотрены и отклонены.
Согласно п.2 ч.2 ст.31 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта.
Вместе с тем, ссылка на положения постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление N 99) является несостоятельной, поскольку в данном постановлении установлены требования, выполнение которых, позволяет признать заявку соответствующей требованиям действующего законодательства.
В данном же случае, участник допущен к участию в закупке. Ноль баллов присвоено по критерию, подлежащему оценке Конкурсной комиссией.
Как указано выше, Заказчиком установлен показатель критерия - Наличие у участника закупки собственных или арендованных производственных площадей пищеблока (при этом, положения документации в установленные сроки подателем жалобы не обжаловались).То есть к оценке могли были быть приняты документы, подтверждающие наличие площадей в собственности или в аренде. Выписка, подтверждающая право оперативного управления, которое в соответствии с ч.1 ст.216 ГК РФ, является вещным правом наряду с правом собственности, не была принята к оценке Конкурсной комиссией с соблюдением требований Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу МКУП "КШП" на действия Единой комиссии при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации лечебного питания для пациентов, находящихся на стационарном лечении в ГБУЗ ПК "ПЦ г. Соликамска" (извещение N 0156200009916000551) необоснованной.
2. Признать жалобу МКУП "КШП" на действия Единой комиссии при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации лечебного питания для пациентов, находящихся на стационарном лечении в ГБУЗ ПК "ПЦ г. Соликамска" (извещение N 0156200009916000551) в части правильности присвоения баллов не подлежащей рассмотрению на основании ч.6 ст.106 Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 сентября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2017