Резолютивная часть решения оглашена 25 сентября 2017 года.
Решение изготовлено в полном объеме 26 сентября 2017 года.
На заседании производилась аудиозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание - главного государственного инспектора отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России Юркиной Н.Ю. - заместитель председателя Комиссии,
Членов комиссии:
начальника отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России Васильева В.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России Кузьмина А.С.,
в присутствии главного врача ГБУЗ "Опочецкая межрайонная больница" Корось Д.М. и члена комиссии Никитиной А.С. (Приказ N11-р-1 от 17.01.2017 года с учетом приказа об измененииN122-р-1 от 12.05.2017 года),
рассмотрев жалобу ООО "МРМ" на положение документации об аукционе на поставку хирургического шовного материала-2 (извещение N 0357200029317000067) (далее - аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
08 сентября 2017 года Заказчиком ГБУЗ "Опочецкая межрайонная больница" объявлен электронный аукцион на поставку хирургического шовного материала-2 (извещение N 0357200029317000067).
Извещение о проведении вышеуказанного аукциона размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 08.09.2017 года в 09:13.
Начальная (максимальная) цена контракта - 93 974,49 рубля.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, 18.09.2017 15:00.
18 сентября 2017 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 25 сентября 2017 года в 14.30.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, исх.N1509/17-ж от 15.09.2017 года).
Документация об аукционе содержит нарушения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в части нарушения требований к предоставлению подтверждения упаковочных материалов, а также нанесения надписи на упаковку.
Согласно требования по п.13 технического задания потребности Заказчика соответствует шовный материал одного производителя.
А также Заявитель указал на необоснованный отказ в допуске по первым частям заявки на участие в аукционе.
Заказчик не согласился с доводами жалобы (письменные пояснения N1377 от 13.07.2017 года, в материалах дела).
Требования к поставляемому товару установлены исходя из потребностей Заказчика, обусловленные спецификой деятельности.
Предоставление в составе заявки на участие в аукционе документального подтверждения производителя упаковочных материалов не требуется.
ООО "МРМ" заявку на участие в аукционе не подавало, соответственно аукционная комиссия не отклоняла заявку по первым частям, как указано в жалобе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В силу ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчик самостоятельно определяет объект закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
При рассмотрении жалобы по существу главный врач Учреждения пояснил следующее:
Техническое задание разрабатывается под определенные параметры (нить, игла и т.п.), которые должны соответствовать тем требованиям, которые предъявляет им оперирующий хирург, в зависимости от поставленной задачи, области применения, выполнения высокотехнологичных этапов оперативного вмешательства, мирового опыта использования шовных материалов.
Директива 93/42 ЕЭС направлена на обеспечение прослеживаемости (валидации) всех процессов производства шовного материала с целью обеспечения качества и безопасности начиная от выбора поставщика (поставка сырья только от аккредитованных производителем поставщиков), приемки сырья, выявление несоответствий, организации производства и до отгрузки товара конечному потребителю.
Постоянный контроль за всеми этапами производства у держателей сертификата "СЕ", проводимый независимыми экспертами, исключает выпуск ненадлежащего качества в результате использования некачественного или небезопасного оборудования, сырья, нарушения санитарно-противоэпидемиологического режима, технологии и т.д. Путем нанесения маркировки "СЕ" на изделие производитель подтверждает свою исключительную ответственность, а также соответствие всем юридическим и техническим требованиям.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок, изучив документацию об аукционе установила, что в Техническом задании содержится указание на то, что для подтверждения соответствия требованиям к качеству шовного материала необходимо предоставить свидетельство о сертификации ЕС (сертификат "CE") или аналогичный международный сертификат качества (обязательное требование).
Однако положения раздел 2 Инструкции для участников закупки не содержит требования о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе вышеназванного документа.
Как пояснили представители Заказчика, данный сертификат необходимо предоставить при поставке товара, что не противоречит положению Закона о контрактной системе.
К тому же подтверждение соответствия своей продукции сертификату СЕ устанавливают все мировые производители шовного материала, в том числе Этикон, Б.Браун, Ковидиен, Эргон Эст, Волоть и т.д.
Описание потребности Заказчика о содержании стали AISI-470 которым комплектуется шовный материал, обусловлено тем, что хирургические иглы, должны обладать следующими основными качествами: прочность, устойчивость в иглодержателе, нанесение минимальной травмы, остроты (минимальное сопротивление), жесткость (способность сопротивляться сгибанию), ковкость (способность сопротивляться перелому), стерильность, устойчивость к коррозии.
Представители заказчика пояснили, что в процессе многолетней работы иглы именно таких сплавов как сталь серии 400 марки A1S1-470 показали необходимую для эффективной работы коррозийную стойкость, прочность при изгибе, замечено, так же, что для прошивания такими иглами требуется на 25% меньше усилий, что пропорционально снижает травмирование тканей.
Более того, данный состав стали используют для производства хирургических игл различные производители, такие как "Сурджикал Спешиалтиес" (США), "Мани" (Япония), "Стерикат" (Индия).
Согласно ГОСТ 31620-2012 п.7.2.2 производители могут наносить маркировку на стерилизационную упаковку или ярлык.
В тоже время, наклеивание этикеток на упаковку сопряжено с риском дополнительных химических воздействий клея на шовный материал, свидетельствует о более низком качестве упаковки и уровня производства в целом, что не приемлемо для хирургического шовного материала, применяемого для ответственных этапов сложных и высокотехнологичных операций. Кроме того, отклеивание этикетки с маркировкой не позволяет идентифицировать вид шовного материала на стерильном столе и несет за собой риск случайного внесения этикетки в операционную рану.
Относительно довода о нанесении маркировки Заказчик пояснил, что большинство производителей шовных материалов наносят информацию об изделии непосредственно на внутреннюю стерильную упаковку и (или) внутренний вкладыш, данное требование не ограничивает круг потенциальных участников аукциона и не противоречит ГОСТ 31620-2012.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Установление характеристик товара обусловлено потребностями Заказчика и является его правом. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.
Аналогичный вывод сделан в Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2016 по делу NА52-4066/2015.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.22 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МРМ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание: Н.Ю. Юркина
Члены комиссии: В.В. Васильев
А.С. Кузьмин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 25 сентября 2017 г. N 44-109/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2017