Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "89831523890" (далее также - податель жалобы) на действия уполномоченного органа - Отдела экономических, имущественных и земельных отношений Администрации Бирилюсского района (далее - уполномоченный орган), муниципального заказчика - Администрации Бирилюсского района (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт здания Маталасского комплексного центра по адресу: Красноярский край, Бирилюсский район, с. Маталассы, ул. Школьная, 4" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300021117000047, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 20.09.2017 поступила жалоба ООО "89831523890" на действия уполномоченного органа, заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Уполномоченному органу, заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Красноярским УФАС России при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство было принято решение об объединении рассмотрения жалоб ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", ООО "Северный Проект", ООО "Профит-плюс", ООО "А Строй", ООО "89831523890" (далее также - податели жалоб) на действия заказчика при проведении электронного аукциона (номера жалоб 1579, 1580, 1581, 1582, 1583 соответственно), поступивших в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавших требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятых к рассмотрению по существу.
Явку своих представителей с документами, подтверждающими полномочия, на заседание Комиссии по рассмотрению жалоб по существу податели жалоб, а также заказчик не обеспечили.
Из содержания жалоб следует, что, по мнению подателей жалоб, при формировании документации о проведении электронного аукциона заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
В жалобе ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" содержались следующие доводы.
1. Заказчиком существенно сокращены отведенные законодательством сроки на подготовку и подачу заявки на участие в аукционе, поскольку извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация размещены заказчиком в единой информационной системе менее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
2. Единые требования к участникам закупки установлены заказчиком без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ в часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно, заказчиком не установлены требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчиком неправомерно установлен запрет на участие в электронном аукционе организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики. Аналогичный довод содержался в жалобе ООО "Северный Проект".
4. В нарушение части пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик не установил к участникам закупки требование о том, что такие участники закупки должны являться членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. При этом объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту, начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 118 330,00 руб. Аналогичный довод содержался в жалобах ООО "Северный Проект", ООО "89831523890".
5. В нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком установлены требования к материалам, которые вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. Такие нарушения, по мнению ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", допущены заказчиком при описании требований к товарам по позициям 1 "Краски водно-дисперсионные", 4 "Смеси бетонные", 8 "Гвозди строительные" Приложения N 1 к Техническому заданию.
В жалобе ООО "Северный Проект" содержались следующие доводы.
1. Заказчиком установлено незаконное требование о безальтернативном предоставлении во второй части заявки на участие в электронном аукционе ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона, в то время как такая информация предъявляется только при ее наличии.
2. Заказчиком установлены требования к показателям подлежащих использованию при выполнении закупаемых работ товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Такие нарушения, по мнению ООО "Северный Проект", допущены заказчиком при описании требований к товарам по позициям 1 "Краски водно-дисперсионные", 23 "Щебень" Приложения N 1 к Техническому заданию. Аналогичный довод содержался в жалобе ООО "Профит-плюс", данный податель жалобы указывает также на товары по позициям 1 "Краски водно-дисперсионные", 2 "Краска", 5 "Кирпич", 9 "Олифа", 12 "Шпатлевка", 17 "Грунтовка", 23 "Щебень" Приложения N 1 к Техническому заданию.
3. В проекте муниципального контракта и информационной карте документации об электронном аукционе содержатся противоречивые требования о сроке и порядке оплаты выполненных работ.
В жалобе ООО "А Строй" содержался довод о том, что в документации об аукционе, а также в проекте контракта отсутствуют положения, предусмотренные частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В жалобе ООО "89831523890" содержался довод о том, что заказчиком установлено незаконное условие об оплате работ в течение 5 дней с момента поступления денежных средств из Краевого бюджета бюджету Бирилюсского района, поскольку исполнение заказчиком обязанности по оплате работ не может быть поставлено под условие.
С вышеуказанными доводами подателей жалоб заказчик не согласился на основании доводов, подробно изложенных в письменном возражении на жалобы, просил признать жалобы необоснованными.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания Маталасского комплексного центра по адресу: Красноярский край, Бирилюсский район, с. Маталассы, ул. Школьная, 4.
Согласно постановлению от 04.09.2017 N 383 аукционная документация утверждена должностным лицом заказчика.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 118 330,00 рублей, то есть превышает три миллиона рублей. Следовательно, заказчик должен был разместить в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Комиссией установлено, что извещение о проведении электронного аукциона размещено заказчиком в единой информационной системе на официальном сайте http://zakupki.gov.ru 05.09.2017 в 16:30. Дата и время окончания подачи заявок в указанном извещении установлена заказчиком на 20.09.2017 в 14:00.
Таким образом, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе начинает исчисляться 06.09.2017. Пятнадцатый день выпадает на 20.09.2017. Значит, дата окончания подачи заявок должна быть установлена не ранее 21.09.2017.
Следовательно, учитывая тот факт, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 118 330,00 рублей, извещение о проведении электронного аукциона размещено заказчиком в единой информационной системе менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Таким образом, указанные действия заказчика нарушают часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что при составлении описания объекта закупки заказчику необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Анализ положений аукционной документации показал Комиссии, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком в Техническом задании документации электронного аукциона (далее - Описание объекта закупки, Техническое задание), согласно которому сведения о качестве, технических характеристиках материалов, применяемых для производства работ, их безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иных сведений о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме, указаны в Приложение N 1 к Техническому заданию.
В Приложении N 1 к Техническому заданию были установлены оспариваемые подателями жалоб требования к используемым при выполнении работ материалам.
Исходя из требований аукционной документации к составу и содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе, участникам закупки надлежало представить, в том числе, конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, с учетом положений инструкции по подготовке первой части заявки на участие в электронном аукционе, содержащейся в Приложении N 1 к Техническому заданию, в том числе, следующих имеющих значение положений такой инструкции:
- участник должен предложить товары и материалы, соответствующие требованиям аукционной документации;
- сведения о конкретных показателях товаров, указываемые участником размещения заказа в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, не должны содержать таких слов и словосочетаний, не являющихся конкретными, как: "не более", "не менее", "должен быть", "может быть", "или", "максимальный", "минимальный", "уже", "шире", "более", "менее", "допускается", "до" и др.;
- символ "-" разделяющий значения обозначает диапазон при котором участник размещения заказа должен указать один конкретный показатель в заданном диапазоне значений включая крайнее значения;
- в случае указания в требованиях к материалам (товарам) значений показателей, сопровождающихся словами: "диапазон значений_" участник размещения заказа должен указать именно диапазон значений;
- значения показателей выделенные знаком { с одной стороны и знаком} с другой изменению не подлежат;
- материалы по своему качеству, техническим характеристикам, комплектности и упаковке должны удовлетворять требованиям действующего законодательства, соответствующих ГОСТов в действующих редакциях, в том числе и КРАСКИ ВОДНО-ДИСПЕРСИОННЫЕ ГОСТ 28196-89, КРАСКА ГОСТ 10503-71, СМЕСИ БЕТОННЫЕ ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 30108-94, РАСТВОРЫ ЦЕМЕНТНЫЕ ГОСТ 28013-98, ГОСТ 30108-94, Кирпич ГОСТ 530, КАБЕЛИ СИЛОВЫЕ С МЕДНЫМИ ЖИЛАМИ ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 22483-2012, ДЕТАЛИ ЗАКЛАДНЫЕ И НАКЛАДНЫЕ ГОСТ 8509-93, ГОСТ 8510-86, ГОСТ 8240-97, ГВОЗДИ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ГОСТ 4028-63, ОЛИФА ГОСТ 190-78, ЭЛЕКТРОДЫ ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467-75, ГОСТ 2246-70,ШУРУПЫ ГОСТ 1144-80, ГОСТ 24669-81, РАСТВОРИТЕЛЬ ГОСТ 7827-74, ГОСТ 18188-72, ГИПСОВЫЕ ВЯЖУЩИЕ ГОСТ 125-79, КРАСКИ МАСЛЯНЫЕ ГОСТ 10503-71, ГОРЯЧЕКАТАНАЯ АРМАТУРА ГОСТ 5781-82, ВИНТЫ ГОСТ 11652-80, Щебень ГОСТ 8267;
- участнику закупки необходимо указывать значение, которое будет соответствовать как, требованию заказчика, так и нормативно-технической документации.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что, исходя из способа изложения требований к товарам, для показателей "Содержание глины в комках", "Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в щебне", "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы", "Содержание пылевидных и глинистых частиц" товара по позиции 23 "Щебень" Приложения N 1 Технического задания слова "не более", "от" вместе со значениями показателей выделены знаком { с одной стороны и знаком} с другой, соответственно, исходя из требований инструкции по подготовке первой части заявки на участие в электронном аукционе, такие значения показателей изменению не подлежат и переносятся участником закупки в первую часть заявки на участие в электронном аукционе в неизменном виде. Приводить значение показателя товара по позиции 23 "Щебень" Приложения N 1 Технического задания "Обеспеченность установленных стандартом значений показателей качества щебня по зерновому составу (содержанию зерен размером менее наименьшего номинального размера d и более наибольшего номинального размера D) и содержанию пылевидных и глинистых частиц должна быть не менее 95 %" вовсе не требуется.
Также, исходя из способа изложения требований к товарам, для показателей товара по позиции 5 "Кирпич" Приложения N 1 Технического задания слова "должна быть", "не должен быть", "более", "не должно быть более", "не должно быть менее", "должна превышать" и подобные включены в наименования показателей (требуемых параметров), поскольку указаны совместно с такими наименованиями в столбце "Требуемый параметр", в столбце "Значение" содержатся конкретные значения, подлежащие указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе в неизменном виде.
Указанные способы изложения требований к товарам позволяет определить потребность заказчика и сформировать предложение в заявке на участие в электронном аукционе, в связи с чем они не влекут ограничения доступа к участию в закупке. Из чего следует, что указанные действия заказчика не вступают в противоречие с требованиями Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что в отношении товаров 12 "Шпатлевка", 17 "Грунтовка" Приложения N 1 к Техническому заданию заказчиком не указаны ГОСТы, которым должны соответствовать показатели указанных товаров, соответственно, сделать вывод о том, становятся ли конкретные значения таких показателей товаров известными при испытании определенной партии товара после его производства либо нет, не представляется возможным. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что данное требование заказчика о соответствии показателей товаров 12 "Шпатлевка", 17 "Грунтовка" требованиям нормативно-технической документации не носит конкретный характер и, как следствие, является ничтожным (не имеющим юридической силы).
Таким образом, в данной части доводы ООО "Северный проект", ООО "Профит-плюс", касающиеся описания объекта закупки, являются необоснованными.
Вместе с тем из положений ГОСТ 28196-89 "Краски водно-дисперсионные. Технические условия" следует, что конкретные значения таких показателей товара по позиции 1 "Краски водно-дисперсионные" Приложения N 1 к Техническому заданию как "Массовая доля нелетучих веществ", "pH", "Укрывистость высушенной пленки", "Стойкость пленки к статическому воздействию воды, при температуре 20 °С", "Морозостойкость краски", "Степень перетира", "Время высыхания до степени 3 при температуре 20 °С" становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, соответственно, конкретные значения таких показателей возможно определить только на этапе закупки данного товара определенной партии при получении документа о качестве.
Из положений ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия" следует, что конкретные значения таких показателей товара по позиции 2 "Краски" Приложения N 1 к Техническому заданию как "Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 при температуре (20,00,5) °С", "Степень перетира", "Укрывистость невысушенной пленки краски", "Время высыхания до степени 3 при температуре (20
2) °С", "Стойкость пленки к статическому воздействию воды, при температуре (20
2)°С", "Эластичность пленки при изгибе", "Смываемость пленки краски", "Условная вязкость краски по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре 20 °С" становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, соответственно, конкретные значения таких показателей возможно определить только на этапе закупки данного товара определенной партии при получении документа о качестве.
Из положений ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" следует, что конкретные значения таких показателей товара по позиции 4 "Растворы цементные" Приложения N 1 к Техническому заданию как "Водоудерживающая способность", "Расслаиваемость", "Температура применения", "Глубина погружения конуса", "По средней плотности раствор", "Прочность на сжатие", "Средняя плотность", "Морозостойкость", "Удельная эффективная активность раствора (Аэфф)" становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, соответственно, конкретные значения таких показателей возможно определить только на этапе закупки данного товара определенной партии при получении документа о качестве.
Из положений ГОСТ 190-78 "Олифа оксоль. Технические условия" следует, что конкретные значения таких показателей товара по позиции 9 "Олифа" Приложения N 1 к Техническому заданию как "Цвет по йодометрической шкале", "Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре 20,0 °С", "Кислотное число", "Массовая доля нелетучих веществ", "Отстой по объему", "Температура вспышки в закрытом тигле", "Время высыхания до степени 3 при температуре (20 2) °С", "Температура самовоспламенения", "Температура вспышки в открытом тигле", "Температура воспламенения в открытом тигле", "Температурные пределы воспламенения: Нижний", "Температурные пределы воспламенения: Верхний" становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, соответственно, конкретные значения таких показателей возможно определить только на этапе закупки данного товара определенной партии при получении документа о качестве.
Из положений ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" следует, что конкретные значения таких показателей товара по позиции 23 "Щебень" Приложения N 1 к Техническому заданию как "Полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня при диаметре отверстий контрольных сит: Диаметр отверстий контрольных сит (d), Диаметр отверстий контрольных сит (0,5 (d + D)), Диаметр отверстий контрольных сит (D), Диаметр отверстий контрольных сит (1,25D)", "Число циклов замораживание - оттаивание", "Потеря массы щебня после испытания замораживание - оттаивание", "Щебень в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы", "Средняя плотность зерен диапазон значений", "Потеря массы при испытании щебня из интрузивных пород", "Наибольший размер зерен", "Потеря массы при испытании щебня в сухом состоянии", "Содержание зерен слабых пород", "Число циклов насыщение в растворе сернокислого натрия - высушивание", "Потеря массы щебня после испытания насыщение в растворе сернокислого натрия - высушивание", "Потеря массы при испытании щебня в насыщенном водой состоянии", "Устойчивость структуры щебня против всех видов распадов, потери массы при распаде" становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, соответственно, конкретные значения таких показателей возможно определить только на этапе закупки данного товара определенной партии при получении документа о качестве.
Исходя из требований, установленных заказчиком к указанным товарам, а также к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, с учетом приведенных в настоящем решении требований инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, участнику электронного аукциона в первой части заявки на участие в электронном аукционе надлежит конкретизировать значения перечисленных показателей товаров 1 "Краски водно-дисперсионные", 2 "Краска", 4 "Растворы цементные", 9 "Олифа", 23 "Щебень" Приложения N 1 к Техническому заданию, то есть привести значение указанного показателя в виде конкретного числа без указания слов "не более", "не менее", "более", "менее" и подобных.
Комиссия обращает внимание на то, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Данная позиция Комиссии согласуется с позицией ФАС России, изложенной в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке". Решением Верховного Суда от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 указано, что нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, как правильно указано в письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Комиссия обращает внимание на то, что заказчиком установлены требования к ряду иных показателей подлежащих использованию при выполнении закупаемых работ товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Такие показатели подлежат обязательному исключению из описания объекта закупки.
В Приложении N 1 к Техническому заданию заказчиком предъявлены требования помимо прочих к следующим показателям товара по позиции 8 "Гвозди строительные": "Условный диаметр стержня, d, от 1,6 до 2,5 мм. Головка гвоздя плоская или коническая. Минимальный диаметр головки не менее 3".
При этом согласно пункту 1 и Таблице 1 ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры" минимальный диаметр головки гвоздя с диаметром стержня 1,6 мм определен значением Dmin = 2d = 1,6 мм*2= 3,2 мм. В то же время значения, содержащиеся в документации об аукционе, позволяют участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, но в свою очередь соответствуют требованиям документации об аукционе, например, значение "3 мм" или "3,1 мм" по показателю минимальной высоты головки.
Таким образом, заказчиком установлены значения показателей товаров, не соответствующие требованиям технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, вводящие участников закупки в заблуждение и позволяющие указать в заявке противоречащие положениям стандартов значения показателей, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Аналогичные требования, нестандартные показатели, которые вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, но в свою очередь соответствуют требованиям документации об аукционе установлены в ряде иных позиций Приложения N 1 к Техническому заданию.
Таким образом, в данной части доводы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", ООО "Северный проект", ООО "Профит-плюс" являются обоснованными, а вышеуказанные действия заказчика не соответствуют части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определены единые требования к участникам закупки, которые при осуществлении закупки устанавливает заказчик.
Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (начало действия документа - 09.01.2017) пункт 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе изложен в следующей редакции: 7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; а также часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнена пунктом 7.1 следующего содержания: 7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проанализировав требования к участникам закупки, изложенные заказчиком в пункте 18 Документации электронного аукциона и Информационной карте аукционной документации, Комиссия выявила, что одним из таких требований заказчиком обозначено следующее требование: "отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации".
То есть указанное требование изложено заказчиком в недействующей на дату размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона редакции Закона о контрактной системе, то есть без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ.
Также среди указанных в Документации электронного аукциона и Информационной карте аукционной документации требований к участникам закупки отсутствует требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о том, что участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, учитывая дату размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации - 05.09.2017, Комиссия пришла к выводу о том, что на указанный момент времени заказчиком аукционная документация утверждена с нарушением вышеуказанных требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчик при утверждении аукционной документации нарушил требования пунктов 7 и 7.1 части 1, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанные действия заказчика нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчик обязан установить требование к участнику электронного аукциона о соответствии требованиям законодательства для лиц, осуществляющих выполнение работы, являющихся объектом закупки, а также установить требование о предоставлении документов, подтверждающих такое требование.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 55.8 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 55.8 ГрК РФ. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно части 2.1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 Градотроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
В соответствии с частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 названного Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 названного Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Комиссия также отмечает, что форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации установлена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации". Однако такая выписка не позволяет установить совокупный размер обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Вместе с тем при отсутствии законодательного регулирования в части установления требования о предоставлении сведений о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, заказчиком не может быть самостоятельно установлено требование к форме предоставления таких сведений участником закупки. Форма предоставления подтверждения таких сведений определяется самим участником закупки (декларация, справка, копии контрактов или иные способы).
Исходя из вышеизложенного, заказчикам при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства при условии, что начальная (максимальная) цена контрактов по таким закупкам превышает три миллиона рублей, надлежит на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливать в аукционной документации требования к участникам закупки о членстве таких участников в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих их соответствие указанному требованию.
Такими документами будут являться:
- выписка из реестра членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, выданная по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- документ, подтверждающий факт того, что совокупный размер обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, форма которого определяется участником закупки самостоятельно.
При этом заказчикам следует учитывать, что в случае, если участником закупки в ходе проведения электронного аукциона будет осуществлено предложение о цене контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства в размере менее трех миллионов рублей, указанные требования к нему как к участнику закупки, а также составу второй части его заявки предъявляться не должны. Такое условие также подлежит включению в аукционную документацию.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что заказчиком в содержании такой документации требования к участникам закупки о членстве таких участников в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих их соответствие указанному требованию, не установлены.
Указанные действия заказчика не подлежат признанию соответствующими требованиям пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 2 части 1 и части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На этом основании Комиссия признает доводы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", ООО "Северный Проект", ООО "89831523890" обоснованными.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
В Информационной карте заказчиком определены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, в том числе, заказчиком установлено требование о том, что вторая часть заявки должна содержать информацию о наименовании, фирменном наименовании (при наличии), месте нахождения, почтовом адресе (для юридического лица), фамилии, имени, отчестве (при наличии), паспортных данных, месте жительства (для физического лица), номере контактного телефона, ИНН участника аукциона или аналоге ИНН участника аукциона (для иностранного лица), ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона.
Вместе с тем пункт 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предполагает указание во второй части заявки на участие в электронном аукционе идентификационного номера налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона только при его наличии.
Заказчик же в приведенном положении аукционной документации предъявляет требование о безальтернативном предоставлении участниками закупки такой информации во второй части заявки на участие в электронном аукционе.
Указанные действия заказчика не подлежат признанию соответствующими требованиям пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Довод ООО "Северный проект" является обоснованным.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 01.01.2016 (далее - Перечень). В указанный Перечень включено выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).
Исследовав извещение и документацию о проведении электронного аукциона, Комиссия установила, что в Информационной карте такой документации заказчиком установлен запрет на участие в электронном аукционе организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Вместе с тем, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31.05.2017 N 244 "Об отмене некоторых специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" Правительством Российской Федерации вынесено Постановление от 02.06.2017 N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", в соответствии с которым Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" признано утратившим силу.
Таким образом, Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" окончило свое действие 09.06.2017.
На основании вышеизложенных обстоятельств, учитывая дату размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации - 05.09.2017, Комиссия пришла к выводу о том, что на указанный момент времени заказчиком аукционная документация утверждена с нарушением вышеуказанных требований Закона о контрактной системе, а именно, не правомерно установлен запрет на участие в электронном аукционе организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Указанные действия заказчика не подлежат признанию соответствующими требованиям части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 6, 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, нарушают части 1, 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доводы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" и ООО "Северный проект" являются обоснованными.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу частей 1, 2, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных 70 Закона о контрактной системе, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе. Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Таким образом, заказчик на этапе заключения контракта с победителем электронного аукциона не может менять условия, предусмотренные проектом контракта, прилагаемым к документации, заказчик только включает цену, предложенную победителем электронного аукциона, и информацию о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанную в заявке на участие в таком аукционе его участника. Значит, проект контракта, прилагаемый к документации об электронном аукционе, должен содержать все необходимые и предусмотренные Законом о контрактной системе условия.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В жалобе ООО "А Строй" содержался довод о том, что в документации об аукционе, а также в проекте контракта отсутствуют положения, предусмотренные частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия, проанализировав содержание аукционной документации, в том числе, проекта контракта, установила, что условия о порядке и сроках оплаты работы изложены заказчиком в пунктах 2.1 - 2.8 проекта контракта, условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов), а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки изложены заказчиком в пунктах 6.1 - 6.14 проекта контракта.
При этом Комиссия установила отсутствие в проекте контракта условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт будет заключен с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
Комиссия также установила, что в Информационной карте аукционной документации и в проекте контракта содержатся противоречивые условия о порядке и сроках оплаты работы.
Так в Информационной карте аукционной документации указано: "Оплата осуществляется по безналичному расчёту после 100% окончания всех видов работ путём перечисления денежных средств на расчётный счёт подрядчика за счет средств местного бюджета в сумме в течение 10 дней со дня предъявления Подрядчиком Заказчику надлежащим образом оформленных и подписанных обеими сторонами акта сдачи-приёмки выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме NКС-3, и счёт фактуры на выполненный объём работ, за счет средств Краевого бюджета в течение 5 дней с момента поступления денежных средств из Краевого бюджета бюджету Бирилюсского района".
При этом в проекте контракта указано: "2.7. Окончательный расчет производится "Заказчиком" после 100% окончания всех видов работ "Подрядчиком", оформленных Актами приемки выполненных работ (форма N КС-2) и Справкой о стоимости выполненных работ (форма N КС-3) софинансирование за счёт средств местного бюджета в сумме, предусмотренной пунктом 2.1 настоящего Контракта в течении 10 банковских дней, финансирование за счет средств краевого бюджета в сумме, предусмотренной пунктом 2.1 Контракта в течении 10 банковских дней с момента поступления краевых средств в бюджет Бирилюсского района".
Указанные положения аукционной документации вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют сформировать однозначное понимание о порядке и сроках оплаты работы.
Помимо указанного, согласно статье 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что лимиты бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Из положений статей 21, 112 Закона о контрактной системе следует, что планы - графики утверждаются на календарный (финансовый) год.
Из совокупности указанных норм следует, что закупка (определение поставщика, заключение контракта) осуществляется в том году, на который до заказчика доведены лимиты бюджетных обязательств как на текущий финансовый год.
Статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сроки могут исчисляться годами, месяцами, неделями, днями, часами, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Комиссия обращает внимание на обстоятельство того, что формулировки "в течение 5 дней с момента поступления денежных средств из Краевого бюджета бюджету Бирилюсского района" и "в течении 10 банковских дней с момента поступления краевых средств в бюджет Бирилюсского района" не является указанием срока в годах, месяцах, неделях, днях, часах, а также не является событием, которое должно неизбежно наступить, следовательно, включение в контракт таких условий не подлежит признанию надлежащим исполнением заказчиком обязанности, установленной частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика, касающиеся определения в аукционной документации условий о порядке и сроке оплаты работы, не соответствуют части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, доводы ООО "Северный проект" и ООО "89831523890" признаются Комиссией обоснованными, доводы ООО "А Строй" - частично обоснованными.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалоб по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "89831523890" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 13 статьи 34, части 3 статьи 63, частей 1, 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе ООО "89831523890" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 25 сентября 2017 г. N 1583
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2017