Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ИП Черняк Г.Е. на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания РСО-Алания "Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Забота" при проведении электронного аукциона N0310200000317002259 на выполнение работ по реконструкции спального корпуса на 76 койко-мест (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
14 сентября 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП Черняк Г.Е. (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания РСО-Алания "Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Забота" при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В своей жалобе указал, что:
В своей жалобе указал, что:
1. Заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, что нарушает п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, так:
- в аукционной документации в таблице "Требования к товарам, применяемым при выполнении работ" в пункте "Битумы нефтяные дорожные марки БНД-60/90, БНД 90/130, ГОСТ 22245-90" указано: наименование показателя Норма для битума марки БНД 60/90 1. Глубина проникания иглы, 0,1 мм*: при 25 °С 61-130 при 0 °С, не менее* 20. 2. Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже* 43.
Согласно ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" глубина проникновения иглы при 25 °С битумов марки БНД 60/90 имеет значение "61-90" 0,1 мм; температура размягчения по кольцу и шару битумов марки БНД 60/90 составляет "не ниже 47" °С.
Заказчиком же установлено заведомо завышенное требование к глубине проникания иглы при 25 °С "61-130" 0,1 мм и заведомо заниженное требование к температуре размягчения по кольцу и шару "не ниже 43" °С для битумов марки БНД 60/90, что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке сведения, противоречащие ГОСТ 22245-90;
- в аукционной документации в таблице "Требования к товарам, применяемым при выполнении работ" в пункте "Горячекатаная арматурная сталь гладкая класса А-I, диаметром 6 мм" указано: ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" Углеродистая сталь обыкновенного качества по ГОСТ 380-2005 марка: Ст0; Ст1; Ст2; Ст3. Степень раскисления - любая.
Согласно таблице 5 ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" сталь класса А-I выпускается трех марок Ст3кп; Ст3пс; Ст3сп.
Следовательно, требованию Заказчика к классу стали А-I удовлетворяет только сталь марки "Ст3". Требование Заказчика к марке стали А-I "Ст0; Ст1; Ст2; Ст3" вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке сведения, противоречащие ГОСТ 5781-82;
- в аукционной документации в таблице "Требования к товарам, применяемым при выполнении работ" в пунктах "Горячекатанная арматурная сталь класса А500 С, диаметром: 25 мм", "Горячекатанная арматурная сталь класса А500 С, диаметром: 20 мм", "- Горячекатанная арматурная сталь класса А500 С, диаметром 16 мм", "- Горячекатанная арматурная сталь класса А500 С, диаметром: 12 мм", "Горячекатанная арматурная сталь класса А500 С, диаметром: 10 мм", "- Горячекатанная арматурная сталь класса А500 С, диаметром: 14 мм" и "- Горячекатанная арматурная сталь класса А500 С, диаметром 8 мм" установлены одинаковые требования: Горячекатанная арматурная сталь класса А500 С, диаметром: 28 мм ГОСТ Р 52544-2006.
При этом, в Требованиях к содержанию, составу заявки на участие аукционе и инструкции по ее заполнению указано:
Сведения, которые включаются в заявку на участие в аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований.
В пунктах "Горячекатанная арматурная сталь класса А500 С, диаметром: 25 мм", "Горячекатанная арматурная сталь класса А500 С, диаметром: 20 мм", "- Горячекатанная арматурная сталь класса А500 С, диаметром 16 мм", "- Горячекатанная арматурная сталь класса А500 С, диаметром: 12 мм", "Горячекатанная арматурная сталь класса А500 С, диаметром: 10 мм", "- Горячекатанная арматурная сталь класса А500 С, диаметром: 14 мм" и "- Горячекатанная арматурная сталь класса А500 С, диаметром 8 мм" Заказчиком установлено одновременно требования к диаметру арматурной стали, противоречащие друг другу: в наименовании материала "диаметром: 25 мм", "диаметром: 20 мм", "диаметром 16 мм", "диаметром: 12 мм", "диаметром: 10 мм", "диаметром: 14 мм", "диаметром 8 мм" и "диаметром: 28 мм" в столбце "Наименование и значения показателя, единицы измерения". Данные требования вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют сформировать первую часть заявки, указав достоверные сведения по диаметру горячекатанной арматурной стали.
- в аукционной документации в таблице "Требования к товарам, применяемым при выполнении работ" в пунктах "Лесоматериалы круглые хвойных пород для выработки пиломатериалов и заготовок (пластины) толщиной 20-24 см, II сорта", "Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм, I сорта", "Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм, II сорта", "Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм, IV сорта", "Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 100, 125 мм, II сорта", "Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 150 мм и более, II", "Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, I сорта", "Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, II сорта", "Доски необрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, все ширины, толщиной 44 мм и более, II сорта", "Доски необрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, все ширины, толщиной 44 мм и более, IV сорта", "Доски необрезные хвойных пород длиной 2-3,75 м, все ширины, толщиной 32-40 мм, IV сорта", "Бруски обрезные хвойных пород длиной 2-6,5 м, толщиной 40-60 мм, II сорта" установлены одинаковые требования: Сорт в зависимости от качества древесины и обработки досок 3.
При этом, в Требованиях к содержанию, составу заявки на участие аукционе и инструкции по ее заполнению указано:
Сведения, которые включаются в заявку на участие в аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований.
В пунктах "Лесоматериалы круглые хвойных пород для выработки пиломатериалов и заготовок (пластины) толщиной 20-24 см, II сорта", "Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм, I сорта", "Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм, II сорта", "Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм, IV сорта", "Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 100, 125 мм, II сорта", "Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 150 мм и более, II", "Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, I сорта", "Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, II сорта", "Доски необрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, все ширины, толщиной 44 мм и более, II сорта", "Доски необрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, все ширины, толщиной 44 мм и более, IV сорта", "Доски необрезные хвойных пород длиной 2-3,75 м, все ширины, толщиной 32-40 мм, IV сорта", "Бруски обрезные хвойных пород длиной 2-6,5 м, толщиной 40-60 мм, II сорта" Заказчиком установлено одновременно требования к сорту пиломатериалов, противоречащие друг другу: в наименовании материала "II сорта", "I сорта", "IV сорта" и "Сорт в зависимости от качества древесины и обработки досок 3" в столбце "Наименование и значения показателя, единицы измерения". Данные требования также вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют сформировать первую часть заявки, указав достоверные сведения относительно сорта пиломатериалов.
Заказчик в объяснении по существу жалобы указал, что пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, Заказчик при составлении Технического задания руководствовался указанными нормами и своими потребностями. Также, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимым и для заказчика.
Кроме того, указал, что все показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, указаны в соответствии с действующими нормами и стандартами РФ.
По позиции Битумы нефтяные дорожные марки БНД-60/90, БНД 90/130, ГОСТ 22245-90, указаны значения для двух марок битума в рамках указанного ГОСТа, и которые не выходят за пределы показателей указанных марок.
По позиции Горячекатаная арматурная сталь гладкая класса А-I, диаметром 6 мм, указано Углеродистая сталь обыкновенного качества по ГОСТ 380-2005 марка: СтО; Ст1; Ст2; СтЗ. Степень раскисления - любая, при том в данном случае , марки стали : СтО; Ст1; Ст2 были указаны применительно к ГОСТ 380-2005Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки (с Изменением N 1), который указывает марки стали производимые в рамках данного ГОСТа.
В позициях: Горячекатанная арматурная сталь класса А500 С, разных диаметров, и Лесоматериалы, доски, бруски были указаны одинаковые требования для всех позиций по данным товарам: в первом случае: "Горячекатанная арматурная сталь класса А500 С, диаметром: 28 мм ГОСТ Р 52544-2006", а в втором "Сорт в зависимости от качества древесины и обработки досок З". Вместе с тем это не повлекло за собой ограничение числа участников аукциона.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 30 августа 2017 года Управлением РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд в Единой информационной системе в сфере закупок были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0310200000317002259 на выполнение работ по реконструкции стального корпуса на 76 койко-мест и Аукционная документация по указанному Аукциону, утвержденная 30.08.2017 г. государственным бюджетным учреждением социального обслуживания РСО-Алания "Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Забота" (далее - Аукционная документация).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 2 части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки, необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно пункту 5 Информационной карты аукционной документации, в ходе исполнения контракта необходимо выполнить работы по реконструкции спального корпуса на 76 койко-мест. Качество строительных материалов, изделий и оборудования, применяемых при выполнении работ, должно соответствовать государственным стандартам, техническим регламентам, СНиПам и иметь документы, удостоверяющие их качество, а также отвечать характеристикам, указанным в приложении N1 к контракту и проектно-сметной документации.
Согласно приложению N1 к контракту и проектно-сметной документации "Требования к товарам, применяемым при выполнении работ_", приложенным к Аукционной документации, в ходе исполнения контракта необходимо использовать:
- битумы нефтяные дорожные марки БНД-60/90, БНД 90/130, ГОСТ 22245-90" со следующими характеристиками: норма для битума марки БНД 60/90: глубина проникания иглы, 0,1 мм*: при 25 °С 61-130 при 0 °С, не менее* 20. Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже* 43.
Однако, согласно ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" глубина проникновения иглы при 25 °С битумов марки БНД 60/90 имеет значение "61-90" 0,1 мм; температура размягчения по кольцу и шару битумов марки БНД 60/90 составляет "не ниже 47" °С;
- горячекатаную арматурную сталь гладкую класса А-I, диаметром 6 мм, соответствующую ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия". Углеродистая сталь обыкновенного качества по ГОСТ 380-2005 марка: Ст0; Ст1; Ст2; Ст3. Степень раскисления - любая.
Однако, согласно таблице 5 ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия", сталь класса А-I выпускается трех марок Ст3кп; Ст3пс; Ст3сп;
- толь с крупнозернистой посыпкой, гидроизоляционный марки ТГ-350.
Однако, ГОСТ 10999-76 "Толь кровельный и гидроизоляционный. Технические условия", согласно которому толь делится на марки, в том числе на марку ТГ-350, не действует, то есть утратил силу. Действующего ГОСТа на толь не существует.
То есть, описание объекта закупки, указанное в Техническом задании Аукционной документации, содержит нестандартные показатели и требования к глубине проникновения иглы и температуре размягчения по кольцу и шару битумов нефтяных, марке горячекатаной арматурной стали и марке толи, однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования таких показателей и установления таких требований.
Действия должностного лица государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания РСО-Алания "Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Забота", утвердившего Аукционную документацию с нарушением требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно графам "наименование товара" и "наименование и значение показателя, единицы измерения" Таблицы "Требования к товарам, применяемым при выполнении работ_" приложения N1 к контракту и проектно-сметной документации Аукционной документации, в ходе исполнения контракта необходимо также использовать:
- горячекатаную арматурную сталь класса А500 С, диаметром 25 мм, сталь класса А500 С, диаметром: 28 мм ГОСТ Р 52544-2006;
- горячекатаную арматурную сталь класса А500 С, диаметром 20 мм, горячекатаная арматурная сталь класса А500 С, диаметром: 28 мм ГОСТ Р 52544-2006;
- горячекатаную арматурную сталь класса А500 С, диаметром 16 мм, горячекатаная арматурная сталь класса А500 С, диаметром: 28 мм ГОСТ Р 52544-2006;
- горячекатаную арматурную сталь класса А500 С, диаметром 12 мм, горячекатаная арматурная сталь класса А500 С, диаметром: 28 мм ГОСТ Р 52544-2006;
- горячекатаную арматурную сталь класса А500 С, диаметром 10 мм, горячекатаная арматурная сталь класса А500 С, диаметром: 28 мм ГОСТ Р 52544-2006;
- горячекатаную арматурную сталь класса А500 С, диаметром 8 мм, горячекатаная арматурная сталь класса А500 С, диаметром: 28 мм ГОСТ Р 52544-2006;
- горячекатаную арматурную сталь класса А500 С, диаметром 14 мм, горячекатаная арматурная сталь класса А500 С, диаметром: 28 мм ГОСТ Р 52544-2006.
Вместе с тем, учитывая, что в первом столбце таблицы, в которой указаны требования к товарам, применяемым при выполнении работ Аукционной документации, указано наименование товара, в том числе и диаметр стали, указание во втором столбце таблицы показателя диаметра стали является технической ошибкой, которая не могла повлиять на результат определения подрядчика.
Кроме того, согласно графам "наименование товара" и "наименование и значение показателя, единицы измерения" Таблицы "Требования к товарам, применяемым при выполнении работ_" приложения N1 к контракту и проектно-сметной документации Аукционной документации, в ходе исполнения контракта необходимо также использовать:
- лесоматериалы круглые хвойных пород для выработки пиломатериалов и заготовок (пластины) толщиной 20-24 см, II сорта, сорт в зависимости от качества древесины и обработки досок 3;
- бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм, I сорта, сорт в зависимости от качества древесины и обработки досок 3;
- бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм, II сорта, сорт в зависимости от качества древесины и обработки досок 3;
- бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм, IV сорта, сорт в зависимости от качества древесины и обработки досок 3;
- бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 100, 125 мм, II сорта, сорт в зависимости от качества древесины и обработки досок 3;
- бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 150 мм и более, II сорта, сорт в зависимости от качества древесины и обработки досок 3;
- доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, I сорта, сорт в зависимости от качества древесины и обработки досок 3;
- доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, II сорта, сорт в зависимости от качества древесины и обработки досок 3;
- доски необрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, все ширины, толщиной 44 мм и более, II сорта, сорт в зависимости от качества древесины и обработки досок 3;
- доски необрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, все ширины, толщиной 44 мм и более, IV сорта, сорт в зависимости от качества древесины и обработки досок 3;
- доски необрезные хвойных пород длиной 2-3,75 м, все ширины, толщиной 32-40 мм, IV сорта, сорт в зависимости от качества древесины и обработки досок 3;
- бруски обрезные хвойных пород длиной 2-6,5 м, толщиной 40-60 мм, II сорта, сорт в зависимости от качества древесины и обработки досок 3
Вместе с тем, учитывая, что в первом столбце таблицы, в которой указаны требования к товарам, применяемым при выполнении работ Аукционной документации, указано наименование товара, в том числе и сорт лесоматериалов, брусков и досок, указание во втором столбце таблицы сорта указанных материалов является технической ошибкой, которая также не могла повлиять на результат определения подрядчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ИП Черняк Г.Е. на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания РСО-Алания "Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Забота" при проведении электронного аукциона N0310200000317002259 на выполнение работ по реконструкции стального корпуса на 76 койко-мест.
2. Признать Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания РСО-Алания "Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Забота" нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Ввиду того, что выявленные нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не могли повлиять на результаты определения подрядчика, Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания РСО-Алания "Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Забота" предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 21 сентября 2017 г. N А239-09/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2017