Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей:
ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги": С.А. Ястребова, А.Ю. Симонова, Е.М. Рабиновича,
Департамента города Москвы по конкурентной политике: В.В. Сахно,
МОО "Единство и честь": Н.В. Варламова,
рассмотрев жалобу МОО "Единство и честь" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание охранных услуг для нужд ГБУ "Автомобильные дороги" в 2018 году (Закупка N 0173200001417000717) (далее - открытый конкурс, конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/47241/17 от 18.09.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к участникам закупки.
В силу п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.3 ст.49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны требования, предъявляемые к участникам, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "г" п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в силу п.4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению.
Заявитель указывает на то, что Заказчиком в Извещении об открытом конкурсе не установлены требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности (с приложением перечня разрешенных видов услуг), выданной органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, действующего на период оказания услуг с приложением списка номерного учета с указанием вида, модели, калибра, серии, номера каждой единицы оружия, разрешенного к хранению и использованию (ст. 4 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N150-ФЗ "Об оружии"), тогда как соответствующие требования установлены в Техническом задании в разделе 2. Стандарты услуг:
2.2 Исполнитель должен иметь действующую лицензию на осуществление частной охранной деятельности (с приложением перечня разрешенных видов услуг), выданную органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.3 Исполнитель должен иметь действующее разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему (бланк серии РХИ) с приложением списка номерного учёта оружия с указанием вида, модели, калибра, серии, номера каждой единицы оружия, разрешённого к хранению и использованию.
Комиссией Управления установлено, что п. 14 Информационной карты конкурсной документации содержит требования к участникам закупки, в частности: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки закупки, а именно: Наличие у Исполнителя лицензии на осуществление частной охранной деятельности (с приложением перечня разрешенных видов охранных услуг), действующей на момент подачи заявки на участие в конкурсе (часть 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в действующей редакции), постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (в действующей редакции)".
В пп.8 п.15.1 Информационной карты конкурсной документации содержит требование к составу заявки участников закупки о представлении, в частности, следующих документов: "... копия лицензии на осуществление частной охранной деятельности (с приложением перечня разрешенных видов видов охранных услуг) действующей на момент подачи заявки на участие в конкурсе (часть 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в действующей редакции), постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (в действующей редакции)".
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что в Извещении о проведении открытого конкурса не установлены требования к участникам закупки, в том числе, исчерпывающий перечень необходимых лицензий и разрешений, необходимых для подтверждения соответствия участника закупки, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, что нарушает ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Управления приходит к выводу, что данное нарушение не могло повлиять на результаты закупки, поскольку в Извещении о проведении открытого конкурса содержит указание об установлении единых требований к участникам закупки по п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе. При этом, в Информационной карты конкурсной документации устанавлены требования к участникам закупки, в том числе, наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, а также о предоставлении копии данной лицензии в составе второй части заявки на участие в открытом конкурсе, что позволяет участникам закупки определить наличие данных требований к участникам закупки и к составу заявки на участие в открытом конкурсе.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в проекте контракта не установлен срок оплаты оказанной услуги, а также обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическом лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
Согласно ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что документация о закупке является типовой и формируется средствами Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы при выборе соответствующего кода ОКПД2, при этом, Техническое задание и проект контракта также формируются автоматически. Однако, в связи с техническим сбоем указанной системы из проекта контракта удален срок оплаты оказанной услуги, что также подтверждается представителем Уполномоченного органа.
Вместе с тем, следует отметить, что ст. 4 проекта контракта определен порядок сдачи-приемки оказанных услуг, который в том числе включает в себя порядок и сроки подписания Заказчиком соответствующего Акта сдачи-приемки услуг, который в свою очередь является основанием для осуществления оплаты оказанных услуг.
Кроме того, ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе устанавливает общие сроки оплаты оказания услуг, а именно: срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Относительно довода о неправомерном неустановлении в проекте контракта условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическом лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица представитель Заказчика пояснил, что в соответствии со статьей 11 раздела III Федерального закона от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" оказание услуг, по предмету закупки, а именно охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения данного вида услуг и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.
Таким образом, контракт не может быть заключен с физическим лицом и как следствие у Заказчика отсутствует необходимость включения в проект контракта условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о обоснованности довода жалобы Заявителя в части не установления Заказчиком срока оплаты оказанной услуги, что нарушает положения ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель так же указывает, что Заказчиком в Техническом задании в пп. 2 Стандарт услуг установлен исчерпывающий перечень нормативных актов, на основании которых оно и было составлено, при этом, ни один из них не обязует иметь на объекте охраны наблюдательное дело, в связи с чем, по мнению Заявителя, требование о его наличии установлено Заказчиком неправомерно.
Комиссией Управления установлено, что в Приложении 3 к Техническому заданию конкурсной документации установлены следующие требования: ""_Перечень документов, которые должны находиться на объекте охраны
1. Наблюдательное дело:
1.1. Лицензия на осуществление частной охранной деятельности с указанием разрешенных видов охранных услуг (копия).
1.2. Уведомления органа, выдавшего лицензию на осуществление частной охранной деятельности и территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности по месту охраны имущества (объекта) о начале оказания охранных услуг (принятии объекта под охрану) (копия или иной документ подтверждающий факт уведомления).
1.3. Государственный контракт (договор) на оказание охранных услуг с приложениями (копия).
1.4. Список номеров телефонов экстренных оперативных и коммунальных служб района (города).
1.5. План-схема охраны объекта (копия).
1.6. Приказ охранной организации о выделении для охраны объекта оружия и специальных средств с указанием модели оружия, количества патронов к нему (в случае если на объекте охраны имеется служебное оружие и специальные средства) (копия).
1.7. Образцы форменной одежды для сотрудников охраны (на бумажном носителе).
1.8. Разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему (копия), с приложением списка номерного учета оружия с указанием вида, модели, калибра, серии, номера каждой единицы оружия, разрешенного к хранению и использованию (в случае оказания охранных услуг с использованием оружия) (копия).
1.9. График дежурств охранников на объекте (оригинал).
1.10. Должностная инструкция частного охранника на объекте охраны (копия, заверенная исполнителем).
2. Служебная документация:
2.1. Опись имущества охранной организации (Исполнителя).
2.2. Опись имущества Заказчика, переданного охранной организации (Исполнителю) во временное пользование, подписанная представителями Заказчика (Получателя услуг) и Исполнителя.
2.3. Инструкция (инструкции) по правилам пользования техническими средствами охраны,
установленными на объекте охраны.
2.4. Таблица позывных частной охранной организации при радиообмене на объекте (при наличии радиостанций).
2.5. Книга выдачи и приема служебного оружия и патронов к нему (при оказании охранных услуг с использованием служебного оружия).
2.6. Книга приема и выдачи специальных средств (при оказании охранных услуг с использованием специальных средств).
2.7. Журнал учета мероприятий по контролю.
2.8. Книга приема и сдачи дежурства.
2.9. Книга приема и выдачи радиостанций (при наличии радиостанций).
2.10. Книга учета проверок качества несения службы.
2.11. Рабочий журнал объекта охраны.
2.12. Книга регистрации посетителей и автотранспорта.
2.13. Журнал учета результатов обхода (осмотра) объекта охраны (помещений, территории).
2.14. Книга проверки работоспособности технических средств охраны.
3. Документы, предоставляемые Заказчиком:
3.1. Копии заверенных Заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране.
3.2. Инструкция об организации внутриобъектового и пропускного режимов на объекте охраны, утвержденная Заказчиком (копия).
3.2.1. Образцы пропусков на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, материальных пропусков на внос (ввоз), вынос (вывоз) имущества на объект охраны (с объекта охраны) и подписей ответственных лиц.
3.2.2. Образцы заявок для оформления пропусков на объект охраны.
3.2.3. Списки лиц, которым разрешен вход на объект охраны.
3.2.4. Список лиц, имеющих право разрешения пропуска посетителей и автотранспорта на территорию объекта охраны.
3.2.5. Список лиц, ответственных за сдачу под охрану и вскрытие помещений объекта охраны.
3.2.6. Списки телефонов организаций-арендаторов (при наличии).
3.2.7. Списки автомобилей с указанием их регистрационных знаков (номеров), которым разрешен въезд на объект.
3.2.8. Список номеров телефонов экстренных оперативных и коммунальных служб района (города).
3.2.9. Договор, заключенный Заказчиком и Федеральным казенным учреждением "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Москве"
(ФГКУ "УВО ВНГ России по городу Москве) на оказание охранных услуг путем реагирования мобильными нарядами вневедомственной охраны войск национальной гвардии на поступающие с объекта охраны "тревожные" сообщения (копия) (при наличии договора).
3.2.10. Договор, заключенный Заказчиком и обслуживающей организацией на техническое обслуживание комплекса технических средств, предназначенного для передачи "тревожных" сообщений на пульт территориального подразделения ФГКУ "УВО ВНГ России по городу Москве" (копия) (при наличии договора).
Примечания:
1. Документы наблюдательного дела являются обязательными.
2. Служебная документация объекта охраны может быть дополнена или сокращена в зависимости от особенностей охраны объекта охраны и требований Заказчика.
3. Документы наблюдательного дела и служебная документация должны храниться на посту охраны в специально отведенном для них месте, исключающем доступ к ним посторонних лиц.
4. Ответственность за сохранность документов наблюдательного дела и служебной документации несет охранная организация (Исполнитель)_"
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование о наличии на объекте охраны при оказании услуг наблюдательного дела и соответствующих документов установлено Заказчиком в соответствии с его потребностями с целью упрощения проведения последующей проверки (экспертизы) качества оказываемых услуг.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
При этом, в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены документы и сведения, свидетельствующие об обоснованности данного довода жалобы, в том числе о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанного положения в проекте контракта, а также что такое положение препятствует формированию заявки на участие в конкурсе и ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. В п. 6.4 Технического задания конкурсной документации Заказчиком установлено следующее: "При необходимости оказания охранных услуг с использованием служебного оружия (огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения) Исполнитель обеспечивает необходимое количество единиц оружия (из расчета не более 1 (одной) единицы , сертифицированного в качестве служебного оружия".
Согласно доводам жалобы Заявителю из указанного положения Технического задания конкурсной документации не ясно исходя из расчета 1 единицы оружия к кому или у чему установлено данное требование.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование п. 6.4 Технического задания конкурсной документации установлено к сотрудникам мобильной группы в соответствии с приложением 1 к Техническому заданию, а также в соответствии с потребностью Заказчика. Кроме того, Заказчику не поступало запросов на разъяснения вышеуказанного положения конкурсной документации.
В составе жалобы отсутствует указание на конкретную норму Закона о контрактной системе, которую, по мнению Заявителя, нарушает Заказчик при установление такого требования, а также на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился указать такую норму.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу МОО "Единство и честь" на действия ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" обоснованной в части неустановления в извещении о проведении открытого конкурса требований к участникам закупки о наличии необходимых для оказания услуг документов, а также неустановлении в проекте контракта срока оплаты оказанной услуги.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 13 ст. 34, ч.3 ст. 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии Д.А. Орехов
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И. (495) 784-75-05 (126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 сентября 2017 г. N 2-57-11419/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2017