Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителей ФГКУ "Росгранстрой":И.С. Круглого, А.И. Джепбаровой,
в отсутствие представителей МОО "Единство и честь", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России NМГ/47746/17 от 19.09.2017,
рассмотрев жалобу МОО "Единство и честь" (далее - Заявитель) на действия ФГКУ "Росгранстрой" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на проведение мероприятий по информационно-аналитической поддержке процессов мониторинга состояния и основных параметров функционирования пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и филиалов ФГКУ Росгранстрой (Закупка N0373100063317000077) (далее - Конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного открытого конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/47746/17 от 19.09.2017, документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель указывает на то, что Заказчиком в конкурсной документации установлен неправомерный порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", который оставляет оценку конкурсных заявок на субъективное усмотрение членов конкурсной комиссии Заказчика, так как не представляется возможным определить какие сведения подлежат оценке, в том числе в связи с тем, что Заказчиком не установлена шкала оценки по данному показателю.
Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
При этом согласно п.3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п.11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п.29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Комиссией Управления установлено, что порядок оценки конкурсных заявок предусматривает порядок оценки по показателю "Качество работ" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
"Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в открытом конкурсе по показателю "Качество работы", а именно предложений, улучшающих качественные характеристики объекта работы, используя информацию, представленную участником открытого конкурса по форме 3 приведенной в части IV настоящей конкурсной документации.
При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе каких-либо предложений, улучшающих качественные характеристики объекта работы или предложение воспроизводит (повторяет, копирует) текст Технического задания, представленного в разделе VI конкурсной документации, участник открытого конкурса получает 0 баллов по данному показателю.
Оценка по показателю "Качество работы" осуществляется в сравнении с заявками, поданными всеми участниками открытого конкурса.
Конкурсная комиссия оценивает качество работы, а именно предложения, улучшающие качественные характеристики объекта работы.
Каждый член конкурсной комиссии анализирует заявку на участие в конкурсе в части наличия предложений участника конкурса по увеличению содержания выполняемых работ, расширяющих перечень выполняемых работ (изложенных в Техническом задании), которые повышают качество и эффективность работы, улучшают качественные характеристики результатов, указанных в Техническом задании.
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Качество работ", определяется по формуле:
где: Zi - принятое Заказчиком предложение участника конкурса, заявка на участие в конкурсе которого оценивается;
Zmax - максимальное предложение из предложений сделанных участниками конкурса и принятых Заказчиком по данному показателю.
Максимальное количество баллов по данному показателю: 100 баллов.
При оценке заявок по данному критерию лучшим условием исполнения контракта по указанному критерию признается предложение участника конкурса, набравшего наибольшее количество баллов по данному критерию".
Рассмотрев представленные документы, а также заслушав пояснения Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установленный порядок оценки заявок по вышеуказанному показателю не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта и не позволяет определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией по данному показателю критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", поскольку в конкурсной документации отсутствует инструкция по заполнению заявки, позволяющая определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Кроме того, из установленного порядка оценки не представляется возможным определить зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми в заявках сведениями по данному показателю, так как Заказчиком не установлена соответствующая шкала оценки.
При этом, показатели критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" являются показателями, подлежащими формированию участниками закупки при подготовке предложения на основании положений Технического задания о закупке (в отличие от квалификации участника и опыта оказания аналогичных услуг, которые объективно не могут быть скорректированы к моменту подачи заявки (названные показатели либо наличествуют, либо отсутствуют у участника). Однако отсутствие сведений относительно того, какие конкретно параметры оцениваются Заказчиком в данном показателе не позволяют участникам закупки формулировать либо корректировать свои заявки в указанной части в сторону потребностей заказчика с тем, чтобы повысить предпочтительность этих заявок.
Отсутствие названных сведений оставляет оценку заявок и выбор победителя закупки на субъективное усмотрение Заказчика, что влечет за собой ограничение количества участников закупки, что является нарушением п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что объективная оценка конкурсных заявок, а также соблюдение установленного порядка оценки по вышеуказанному показателю является невозможным, в силу того, что конкурсная документация Заказчика содержит нарушение положений п.11 Правил оценки и положений ч.8 ст. 32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к содержанию, форме документов и составу заявки на участие в конкурсе, так как Заказчиком установлены требования, не соответствующие положениям ст.51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "в" п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе следующую информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе: документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности;
На основании ч.4 ст.51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в конкурсной документации установлены аналогичные требования, но без указания на то, что доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, должна быть заверена печатью участника открытого конкурса в случае наличия такой печати, а также что заявка на участие в конкурсе должна быть скреплена печатью участника открытого конкурса при ее наличии.
При этом, согласно ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком ч.4 и ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком исключены из числа участников лица, допуск которых до участия в закупочной процедуре возможен в соответствии с нормами ст.51 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу МОО "Единство и честь" на действия ФГКУ "Росгранстрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.8 ст.32 и п.9 ч.1 ст.50, ч.4 и ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии Д.С. Грешнева
А.С. Спирякова
исп. Е.А. Дейнега, тел. 8-495-784-75-05, доб.192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 сентября 2017 г. N 2-57-11548/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2017