Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - А.М. Мамеднебиева - Вр.и.о Зам. Руководителя Дагестанского УФАС России;
Гебекова К.Д. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ИП Гончарова В.Д. (далее - Заявитель) на действия АДМИНИСТРАЦИИ ГЛАВЫ И ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0303200029916000030 на выполнение ремонтных работ (далее - Аукцион),
в отсутствии представителей сторон (извещены),
УСТАНОВИЛА:
20.12.2016 в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается, что документация о закупке не соответствует законодательству о контрактной системе.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
13.11.2016 Заказчиком в Единой информационной системе были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 792 346,38 рублей.
1. Заявитель указывает, что Заказчиком не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 утвержден Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г. (далее - Перечень).
В соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:
условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Комиссией установлено, что в Извещении о проведении Аукциона в пункте "Дополнительная информация" Заказчиком установлено следующее : "В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457 установлен запрет допуска работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики".
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Заявитель указывает, что Заказчиком в извещении не установлены все требования предусмотренные п. 3-9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
При этом в жалобе Заявителя отсутствует указание, какие требования Заказчик должен был установить в извещении о проведении Аукциона , отсутствующие по мнению Заявителя в опубликованном Заказчиком извещении.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются, в том числе, доводы жалобы.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя
3. Заявитель указывает, что документация об Аукционе не содержит указания на размер обеспечения заявки на участие в аукционе в денежном выражении.
Согласно ч. 14 ст. 44 Закона о контрактной системе размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 23 Информационной карты документации об Аукционе размер обеспечения заявки на участие в аукционе составляет 1,0 % от начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, Заказчиком установлен размер обеспечения заявки.
Закон о контрактной системе не содержит норм, обязывающих Заказчика дополнительно указывать размер обеспечения заявки на участие в аукционе и в денежном выражении.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
4. Заявитель указывает, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона и в Аукционной документации установлены различные размеры обеспечения исполнения контракта.
Комиссией установлено, что в извещении о проведении Аукциона указан следующий размер обеспечения исполнения контракта - 1 318 815.95
В Аукционной документации размер, срок и порядок обеспечения исполнения контракта - 15,0 (пятнадцать) % начальной (максимальной) цены Контракта.
Начальная (максимальная) цена контракта в соответствии с извещением о проведении аукциона - 8 792 346,38 рублей.
Таким образом, в извещении о проведении Аукциона установлен размер обеспечения исполнения контракта отличный, от размера обеспечения исполнения контракта (15%, что составляет - 1 318 851 957) указанного в Аукционной документации, что является нарушением п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещение о проведении закупки должна содержаться, информация о размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Комиссия Дагестанского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе.
5. Заявитель указывает, что в документации об Аукционе отсутствует перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 64 Закон о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В пункте 18 документации об Аукционе, Заказчиком установлены требования к содержанию банковской гарантии, в том числе: Банковская гарантия должна содержать: "установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии".
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна содержать установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика указывать в Аукционной документации конкретный перечень вышеуказанных документов.
Кроме того, перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005, содержащий исчерпывающий перечень документов.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя
6. Заявитель указывает, что Заказчиком не указана дата окончания срока предоставления разъяснений аукционной документации.
В соответствии с Аукционной документацией, Заказчиком установлены следующие сроки подачи и окончания заявок на участия в Аукционе:
"Дата и время начала подачи заявок - 13.11.2016 18:05
Дата и время окончания подачи заявок - 29.11.2016 08:45"
Комиссией установлено, что Заказчиком в п. 33 "Порядок предоставления разъяснений документации об электронном аукционе" Аукционной документации установлено следующее : "Любой участник закупки, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такой закупки вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть".
Таким образом, из содержания вышеуказанного пункта, участник закупки имеет возможность определить срок окончания подачи разъяснений аукционной документации.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
7. Заявитель указывает, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона и Аукционной документации установлены сроки оплаты работ отличные от сроков установленных в проекте контракта.
Комиссией установлено, что Заказчиком в Аукционной документации в п. 32 "Форма, срок и порядок оплаты контракта" установлены следующие: "Оплата за выполненные работы производится заказчиком в соответствии со сметным расчетом после выполнения подрядчиком работ на основании подписанного сторонами и утвержденного заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня предоставления подрядчиком счета/счета-фактуры, оформленных на основании указанных выше документов"
В проекте контракта п. 3.4 установлены следующие сроки оплаты работ : "Оплата выполненных Работ производится безналичным расчетом, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в главе 16 Контракта "Место нахождения и банковские реквизиты Сторон" в течение 30 (тридцати) банковских дней после предоставления Заказчику".
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта установлен срок оплаты работ в течение 30 (тридцати) банковских дней, а в документации об Аукционе в течение 30 (тридцати) календарных дней, тем самым установлены различные сроки оплаты , что свидетельствует об отсутствии надлежащего срока оплаты работ.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя и нарушении Заказчиком ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
8. Заказчиком в проекте контракта не указаны размеры штрафных санкций за ненадлежащее исполнение Заказчиком и Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Комиссией установлено, что пункте 8.4 проекта контракта "Ответственность Сторон" содержит штрафные санкции за ненадлежащее исполнение Заказчиком и Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
По мнению Комиссии, содержащиеся в вышеуказанном разделе проекта контракта условия, не нарушают требования Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
9. Заявитель указывает, что документация электронного Аукциона не позволяет определить срок, на который необходимо получить банковскую гарантию, предоставляемую в качестве обеспечения исполнения контракта.
Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с пунктом 18 Аукционной документации срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 11.1 проекта контракта установлен следующий срок действия контракта - Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения Сторонами обязательств по Контракту.
В соответствии с Аукционной документацией срок выполнения работ: в течении пятнадцати календарных дней с даты заключения Контракта
Сроки оплаты в соответствии с Аукционной документацией следующие - Оплата выполненных Работ производится безналичным расчетом, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в главе 16 Контракта "Место нахождения и банковские реквизиты Сторон" в течение 30 (тридцати) банковских дней после предоставления Заказчику:
а) акта о приемке выполненных работ (унифицированная форма N КС-2),
б) справки о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма N КС-3);
в) платежных документов.
Датой оплаты считается дата списания денежных средств со счета Заказчика.
Таким образом, по мнению Комиссии, участники закупки осведомлены о сроках выполнения работ, а также о сроках оплаты, в связи с чем, не лишены в возможности определения срока действия контракта и соответственно на какой срок действия необходимо получить банковскую гарантию для обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, довод Заявителя, что документация электронного Аукциона не позволяет определить срок, на который необходимо получить банковскую гарантию предоставляемую в качестве обеспечения исполнения контракта необоснован
Комиссия, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Жалобу Заявителя признать частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 8 ст. 42 и ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе
3. В связи с тем, что по результатам проведенного электронного Аукциона заключен контракта, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии А.М. Мамеднебиев
Члены Комиссии: К.Д. Гебеков
К.Г. Магомедов
А.Ш. Магомедов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 27 декабря 2016 г. N 2223А
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2017