Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Дейнеги Е.А.,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Сологова Д.А.,
при участии представителя ФГБУ "УАЗ": Кузьмина В.Б.,
в отсутствие представителей ООО "РегионСтройСервисАвтоматика", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/47251/17 от 18.09.2017),
рассмотрев жалобу ООО "РегионСтройСервисАвтоматика" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "УАЗ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений здания по адресу: город Москва, Брюсов переулок, дом 11 (Закупка N 0373100128317000008) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 14.09.2017 NМГ/47251/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1.Согласно доводам жалобы, в приложении к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, в частности:
- В п.10 "Доски" установлены характеристики, такие как: "Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов Rmmax", "Влажность материала",
- В п.11 "Резьбовое присоединение" установлены характеристики, такие как: "шероховатость поверхности", "Допуск параллельности",
- В п.9, п.1, п.13, п.16 "Гвозди строительные" установлены характеристики, такие как: "Односторонний равномерный прогиб стержня в средней части гвоздя", "Угол заострения по граням", "Допуск параллельности", "временное сопротивление разрыву",
- В п.15 "Блоки оконные" установлены характеристики, такие как: "Объемная воздухопроницаемость оконного блока при разнице давлений 100 Па", "Объем заполнения стеклопакета газом",
- В п.17, п.28 "Раствор строительный" установлены характеристики, такие как: "Водоудерживающая способность", "Влажность", "Расслаиваемость", "Содержание золы-уноса", "Средняя плотность".
По мнению Заявителя, достоверное значение данных показателей возможно установить только после проведения испытаний определенной партии товара после ее производства. Конкретные и достоверные значения перечисленных параметров нельзя установить на момент заполнения заявки на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом, а также возможность предоставления вышеуказанных характеристик на момент заполнения заявки на участие в данном аукционе.
При этом, согласно п.2.5 ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" параметр шероховатости поверхности пиломатериалов не должен превышать 1250 мкм для отборного, 1, 2 и 3-го сортов, а для 4-го сорта - 1600 мкм по ГОСТ 7016. Согласно п. 12 ГОСТ 7016 "Изделия из древесины и древесных материалов. Параметры шероховатости поверхности" методы определения параметров шероховатости - по ГОСТ 15612-85 "Изделия из древесины и древесных материалов. Методы определения параметров шероховатости поверхности" настоящий стандарт распространяется на изделия из древесины и древесных материалов и устанавливает методы определения параметров шероховатости поверхности по ГОСТ 7016-82, а также метод контроля шероховатости поверхности изделий по образцам шероховатости.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Также согласно доводам жалобы, в приложении к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как:
- В п. "Гвозди строительные" установлены значения "диаметр стержня гвоздей должен быть 1, 6 мм", "Торцовая поверхность конической головки строительных гвоздей должна быть рифленой", что по мнению Заявителя не соответствует ГОСТ 4028-63, поскольку гвоздь с данными параметрами имеет плоскую головку, что позволяет участникам закупки предоставить значение соответствующее требованиям аукционной документации, при этом данное значение противоречит ГОСТ 4028-63.
- В п. "Растворы" установлены значения - "класс раствора: Должен быть менее B7,5", "водонепроницаемость: Должна быть более W2", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" данные показатели не нормируется и не относятся к наименованию товара "Растворы", что позволяет участникам закупки предоставить значение соответствующее требованиям аукционной документации, при этом данное значение противоречит ГОСТ 28013-98.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Заказчиком в приложении к техническому заданию аукционной документации установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ к товарам, таким как:
- В п.12 "Резьбовое соединение" установлены характеристики, такие как: "Лунка на торцевой поверхности", "Размер h",
- В п.11 "Резьбовое соединение" установлены характеристики, такие как: "высота развода концов шайб",
- В п.15 "Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей со стеклопакетом" установлены характеристики, такие как: "точка росы стеклопакета",
- В п.21 "Лента изоляционная прорезиненная" установлены характеристики, такие как: "Толщина ленты для промышленного применения", "Толщина ленты для широкого потребления".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных требований подобным образом, а также возможность определения данных характеристик на момент подачи заявки на участие в данном аукционе.
Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РегионСтройСервисАвтоматика" на действия ФГБУ "УАЗ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: Е.А. Дейнега
Члены Комиссии: И.С. Максимов
Д.А. Сологов
Максимов И.С. Тел.: (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 сентября 2017 г. N 2-57-11446/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2017