Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.А. Кирилловой, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Северный Проект" на действия администрации Саянского района при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту крыши в Межпоселенческом Доме культуры МБУК "ЦМКС Саянского района", закупка N 0119300037517000031, установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Северный Проект" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику, уполномоченному органу по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документацию об электронном аукционе, с отметкой об ее утверждении.
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Красноярским УФАС России, при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство, было принято решение об объединении рассмотрения жалобы ООО "Северный проект" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, а также жалоб ООО "Перспектива", ООО "Профит плюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, поступивших в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавшей требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятой к рассмотрению по существу.
Существо жалоб: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований действующего законодательства.
Рассмотрение жалоб по существу состоялось на заседании Комиссии "26" сентября 2017 года в 17 часов 40 (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81 "Д", каб. 20. Лица, привлеченные к рассмотрению жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Из содержания жалоб следует, что, по мнению подателей жалобы, при формировании аукционной документации, заказчиком были допущены следующие нарушения положений законодательства о контрактной системе.
Во-первых, из доводов жалобы ООО "Перспектива" следует, что заказчик установил срок окончания предоставления разъяснений в нарушение требований Закона о контрактной системе;
Во-вторых, из довода жалобы ООО "Перспектива" следует, что заказчик установил требования, касающиеся предоставления нового обеспечения исполнения контракта, противоречащие нормам Закона о контрактной системе;
В-третьих, по мнению ООО "Профит плюс", ООО "Северный проект", описание объекта закупки не носит объективный характер, поскольку из документации следует, что некоторые показатели требующихся материалов будут устанавливаться только на момент исполнения контракта по согласованию с заказчиком, кроме того, заказчик установил требования к количеству необходимого материала со знаком "-";
В-четвертых, по мнению ООО "Профит плюс", ООО "Северный проект", заказчик требует использование материалов с конкретными товарными знаками без возможности предоставления эквивалентов;
В-пятых, по мнению ООО "Северный проект", заказчиком установлен неправомерный срок оплаты выполненных работ (20 рабочих дней) и, при этом, возможность оплаты заказчик ставит в зависимость от получения им субсидии;
В-шестых, по мнению ООО "Северный проект", заказчик неправомерно требует предоставления во вторых частях заявок паспорта изделий и сертификаты соответствия на предлагаемые товары;
Из пояснений заказчика, представленных до рассмотрения жалобы по существу, следует, что заказчик с доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту крыши в Межпоселенческом Доме культуры МБУК "ЦМКС Саянского района".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
При этом, частями 3,4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрен следующий порядок предоставления разъяснений: любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из совокупности вышеуказанных положений Закона о контрактной системе следует, что аукционная документация должна содержать дату окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации, которая не может быть ранее, чем за один день до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (поскольку запрос может быть направлен не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок, разъяснение должно быть дано в течение двух дней с момента получения запроса, ввиду чего крайний срок на предоставление разъяснений должен быть установлен на дату, не ранее, чем за один день до даты окончания срока подачи заявок).
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила факт наличия в ее составе следующих положений, которые противоречат вышеуказанным требования Закона о контрактной системе, касающимся срока предоставления разъяснений положений документации:
11.3. Дата и время окончания срока подачи заявок: |
21.09.2017 г. 00 ч.:00 мин. часовой пояс г. Красноярск |
12.3. Дата окончания срока предоставления разъяснений: |
Не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме: 15.09.2017 г. |
Таким образом, данный довод жалобы ООО "Перспектива" признан Комиссией обоснованным, а заказчик нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта предусмотрен статьей 96 Закона о контрактной системе.
Согласно части 7 указанной статьи Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Иных положений, касающихся возможности изменения предоставленного обеспечение исполнения контракта, Закон о контрактной системе не содержит.
Вместе с тем, проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что заказчик устанавливает следующую возможность изменения предоставленного обеспечение исполнения контракта (пункт 1.5 проекта контракта), непредусмотренную законодательством о контрактной системе:
"В случае если по каким-то причинам обеспечение исполнения контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком его обязательств по контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента, когда соответствующее обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало действовать, предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение контракта".
Таким образом, данный довод жалобы ООО "Перспектива" признан Комиссией обоснованным, а заказчик нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе размер наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе:
1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что заказчиком предусмотрены, в разделе "Наименование, объем, характеристика используемых материалов" требования к необходимым материалам (конкретные показатели которых участникам закупки надлежит указывать в первых частях заявок).
Изучив указанные требования, Комиссия установила, что по ряду позиций заказчиком указано, что некоторые из показателей товаров устанавливаются по согласованию с заказчиком на момент исполнения контракта и некоторые из товаров должны быть представлены в количестве, перед которым указан знак "-".
Комиссия отмечает, что изложенное указанным образом, описание объекта закупки не носит объективный характер, поскольку если какие-либо показатели (например, марка или размер) необходимого товара являются для заказчика существенными и позволяют определить его фактическую потребность, то аукционная документация должна содержать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей или их значения, которые не могут изменяться.
Также комиссия отмечает, что положения аукционной документации не определяют, что конкретно означает знак "-" перед количеством требующегося материала, ввиду чего, учитывая, использованную заказчиком форму записи чисел (количества), Комиссия приходит к выводу, что такие числа являются отрицательными. Вместе с тем, использование отрицательных чисел при описании объекта закупки (как при описании требований к количеству некоторых материалов, так и при описании требований к объему работ) не свидетельствует об объективности описания объекта закупки.
Кроме того, Комиссия установила, что описание объекта закупки по ряду требующихся материалов (в том числе перечисленные в жалобах ООО "Профит плюс", ООО "Северный проект") содержит указание на товарные знаки таких материалов без указания обязательных слов "или эквивалент", предусмотренных Законом о контрактной системе. Кроме того, проанализировав такие требования к материалам и промониторировав общедоступные источники, Комиссия не установила факт существования товаров иных производителей и/или с иными товарными знаками, которые бы подходили под установленные заказчиком требования (в том числе, по позиции "Универсальные вентиляционные выходы WIRPLAST Ц=1200").
Таким образом, данные доводы жалоб ООО "Профит плюс", ООО "Северный проект" признаны Комиссией обоснованными, а заказчик нарушившим требования части 1 пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
При анализе аукционной документации Комиссией установлено, что в пункте 2.3 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации электронного аукциона, установлено, что "Расчёты по контракту осуществляются в форме безналичного расчета, путем перечисления денежных средств на расчётный счёт подрядчика, на основании подписанных сторонами акта о приёмке выполненных работ формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, при условии получения Заказчиком субсидии, предусмотренной п. 4.1 настоящей документации, в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента приемки заказчиком результатов работ, оформления результатов приемки работ в соответствии с условиями аукционной документации, муниципального контракта но не позднее 31.12.2017 г".
Таким образом, Комиссия установила, что заказчик в нарушение требований части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе не устанавливает срок оплаты выполненной работы, соответствующий требованиям Закона о контрактной системе, поскольку Законом о контрактной системе определен срок в календарных днях, однако срок в двадцать рабочих дней может превышать срок в тридцать календарных дней.
Кроме того, комиссия отмечает, что согласно статьи 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Однако, событие "получение Заказчиком субсидии, предусмотренной п. 4.1 настоящей документации" событием, которое должно неизбежно наступить не является, ввиду чего, Комиссия приходит к выводу, что рассматриваемые действия заказчика не подлежат признанию надлежащим исполнением требований части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Ввиду изложенного, Комиссия признает доводы жалобы ООО "Северный проект", касающиеся порядка и срока оплаты выполненной работы, обоснованными, заказчика нарушившим требования частей 13, 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
При этом, пунктом 2 статьи 456 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.). Из изложенного следует, что технический паспорт и сертификат качества на товар являются документами, которые передаются одновременно с передачей такого товара.
Вместе с тем, проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что в нарушение положений части 1 статьи 64, частей 5,6 статьи 66 Закона о контрактной системе, заказчиком установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки паспортов изделий, сертификатов соответствия на предлагаемые товары (раздел 10.3 информационной карты), что также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалоб по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Северный Проект" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 34, части 1 статьи 64, частей 5,6 статьи 66, статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Аукционной комиссии, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
5. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 15 дней, начиная со дня выставления измененной документации о проведении электронного аукциона в единой информационной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 сентября 2017 г. N 1598-1600
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2017