Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Вектор7" на действия заказчика - Федерального государственного унитарного предприятия "Ольгинское" (далее - ФГУП "Ольгинское", Заказчик) при проведении электронного аукциона N0510400000117000013 на выполнение работ по лущению стерни (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
12 сентября 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Вектор7" (далее - Заявитель) на действия ФГУП "Ольгинское" при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В своей жалобе указал, что:
1. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Положениями части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Согласно извещению о проведении Аукциона дата и время начала подачи заявок 29.08.2017 19:16, а дата и время окончания подачи заявок 13.09.2017 09:00.
Следовательно, срок окончания подачи заявки на участие в Аукционе согласно положениям статьи 194 ГК РФ, по мнению Заявителя, должен быть установлен не ранее 13.09.2017 г. 23:59.
Таким образом, Заказчиком был сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе.
2. Заказчиком установлена начальная (максимальная) цена контракта 5280000,00 рублей. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно частям 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, в подпунктах 7.1.3 и 7.2.3 пункта 7 Проекта контракта - Ответственность сторон указано:
- за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, устанавливается штраф, определяемый как 2,5 % от цены настоящего Контракта. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, подрядчиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, подрядчиком (поставщиком исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения подрядчиком (поставщиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N1063.
- за неисполнение и ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 10% от начальной максимальной цены настоящего Контракта, определенной в порядке, установленном Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, подрядчиком (поставщиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, подрядчиком (поставщиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения подрядчиком (поставщиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N1063.
Кроме того, частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, заказчиком в проекте контракта установлены ненадлежащие размеры штрафов, начисляемых заказчику, исполнителю за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В объяснении по существу жалобы Заказчик указал, что допущенные технические опечатки, ФГУП "Ольгинское" приняло решение об аннулировании закупки, и у Заявителя будет возможность участвовать во вновь проводимом аукционе, воспользовавшись пятнадцатидневным сроком подачи заявок.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 29 августа 2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) ФГУП "Ольгинское" были размещены извещения о проведении электронного аукциона N0510400000117000013 на выполнение работ по лущению стерни (далее - Извещение) и Документация по проведению указанного Аукциона, утвержденная 28.08.2017 г. директором ФГУП "Ольгинское" с начальной (максимальной) ценой контракта 5280000,00 рублей. (далее - Аукционная документация).
Согласно Извещению, размещенному в ЕИС 29 августа 2017 года в 19 часов 16 минуты, и Аукционной документации начало подачи заявок: дата и время сформированы автоматически при публикации извещения, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, а окончание подачи заявок: 13 сентября 2017 года до 09 часов 00 минут (время московское), то есть, заявки на участие в Аукционе принимались четырнадцать дней.
В силу части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
То есть, Извещение о проведении Аукциона и Аукционная документация не соответствуют требованиям части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица ФГУП "Ольгинское", выразившиеся в сокращении срока подачи заявок на участие в аукционе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Причем в силу части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем, а частью 1 статьи 95 закона о контрактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно частям 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено: за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно пункту 7.1.3 проекта контракта, приложенного к Аукционной документации, за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, устанавливается штраф, определяемый как 2,5 % от цены настоящего Контракта.
А пунктом 7.2.3. проекта Контракта, приложенного к Аукционной документации, за неисполнение и ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 10% от начальной максимальной цены Контракта.
То есть, пункты 7.1.3 и 7.2.3. проекта контракта, приложенного к Аукционной документации не соответствуют требованиям частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и пунктов 4 и 5 Правил, так как начальная (максимальная) цена контракта согласно извещению о проведении Аукциона, составляет 5280000,00 рублей.
Действия должностного лица ФГУП "Ольгинское", утвердившего Аукционную документацию с нарушением требований частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и пунктов 4 и 5 Правил, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Вектор7" на действия заказчика - ФГУП "Ольгинское" при проведении электронного аукциона N0510400000117000013 на выполнение работ по лущению стерни.
2. Признать ФГУП "Ольгинское" нарушившим требования частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и пунктов 4 и 5 Правил при проведении Аукциона.
3. Выдать ФГУП "Ольгинское" предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА235-09/17 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица ФГУП "Ольгинское", виновного в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ФГУП "Ольгинское"
Оператор электронной площадки - АО "ЕЭТП"
ПРЕДПИСАНИЕ NА235-09/17
об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок
19 сентября 2017 года г.Владикавказ
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
на основании решения от 19 сентября 2017 года по делу NА235-09/17, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО "Вектор7" на действия заказчика - Федерального государственного унитарного предприятия "Ольгинское" (далее - ФГУП "Ольгинское") при проведении электронного аукциона N0510400000117000013 на выполнение работ по лущению стерни (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки проведения закупки, руководствуясь частями 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 28.12.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ФГУП "Ольгинское" в трехдневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N0510400000117000013, для чего:
1.1. Отменить итоги проведения электронного аукциона N0510400000117000013 и отменить все протоколы, составленные в ходе проведения указанного Аукциона.
1.2. Привести Документацию для проведения указанного Аукциона, утвержденную 28.08.2017 г. директором ФГУП "Ольгинское" (далее - Аукционная документация) в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, в том числе с учетом решения Северо-Осетинского УФАС России по делу NА235-09/17 от 19.09.2017 г., путем внесения в нее соответствующих изменений. Указанные изменения в установленном порядке разместить в Единой информационной системе в сфере закупок.
1.3. Продлить срок подачи заявок на участие в Аукционе не менее чем на 15 дней со дня размещения в Единой информационной системе в сфере закупок изменений, внесенных в Аукционную документацию. При этом, поданные ранее заявки на участие в Аукционе возвращаются участникам закупки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и возможности подать новые заявки.
2. Оператору электронной площадки - АО "ЕЭТП" предоставить возможность ФГУП "Ольгинское" исполнить пункт 1 настоящего предписания.
3. ФГУП "Ольгинское" и оператору электронной площадки - АО "ЕЭТП" в срок до 10 октября 2017 года представить в Северо-Осетинское УФАС России подтверждение исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 19 сентября 2017 г. N А235-09/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.09.2017