Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Н.В. Романова,
при участии представителей:
ФГУ "Ространсмодернизация": Пивоварова С.Н.,
ООО "Центр сопровождения контрактов": Арищенков И.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Центр сопровождения контрактов" (далее - Заявитель) на действия ФГУ "Ространсмодернизация" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по модернизации портального решения информационно-аналитической системы регулирования на транспорте (АСУ ТК), включая создание общественно доступного раздела информационной системы контроля за формированием и расходованием средств дорожных фондов (Закупка N 0373100096717000031) (далее - Конкурс) в соответствии с ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 19.08.2017 МГ/47715/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в конкурсной документации правомерных критериев оценки конкурсных заявок, которые противоречат Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки).
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В конкурсной документации Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, а именно, Цена контракта:
Оценка заявок по критерию "Цена контракта"
Количество баллов, присуждаемых по критериям оценки "цена контракта" (ЦБi), определяется по формуле:
а) в случае если Цmin>0, ЦБi= Цmin х100,
Цi
где: ЦБi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Цmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
б) в случае если Цmin<0, ЦБi= (Цmax - Цi) х100,
Цi
где Цmax - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.
ЦКi = ЦБi х КЗ.
Вместе с тем, согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Правила оценки, применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Согласно п.16 правил оценки количество баллов, присуждаемых по критериям оценки "цена контракта" и "стоимость жизненного цикла" (ЦБi), определяется по формуле:
а) в случае если Цmin > 0, ЦБi= Цmin х100,
Цi
где:
Цi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Цmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
б) в случае если Цmin < 0, ЦБi= (Цmax - Цi) х100,
Цmax
где Цmax - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, пояснив при этом, что при составлении конкурсной документации допущена техническая ошибка в части составления формулы оценки в случае если Цmin < 0.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсная документация Заказчика содержит нарушение положений п. 16 Правил оценки и положений ч. 8 ст. 32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в конкурсной документации неправомерных критериев оценки конкурсных заявок.
Согласно п. 4 Правил оценки для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных п. 5 Правил оценки;
- предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в конкурсной документации Заказчиком указано следующее:
"п.2. Оценка заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"
Итоговое значение присуждаемое заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется по формуле:
2.1. Оценка заявок по показателю "Качество работ"
Порядок оценки заявок по показателю:
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в открытом конкурсе по показателю "Качество работы", а именно предложений, улучшающих качественные характеристики объекта работы, используя информацию, представленную участником открытого конкурса по форме 4.5 приведенной в разделе IV настоящей конкурсной документации.
При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе каких-либо предложений, улучшающих качественные характеристики объекта работы или предложение воспроизводит (повторяет, копирует) текст Технического задания, представленного в разделе III конкурсной документации, участник открытого конкурса получает 0 баллов по данному показателю.
Оценка по показателю "Качество работы" осуществляется в сравнении с заявками, поданными всеми участниками открытого конкурса.
Конкурсная комиссия оценивает качество работы, а именно предложения, улучшающие качественные характеристики объекта работы.
Каждый член конкурсной комиссии анализирует заявку на участие в конкурсе в части наличия предложений участника конкурса по увеличению содержания выполняемых работ, расширяющих перечень выполняемых работ (изложенных в Техническом задании), которые повышают качество и эффективность работы, улучшают качественные характеристики результатов, указанных в Техническом задании.
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Качество работ", определяется по формуле:
где: Zi - количество принятых Заказчиком предложений участника конкурса, заявка на участие в конкурсе которого оценивается;
Zmax - максимальное количество предложений из предложений сделанных участниками конкурса и принятых Заказчиком по данному показателю.
Максимальное количество баллов по данному показателю: 100 баллов.
При оценке заявок по данному критерию лучшим условием исполнения контракта по указанному критерию признается предложение участника конкурса, набравшего наибольшее количество баллов по данному критерию".
Также в конкурсной документации размещена следующая информация:
"форма 4.5. предложения о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки качественные, функциональные и технические характеристики предлагаемых к выполнению работ, оказываемых услуг, поставляемого товара (качество работ/услуг):
изучив конкурсную документацию на право заключить государственный контракт на ____(предмет конкурса)_____, в том числе условия и порядок проведения настоящего конкурса, и проект государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг), ___(наименование участника конкурса)___ выражает свое согласие выполнить предусмотренные конкурсом работы (оказать услуги) в соответствии с техническим заданием, условиями государственного контракта и со следующими качественными, функциональными и техническими характеристиками:
N п/п |
Наименование работы вида работы (типа услуги) (заполняется в соответствии с разделом III конкурсной документации) |
Детализация вида работы (типа услуги) (единицы измерения, количество и т.д.) (заполняется в соответствии с разделом III конкурсной документации) |
Предложение участника размещения заказа (Качественные, функциональные и технические характеристики, технология, методология, сроки выполнения работ и их обоснование, количество необходимых трудовых ресурсов и их обоснование, обоснование подхода к выполнению работ /оказанию услуг и т.п.) |
Согласно доводам жалобы Заявителя, поскольку "Улучшение качественных характеристик объекта работы" определяется исходя из субъективных представлений участников закупки, таким образом не исключается вероятность, того что все члены Конкурсной комиссии могут присваивать баллы по данному показателю заявкам на основании своего собственного усмотрения.
Также согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в приложении N1 к техническому заданию указано следующее: "Баллы по показателю "Квалификация участников закупки":
"3. Оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки" Итоговое значение присуждаемое заявке по критерию "Квалификация участников закупки" определяется по формуле:
3.1. Оценка заявок по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема"
В рамках данного показателя оцениваются и учитываются договоры (контракты), заключенные за последние 5 лет до момента публикации извещения о проведении конкурса, факт заключения и исполнения которых подтвержден представленными в заявке соответствующими копиями договоров (контрактов) и актов сдачи-приемки оказанных услуг.
Количество баллов присваивается в зависимости от наличия у участника конкурса опыта оказания услуг, аналогичных по характеру и объему, предусмотренным в Техническом задании (часть III Конкурсной документации), наличие которого подтверждается в заявке приложением копий ранее заключенных и исполненных участником договоров (контрактов) и актов сдачи-приемки оказанных услуг.
Предельно необходимое максимальное количество договоров (контрактов) () - 10 шт.
Количество баллов, присуждаемых по показателю (), определяется:
а) в случае если , - по формуле: ;
б) в случае если , - по формуле: ;
где: КЗП - коэффициент значимости показателя.
-предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
-максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
-предельно необходимое заказчику значение характеристик.
-количество баллов по показателю, присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком".
Согласно доводам жалобы конкурсная документация не раскрывает содержание выше указанных требований. Данный способ определения оценки заявок, окончательных предложений участников закупки по критерию не позволяет всем потенциальным участникам закупки однозначно определить: каким образом должно быть сформировано предложение по показателю "Квалификация участников закупки" и чем будет руководствоваться конкурсная комиссия при объективном начислении баллов по показателю, поскольку "Аналогичность по характеру и объему" определяется исходя из субъективных представлений участников закупки, что не исключается вероятность, что все члены Конкурсной комиссии могут присваивать баллы по данному показателю заявкам на основании своего собственного усмотрения.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установленный порядок оценки заявок по вышеуказанным критериям не позволяет выявить лучшее предложение качество оказания услуг (выполнения работ) и не позволяет определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией по данным показателям критериев, поскольку конкурсная документация не позволяет определить зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми в заявках сведениями по данным показателям.
При этом, показатели критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" являются показателями, подлежащими формированию участниками закупки при подготовке предложения на основании положений Технического задания о закупке (в отличие от квалификации участника и опыта оказания аналогичных услуг, а также улучшение качественных характеристик объекта работы, которые объективно не могут быть скорректированы к моменту подачи заявки (названные показатели либо наличествуют, либо отсутствуют у участника). Однако отсутствие сведений относительно того, какие конкретно параметры оцениваются Заказчиком в данных показателях не позволяет участникам закупки формулировать либо корректировать свои заявки в указанной части в сторону потребностей заказчика с тем, чтобы повысить предпочтительность этих заявок. Также отсутствие названных сведений оставляет оценку заявок и выбор победителя закупки на субъективное усмотрение Заказчика.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсная документация Заказчика содержит нарушение положений п. 11 Правил оценки и положений ч. 8 ст. 32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Центр сопровождения контрактов" на действия ФГУ "Ространсмодернизация" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 8 ст. 32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии И.С. Максимов
Н.В. Романов
Максимов И.С. (495) 784-75-05 (доб. 186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 сентября 2017 г. N 2-57-11557/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2017