Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Е.А. Мироновой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей ФГБУ "Центральное УГМС": К.В. Лазарева, Л.Ю. Васильева, Н.И. Тарасенко,
в отсутствие представителей ООО "РегионСтройСервисАвтоматика", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/47468/17 от 19.09.2017,
рассмотрев жалобу ООО "РегионСтройСервисАвтоматика" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Центральное УГМС" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт административного корпуса ФГБУ "Центральное УГМС" по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, ул. Первомайская, д. 7 (Закупка N0373100131317000011) (далее - электронный аукцион, аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/47468/17 от 19.09.2017, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров и материалов по следующим позициям являются излишними, поскольку для определения конкретных показателей таких характеристик необходимо провести испытания конкретной партии товара, так например:
- п.1 "Растворы цементные": Водоудерживающая способность растворных смесей, Содержание золы-уноса в растворной смеси, Отклонение средней плотности раствора в сторону увеличения от установленной проектом, Расслаиваемость свежеприготовленных смесей и т. д.;
- п.2 "Смеси бетонные": Удельная эффективная активность естественных радионуклидов материалов, применяемых для приготовления бетонных смесей, Допустимые отклонения заданных значений показателей качества бетонной смеси: Расслаиваемость по водоотделению, Водоцементное отношение и т. д.;
- п. 4 "Эмаль ХС-436": Время высыхания до степени3 при температуре 20 С0 не более 3 часов, Доля нелетучих веществ по массе, Доля нелетучих веществ по объему и т. д.;
- п. 6 "Грунтовка ГФ-021": предельно допустимая концентрация растворителя в воздухе рабочей зоны производственных помещений, условная вязкость при 20,0°С по вискозиметру ВЗ-4, время высыхания до степени 3 при температуре 20 °С, устойчивость пленки грунтовки к изменению температуры и т. д.;
- п. 7 "Плитки керамические для полов типа керамогранит": Отбитость со стороны лицевой поверхности, Плешина, Твердость глазури по Моосу, Износостойкость (по кварцевому песку) и т. д.;
- п. 11 "Кирпич керамический 250х65х120мм": Коэффициент теплопроводности кладки в сухом состоянии, Пустотность, Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф и т. д.;
- п. 12 "Грунтовка актиловая фасадная ВД-АК-133": Степень перетира, Время высыхания до степени 3 при t (20.0_0.5)°С, Массовая доля нелетучих веществ, Стойкость к статическому воздействию воды при (20.0_2)°С и т. д.;
- п. 15 "Сталь горячекатаная для армирования": Предельное отклонение массы стержня и т. д.;
- п. 20 "Материал рулонный кровельный и гидроизоляционный наплавляемый битумный Гидростеклоизол Марка ТПП-3,5": разрывная сила при растяжении и другие.
Конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам обжалуемых позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, обжалуемые значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседание Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым конкретные значения по вышеописанным характеристикам представляется возможным указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара. Вместе с тем, например, согласно п.7 Таблицы 1 соответствующего ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия" конкретный показатель для характеристики "время высыхания до степени 3 при температуре 20 °С" товара по п. 6 "Грунтовка ГФ-021" определяется методом испытаний на трех образцах на расстоянии не менее 20 мм от края образца после естественной или горячей сушки нанесенного слоя лакокрасочного материала по ГОСТ 19007-73 "Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания".
Также Заявитель обжалует неправомерное установление требований к необходимым товарам в противоречие со значениями, определенными положениями соответствующих ГОСТ:
- п.7 "Плитки керамические для полов типа керамогранит" Заказчиком установлены требования к следующим характеристикам: Плешина, Отклонения от номинальных размеров плиток по толщине, Засорка, Предел прочности при изгибе, Твердость глазури по Моосу, Пузыри, прыщи и вскипание глазури, Следы от зачистных приспособлений вдоль ребра лицевой поверхности, Водопоглощение, Просвет вдоль краев цветных плиток, Разница между наибольшим и наименьшим размерами плиток одной партии по длине и ширине. Вместе с тем, как указывает Заявитель, значения для данных характеристик не определены положениями ГОСТ 6787-2001 "Плитки керамические для полов. Технические условия", требование о соответствии которому предъявлено в аукционной документации.
- п.17 "Линолеум поливинилхлоридный": Номинальные размеры толщина общая: 2 мм. Вместе с тем, согласно Таблице 1 ГОСТ 18108-80 "Линолеум поливинилхлоридный на теплозвукоизолирующей подоснове. Технические условия" толщина общая для линолеума установлена значением не менее 3,60 мм.
Кроме того, Заявитель в своей жалобе указывает, что в документации об электронном аукционе и в составе Приложения N1 к Техническому заданию установлены разные Инструкции по заполнению первой части заявки. В частности, в составе аукционной документации установлено следующее: "Символ "-" указывает на то, что участник электронного аукциона должен представить конкретное значение, которое входит в установленный заказчиком диапазон, включающий в себя крайние значения. В случае если требование к показателю установлено с использованием символа "*", то его следует читать как не включающее крайнее значение показателя". При этом в Приложении N1 к Техническому заданию указано следующее: "Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения. В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра. При этом, не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося знаком * (звездочка)".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в чем заключается необходимость установления требований к товарам и положений Инструкции вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы и о нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения заявок от 19.09.2017 на участие в аукционе подано 8 заявок и допущено к участие в аукционе 5 заявок, при этом аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отказе в допуске участникам закупки по вышеуказанным основаниям, что свидетельствует о том, что допущенные нарушения не повлияли на результат закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РегионСтройСервисАвтоматика" на действия ФГБУ "Центральное УГМС" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии Е.А. Миронова
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н. (495) 784-75-05 (153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 сентября 2017 г. N 2-57-11503/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2017