Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
при участии представителей:
ГКУЗ особого типа МЦМР "Резерв" ДЗМ: Киняпиной Л.В., Александровой В.К., Самоварова Д.О.,
ООО "Мир без инфекций": Колпачева Ю.П.,
рассмотрев жалобу ООО "Мир без инфекций" (далее - Заявитель) на действия ГКУЗ особого типа МЦМР "Резерв" ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку дезинфицирующих средств для ГКУЗ особого типа МЦМР "Резерв" ДЗМ в 2017 (Закупка N 0873200009817001368) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований, которые, по мнению Заявителя, могут повлечь ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/46621/17 от 13.09.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в Техническом задании Аукционной документации указаны требования к товару необходимому к поставке, а именно п. 1 "Дезинфицирующее средство (на основе четвертьаммонийных соединений (ЧАС), аминов, гуанидов)" (Средство необходимо для обработки инструментария и хирургического поля, жидкий концентрат. Дезинфицирующее средство должно относиться к 4 классу малоопасных веществ по ГОСТ 12.1.007-76).
По мнению Заявителя в Техническом задании Заказчик установил ряд неправомерных требований к характеристикам товара, а именно: "Средство необходимо для обработки инструментария и хирургического поля, жидкий концентрат", которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, поскольку совокупности предъявленных к средству требований среди зарегистрированных на территории Российской Федерации им соответствуют три: "Аминаз-плюс" производителя ООО "Уралхимфарм-плюс"; "Бактол-форте" производителя ООО "РосХим"; "Контакт" производителя ООО "Континент".
При этом, при изучении инструкций по применению данных средств установлено, что параметр "Режим обработки хирургического поля" отсутствует в данных инструкциях, что может вводить в заблуждение участников закупки.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в аукционе и ограничения количества участников закупок, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на учреждение возложены задачи ответственного хранения материальных ценностей мобилизационного резерва и резерва, предназначенного для развертывания формирований в особый период. Для создания данного резерва проводится закупка лекарственных средств и другого имущества медицинского назначения, в том числе и дезинфицирующих средств, которые закладываются на хранение согласно номенклатуре, утвержденной приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 17.04.2015 года N2ДСП.
В данной номенклатуре в разделе "Дезинфицирующие средства" есть понятие "хирургическое поле". Поэтому в техническом задании данное понятие подразумевает поверхности хирургических предметов мебели, аппаратов, приборов и т. д. Дезинфицирующие средства необходимы также для обработки инструментов.
В техническом задании ничего не говорится об операционном поле. Данные дезсредства не предназначены для обработки кожи операционного и инъекционного поля (поверхности) человека.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
2. Кроме того, согласно доводам Заявителя, в Техническом задании Заказчик установил ряд неправомерных требований к характеристикам товара, а именно: "Дезинфицирующее средство должно относиться к 4 классу малоопасных веществ по ГОСТ 12.1.007-76", которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, поскольку совокупности предъявленных к средству требований среди зарегистрированных на территории Российской Федерации им соответствуют три: "Аминаз-плюс" производителя ООО "Уралхимфарм-плюс"; "Бактол-форте" производителя ООО "РосХим"; "Контакт" производителя ООО "Континент". При этом, при изучении инструкций по применению данных средств установлено, что при введении в желудок все эти средства относятся к 3-ему классу безопасности.
В соответствии с п. 1.3 ГОСТ 12.1.007-76 отнесение вредного вещества к классу опасности производят по показателю, значение которого соответствует наиболее высокому классу опасности.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика предоставил инструкции на дезинфицирующие средства, которые, по мнению Заказчика, соответствуют требованиям аукционной документации.
При этом, в таких инструкциях, в частности в п.1.3 инструкции на средство "Контакт" указано: "Средство "Контакт" по параметрам острой токсичности согласно классификации ГОСТ 12.1.007-76 при внутрижелудочном введении относится к 3 классу умеренно токсичных веществ, при нанесении на кожу относится к 4 классу мало опасных веществ. При введении в брюшную полость мышей относится к 4 классу малотоксичных веществ согласно Классификации К.К.Сидорова (1973 г.). Средство и его рабочие растворы в концентрациях до 5% отнесены к 4 классу малоопасных по Классификации химических веществ по степени летучести".
На основании вышеизложенного и в соответствии с п.1.3 ГОСТ 12.1.007-76 указанное средство необходимо отнести к 3 классу умеренно токсичных веществ, так как в инструкции данного средства указано, что при внутрижелудочном введении средство относится к 3 классу умеренно токсичных веществ.
При этом, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился предоставить иные документы и сведения, подтверждающие, что совокупности установленных требований к товару соответствуют товары как минимум двух производителей и что общий класс опасности таких средств является 4 по всем классификациям, указанным в ГОСТ 12.1.007-76.
Таким образом, в нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком неправомерно установлены в Аукционной документации требования к поставляемым товарам, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Мир без инфекций" на действия ГКУЗ особого типа МЦМР "Резерв" ДЗМ обоснованной в части установления неправомерных требований к закупаемому товару по параметру "Дезинфицирующее средство должно относиться к 4 классу малоопасных веществ по ГОСТ 12.1.007-76".
2.Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии З.У. Несиев
А.В. Кочетков
Исп. Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 сентября 2017 г. N 2-57-11291/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2017