Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.А.Сомова,
при участии представителей ФКУ НЦУКС: Белкина А.В., Федотова Р.С., Романенко С.Ю.,
в отсутствие представителей ООО "МегаТрейд", уведомленных надлежащим образом, письмом Московского УФАС России NМГ/47688/17 от 19.09.2017,
рассмотрев жалобу ООО "МегаТрейд" (далее - Заявитель) на действия ФКУ НЦУКС (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по поддерживанию эксплуатационных свойств административных объектов МЧС России по адресам: г. Москва ул. Ватутина. д. 1, ул. Ватутина д. 1, стр. 1 (Закупка N 0373100052017000048) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/47688/17 от 19.09.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы в Аукционной документации Заказчиком не установлен конкретный объем товаров, необходимых при оказании услуг, что может вводить в заблуждение участников закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Заявитель указывает на то, что в разделе "Регламент комплексного технического обслуживания объектов Заказчика Технического задания" Аукционной документации указано количество материалов, необходимых к замене при техническом обслуживании, в частности: "замена дверных ручек из расчета до 40 штук в месяц; ремонт дверных ручек из расчета до 30 штук в месяц; замена дверных замков из расчета до 25 штук в месяц". Вместе с тем, по мнению Заявителя, данная информация является недостаточной, поскольку не указано конкретный объем оказываемых услуг и поставляемых материалов.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что поскольку Заказчику невозможно определить рыночную цену закупки единицы расходных материалов на весь комплекс работ, установлен максимально возможный расход таких материалов, перечня работ по каждой позиции, что позволяет участникам закупки сформировать ценовое предложение на участие в Аукционе. При этом, при расчете начальной (максимальной) цены контракта учтено максимальное количество необходимых товаров по установленной цене. Кроме того, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, на участие в электронном аукционе подано 3 заявки, все заявки допущены на участие в Аукционе, что свидетельствует о возможности формирования и подачи заявки на участие в данном Аукционе.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя не представил доказательств, каким образом действия Заказчика нарушили права и законные интересы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение положений действующего законодательства, в части установления неправомерных требований к составу заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнении работ или оказания услуг для выполнения или оказания которых используется товар: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных и ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Вместе с тем согласно п. 3.2 раздела 1.3 Информационной карты Аукционной документации: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать сведения и документы, указанные в пункте 3.2.3 Раздела I.2. "Общие условия проведения аукциона", в том числе содержать:
а) согласие, предусмотренное подпунктом 2 пункта 3.2.3 требований к заявке и документам, входящим в состав заявки на участие в аукционе статьи 3 "Подготовка заявки на участие в аукционе и инструкция по её заполнению" настоящей документации, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное подпунктом 2 пункта 3.2.3 требований к заявке и документам, входящим в состав заявки на участие в аукционе статьи 3 "Подготовка заявки на участие в аукционе и инструкция по её заполнению" настоящей документации, указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное подпунктом 2 пункта 3.2.3 требований к заявке и документам, входящим в состав заявки на участие в аукционе статьи 3 "Подготовка заявки на участие в аукционе и инструкция по её заполнению" настоящей документации, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанное положение Информационной карты Аукционной документации установлено в нарушение ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, на участие в электронном аукционе подано 3 заявки, все заявки допущены на участие в Аукционе, что свидетельствует о возможности формирования и подачи заявки на участие в данном Аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения не повлияли на результаты закупки.
3. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования о соответствии товаров ГОСТ, указанных списком, без указания каким конкретно ГОСТ должны соответствовать конкретные товары, требования к которым предъявляются Заказчиком в Техническом задании аукционной документации.
Комиссией Управления установлено, что в аукционной документации содержится требование о соответствии товаров требованиям конкретных ГОСТ, без указания к каким товарам данные ГОСТ относятся.
Комиссией Управления установлено, что документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам и свидетельствующие об ограничении количества участников закупки.
В данном случае, требования относительно указания межгосударственных (национальных) стандартов в соответствующих графах Комиссия Управления не может рассматривать как достаточное основание для признания довода Заявителя обоснованным, поскольку из положений аукционной документации не усматривается, что различные стандарты применяются Заказчиком избирательно, либо это привело (или может привести) к ограничению количества участников Закупки, как, например, опубликование закупочной документации ненадлежащим образом.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
4. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно:
1) В п. "Клей-герметик полиуретановый" установлено требование "Температура эксплуатации от -40 до +90 °С". Вместе с тем, согласно доводам Заявителя, закупка проводится на оказание услуг по поддерживанию административных объектов, следовательно такой температуры,указанной в требованиях, быть не может.
2) По п. "Клей-герметик полиуретановый" установлено требования: "Время образования пленки; Время отверждения; Температура эксплуатации"; по п. "Штукатурка на гипсовом вяжущем" установлено требование: "Расход сухой смеси при толщине 10 мм; Время полного высыхания при толщине 10 мм; Начало схватывания при производстве работ в ручную"; по п. "Штукатурка декоративная (смесь цемента, минеральных заполнителей и полимерных модификаторов)" установлено требование: "Время потребления"; по п. "Пескобетон" установлено требование: "Расход на толщину слоя10 мм на 1 м", по п. "Грунтовка" установлено требование: "Расход на один слой"; по п. "Герметик полиуретановый" установлено требование: "Время образования пленки; Время отверждения; Температура нанесения"; по п. "Шурупы с потайной головкой вид 2" установлено требование: "Масса 100 шт. прижимов".
По мнению Заявителя, конкретные показатели по вышеуказанным параметрам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, поскольку достоверное значение данных показателей возможно установить только после проведения испытаний (измерений) определенной партии товара после его производства, в ходе приёмо-сдаточных испытаний для каждой партии товара.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не предоставлено документов и сведений, подтверждающих возможность определения конкретных значений по установленным в Форме-2 Аукционной документации характеристикам вышеуказанных товаров на этапе подготовки заявки на участие в аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушение Заказчиком п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, на участие в электронном аукционе подано 3 заявки, все заявки допущены на участие в Аукционе, что свидетельствует о возможности формирования и подачи заявки на участие в данном Аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения не повлияли на результаты закупки.
5. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в нарушение норм Закона о контрактной системе опубликованы разъяснения положений аукционной документации без указания предмета запроса.
В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, участником закупки направлен запрос Заказчику, о разъяснении положений Аукционной документации.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком 15.09.2017 размещен ответ на запрос о разъяснении положений Аукционной документации в единой информационной системе без указания предмета запроса.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные разъяснения даны в нарушение ч.4 ст.65 Закон о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, на участие в электронном аукционе подано 3 заявки, все заявки допущены на участие в Аукционе, что свидетельствует о возможности формирования и подачи заявки на участие в данном Аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "МегаТрейд" на действия ФКУ НЦУКС обоснованной в части установления неправомерных требований в п. 3.2 раздела 1.3 Информационной карты Аукционной документации, в части установления неправомерных требований к товарам, в части размещения ответа на запрос о разъяснении положений Аукционной документации в единой информационной системе без указания предмета запроса.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.66, п.1, 2 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33, ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии З.У. Несиев
К.А. Сомов
Исп. Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 сентября 2017 г. N 2-57-11567/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2017