Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" (далее - Заявитель, Общество, ООО "Профит-Плюс") от 14.09.2017 исх. N И 00532 (вх. N 4297 от 14.09.2017) на действия администрации муниципального образования Киреевский район (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - ГКУ ТО "ЦОЗ", Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "МКОУ "Болоховский центр образования N2". Ремонт и оснащению с целью создания 45 дополнительных мест" (закупка N 0366200035617005218) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), в присутствии:
в отсутствие представителя Заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения при проведении Электронного аукциона.
Из жалобы "ООО "Профит-плюс" следует, что документация о проведении электронного аукционе на выполнение работ по объекту: "МКОУ "Болоховский центр образования N2". Ремонт и оснащению с целью создания 45 дополнительных мест" (далее - документация о проведении электронного аукциона) не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а именно: в документации об электронном аукционе Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что приводит к ограничению количества участников закупки, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
В частности Заявителем оспаривается возможность предоставления в заявке следующих характеристик соответствующих товаров без проведения экспертизы либо лабораторных испытаний:
Асфальтобетонные смеси ГОСТ 9128-2013
Предел прочности при сжатии, при температуре 50 °C, МПа - Не менее 1,0
Предел прочности при сжатии, при температуре 20 °C, МПа - Не менее 2,0
Предел прочности при сжатии, при температуре 0 °C, МПа - Не более 12,0
Водостойкость - Не менее 0,75
Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °C и
скорости деформирования 50 мм/мин, МПа - Не менее 2,5 и Не более 7,0
Пористость минеральной части, % - не более 22
Плита армированная цементно-минеральная аквапанель
Водопоглощение по массе, % - не более 15
Предел прочности при изгибе в сухом состоянии, МПа - не менее 10,0
Предел прочности при изгибе в водонасыщенном состоянии, МПа - не менее 9,0
Предел прочности при изгибе после испытаний на кислотостойкость (0,5% раствор H2SO4 в течении 7 суток), МПа - не менее 8,0
Предел прочности при изгибе после испытаний на солестойкость (3,0% раствор морской соли в течении 7 суток), МПа - не менее 10,0
Предел прочности при изгибе после испытаний на щелочестойкость (5,0% раствор NaOH в течении 7 суток), МПа - не менее 7,3
Модуль упругости, МПа - 4000
Коэффициент паропроницаемости, , (DIN EN ISO 12 572) - 19
Расчетный коэффициент паропроницаемости , мг/(м*ч*Па) - 0,033
Сопротивление паропроницанию, Rп, м2*ч*Па/мг - 0,38
Разрушающее выдергивающее усилие шурупа из плиты, Н - 1000
Смесь гипсовая штукатурная
Прочность штукатурки, набравшей марочную прочность, на изгиб, МПа - Не менее 1,0
Прочность штукатурки, набравшей марочную прочность, на сжатие, МПа - Не менее 2,5
Подобные излишние требования, по мнению Заявителя, установлены и к другим материалам, указанным в документации об электронном аукционе.
По мнению ООО "Профит-плюс", включение Заказчиком в часть II "Техническое задание" документации об электронном аукционе требований к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним и нарушает часть 6 статьи 66 Закона.
Ввиду изложенного, ООО "Профит-плюс" приходит к выводу, что документация об электронном аукционе составлена с нарушением законодательства о контрактной системе.
В жалобе Заявитель просит провести внеплановую проверку указанной закупки на наличие в действиях Заказчика нарушения положений Закона, привести положения документации об электронном аукционе в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в возражении на рассматриваемую жалобу.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным учреждением требований Закона при проведении вышеуказанного электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Приказом государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" от 29.08.2017 N 5911 объявлен аукцион в электронной форме на право заключения контракта по объекту: "МКОУ "Болоховский центр образования N2". Ремонт и оснащению с целью создания 45 дополнительных мест"; создана аукционная комиссия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок", определен ее состав.
Извещение и документация об электронном аукционе размещены 30.08.2017 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 500 000,00 рублей.
Относительно довода ООО "Профит-плюс" о том, что в документации об электронном аукционе Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что приводит к ограничению количества участников закупки, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе, Комиссией установлено следующее.
В силу пункта 3 части 3 статьи 66 Закона при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 6 статьи 66 Закона требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64, подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона в пункте 23 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным пунктом 6 части II "Техническое задание" документации об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Так, в пункте 6 "Технические требования к используемым материалам" части II документации об электронном аукционе для товара "Асфальтобетонные смеси ГОСТ 9128-2013" установлены следующие характеристики:
Предел прочности при сжатии, при температуре 50 °C, МПа - Не менее 1,0
Предел прочности при сжатии, при температуре 20 °C, МПа - Не менее 2,0
Предел прочности при сжатии, при температуре 0 °C, МПа - Не более 12,0
Водостойкость - Не менее 0,75
Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °C и
скорости деформирования 50 мм/мин, МПа - Не менее 2,5 и Не более 7,0
Пористость минеральной части, % - не более 22
Пунктом 6.5 ГОСТ 9128-2013 "Межгосударственный стандарт. Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия." установлено, что для проверки соответствия качества смесей требованиям настоящего стандарта проводят приемо-сдаточные и периодические испытания.
Согласно пунктам 6.6 и 6.8 ГОСТ 9128-2013. "Межгосударственный стандарт. Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия." при приемо-сдаточных испытаниях смесей отбирают по ГОСТ 12801 одну объединенную пробу от партии и определяют, в том числе:
- температуру отгружаемой смеси при выпуске из смесителя или накопительного бункера;
- зерновой состав минеральной части смеси;
- содержание вяжущего;
- водонасыщение;
- предел прочности при сжатии при температуре 50 °C, 20 °C и водостойкость - для горячих смесей;
- предел прочности при сжатии при температуре 20 °C, в том числе в водонасыщенном состоянии, и слеживаемость (два-три раза в смену) для холодных смесей. Вышеуказанные показатели для холодных смесей определяют до прогрева.
Для полимерасфальтобетона определяют дополнительно предел прочности при сжатии при 0 °C и глубину вдавливания штампа при 50 °C.
При периодическом контроле качества смесей определяют:
- пористость минеральной части;
- остаточную пористость;
- водостойкость при длительном водонасыщении;
- предел прочности при сжатии при температуре 20 °C после прогрева и после длительного водонасыщения для холодных смесей; при температуре 0 °C - для горячих смесей;
- сцепление битума с минеральной частью смесей;
- показатели сдвигоустойчивости и трещиностойкости;
- однородность смесей.
В пункте 6 "Технические требования к используемым материалам" части II документации об электронном аукционе для товара "Смесь гипсовая штукатурная" установлены следующие характеристики:
Прочность штукатурки, набравшей марочную прочность, на изгиб, МПа - Не менее 1,0
Прочность штукатурки, набравшей марочную прочность, на сжатие, МПа - Не менее 2,5
Вместе с тем согласно ГОСТ 31377-2008 "Смеси сухие строительные штукатурные на гипсовом вяжущем. Технические условия" установлены следующие требования к затвердевшим штукатурным смесям:
"4.6.1. Предел прочности на растяжение при изгибе затвердевших смесей должен быть не менее 1,0 МПа.
4.6.2. Предел прочности при сжатии затвердевших смесей должен быть не менее 2,0 МПа.
4.6.4. Изготовитель по просьбе потребителя или, если необходимо, определяет среднюю плотность затвердевшей смеси."
Кроме того пунктом 6.4 ГОСТ 31377-2008 "Смеси сухие строительные штукатурные на гипсовом вяжущем. Технические условия" установлено, что прочность на растяжение при изгибе, прочность при сжатии - для затвердевших смесей определяют при приемосдаточных испытаниях каждой партии штукатурной смеси.
В пункте 6 "Технические требования к используемым материалам" части II документации об электронном аукционе для товара "Плита армированная цементно-минеральная аквапанель" установлены следующие характеристики:
Водопоглощение по массе, % - не более 15
Предел прочности при изгибе в сухом состоянии, МПа - не менее 10,0
Предел прочности при изгибе в водонасыщенном состоянии, МПа - не менее 9,0
Предел прочности при изгибе после испытаний на кислотостойкость (0,5% раствор H2SO4 в течении 7 суток), МПа - не менее 8,0
Предел прочности при изгибе после испытаний на солестойкость (3,0% раствор морской соли в течении 7 суток), МПа - не менее 10,0
Предел прочности при изгибе после испытаний на щелочестойкость (5,0% раствор NaOH в течении 7 суток), МПа - не менее 7,3
Модуль упругости, МПа - 4000
Коэффициент паропроницаемости, , (DIN EN ISO 12 572) - 19
Расчетный коэффициент паропроницаемости , мг/(м*ч*Па) - 0,033
Сопротивление паропроницанию, Rп, м2*ч*Па/мг - 0,38
Разрушающее выдергивающее усилие шурупа из плиты, Н - 1000
Принимая во внимание довод жалобы ООО "Профит-плюс" Комиссией установлено, что аналогичные требования установлены Заказчиком и иных подпунктах пункта 6 "Технические требования к используемым материалам" части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, содержащейся в пункте 6 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе, в том числе установлено, что "если показатель указан как одно число, либо одна характеристика, и показатель остается неизменным, необходимо указать конкретное значение в том виде, в котором оно установлено заказчиком. В случае, если заказчиком установлено требование о полном соответствии параметру (в разделе значение показателя указано "наличие", "соответствие" и т.п.), участник может указать только информацию о соответствии, либо несоответствии параметру, при этом изменение наименования самого параметра не допускается, даже в случае, если в него заказчиком включаются какие-либо числовые, либо относительные величины.
Если значение показателя установлено как верхний или нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно словами "не менее", "не более", "менее", "более", "до", "от", "не ниже", "не выше" и т.п., участником закупки в заявке устанавливается конкретное значение."
Вместе с тем Комиссия считает необходимым отметить, что при установлении заказчиком в документации об электронном аукционе, извещении о проведении закупки требований к описанию участниками закупки товаров заказчику следует учесть, что Закон не содержит норм, которые обязывали бы участников закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара.
Необходимо учитывать, что лицо, не являющееся изготовителем указанных товаров, ограничено в возможности получить данные сведения и как следствие сообщить их в своей заявке. При этом не указание в заявке каких-либо сведений о товаре, в отношении которых заказчиком установлены требуемые к заполнению значения, влечет безусловное отклонение такой заявки аукционной комиссией, что лишает участника закупки возможности принять участие в таком аукционе.
Как было отражено выше, Закон не возлагает на участников закупки обязанность приобретать товары, необходимые при выполнении работ, до подачи заявки на участие в аукционе. В то же время, подавая заявку на участие в аукционе, потенциальный участник вынужден сформировать свое предложение таким образом, чтобы оно отвечало всем требованиям и условиям документации об аукционе.
Таким образом, предлагая характеристики, определяемые в процессе производства, участник берет на себя риск несоблюдения данных характеристик производителем, использующим материалы с иными характеристиками, но также производящего конечный продукт в соответствии с соответствующими стандартами.
Следовательно, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупок функциональных характеристик товара, используемого при выполнении работ, по мнению Комиссии, излишне детализированы и ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего подобные требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в данном определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и сведений, имеют признаки ограничения доступа к участию в данной закупке и нарушают часть 6 статьи 66 Закона.
Следовательно, в действиях должностного лица, установившего требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и сведений (закупка N 0366200035617005218), содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" от 14.09.2017 исх. N И 00532 (вх. N 4297 от 14.09.2017 на действия администрации муниципального образования Киреевский район, государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "МКОУ "Болоховский центр образования N2". Ремонт и оснащению с целью создания 45 дополнительных мест" (закупка N 0366200035617005218) обоснованной.
2. В результате проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "МКОУ "Болоховский центр образования N2". Ремонт и оснащению с целью создания 45 дополнительных мест" (закупка N 0366200035617005218) признать администрацию муниципального образования Киреевский район нарушившей часть 6 статьи 66 Закона.
3. На основании части 22 статьи 99 Закона выдать администрации муниципального образования Киреевский район, государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений части 6 статьи 66 Закона путем внесения изменений в извещение и документацию о проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "МКОУ "Болоховский центр образования N2". Ремонт и оснащению с целью создания 45 дополнительных мест" (закупка N 0366200035617005218) и приведения положений такой документации об электронном аукционе в соответствие с требованиями Закона с учетом решения по настоящему делу. При этом продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с положениями части 6 статьи 63 и части 6 статьи 65 Закона.
4. В соответствии с частью 22 статьи 99 Закона выдать аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки N 0366200035617005218.
5. Передать материалы данного дела соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 20 сентября 2017 г. N 04-07-254-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.09.2017