Резолютивная часть решения оглашена "21" сентября 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено "25" сентября 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель -вриоруководителя управления Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
вприсутствии21.09.2017 на рассмотрении жалобыпредставителяадминистрации города Уварово Тамбовской области <__>,
в отсутствие заявителя ООО "Профит плюс", уведомленного о времени и месте рассмотрения дела РЗ-352/17 надлежащим образом,
рассмотрев жалобуООО "Профит плюс" (далее - Заявитель) на действия администрации города Уварово Тамбовской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов в городе Уварово Тамбовской области (извещение N 0164300006917000090)и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Администрация города УваровоТамбовской области 30.08.2017 опубликовалана официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" извещение N 0164300006917000090 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов в городе Уварово Тамбовской области (извещение N 0164300006917000090)(далее - Аукцион).
Заказчик - администрация города Уварово Тамбовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта -4 805 529 руб.
ООО "Профит плюс", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Заявитель считает, что Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе в техническом задании установлены требования к компонентам материалов (товара) и испытаниям товара, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Заказчикпредставил письменные возражения по существу жалобы и просил отказать в ее удовлетворении (вх. от 20.09.2017 N 2038; от 21.09.2017 N 6818).
Рассмотрение дела N РЗ-352/17 проводилось 20.09.2017, продолжилось 21.09.2017 после перерыва.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, довод заявителя, пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено при описании в документации о закупке объекта закупки использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия Тамбовского УФАС России, проанализировав Техническое задание, которое содержит требования к материалам, используемым при выполнении работ (приложение N 1 к аукционной документации) (далее - Требования)установила, что в отношении ряда товаров, указанных в Требованиях, установленыизлишне подробные и детализированные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе показателей товаров (материалов), в том числе не предусмотренных законодательством о контрактной системе о результатах испытаний товаров, технологических процессах их изготовления и компонентам (химическом) составе.
Так, например,
по позиции 1 Требований"Горячая плотная мелкозернистая асфальтобетонная смесь"Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования:"остаточная пористость*: свыше 2,5 % до 5 %; содержание щебня*: свыше 40 % до 50 %; пористость минеральной части*: от 14 % до 19 %; содержание пылевидных и глинистых частиц*: не более 2 % по массе***; средневзвешенное содержание зерен щебня пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в смеси*: не более 25 % по массе; _ индекс пенетрации*: от -1,0 до +1,0, набухание образцов из смеси порошка с битумом*: не более 3,0 %; влажность*: не более 2,5 % по массе; содержание полуторных окислов (Al2O3+Fe2O3) в горных породах и промышленных отходах производства, используемых при приготовлении порошков*: не более 1,7 % по массе";
по позиции 2 Требований "Битум нефтяной дорожный жидкий" Заказчиком установлено, в том числе, следующие требования: "условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С*: от 40 с до 200 с; количество испарившегося разжижителя*: не менее 5 %; температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя*: не ниже 28 °С; температура вспышки, определяемая в открытом тигле*: не ниже 45 °С";
по позиции 3 Требований "Щебень из природного камня для строительных работ" Заказчиком установлено, в том числе:"полный остаток на сите диаметром 10 мм*: от 90 % до 100 % по массе; полный остаток на сите диаметром 20 мм*: до 10 % по массе; содержание пылевидных и глинистых частиц*: не более 2 % по массе; содержание зерен слабых пород*: не более 10 % по массе; содержание глины в комках*: не более 0,25 % по массе; потеря массы при распаде*: не более 5 %; количество зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы*: не более 15 % по массе; суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов*: не более 740 Бк/кг";
по позиции 4 Требований "Щебень из природного камня для строительных работ" установлено: "полный остаток на сите диаметром 20 мм*: от 90 % до 100 % по массе; полный остаток на сите диаметром 40 мм*: до 10 % по массе; содержание пылевидных и глинистых частиц*: не более 2 % по массе; содержание зерен слабых пород*: не более 10 % по массе; содержание глины в комках*: не более 0,25 % по массе; потеря массы при распаде*: не более 5 %; количество зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы*: не более 15 % по массесуммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов*: не более 740 Бк/кг".
Аналогичные избыточные требования установлены Заказчиком по ряду иных позиций Требований.
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком установлены требования в Техническом задании исходя из своих потребностей и в соответствии с требованиями действующих ГОСТов.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что установленные требования относительно показателей приведенных и иных позиций Требований являются излишними, поскольку не соответствуют объективной потребности Заказчика при выполнении работ и противоречат пп. 1,2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара. Тем более в силу требований действующего законодательства производители товара не обязаны сообщать покупателям и указывать в сопроводительных документах все результаты проведенных испытаний и подробное содержание по компонентам и химическому составу изготовленных товаров и (или) веществ, из которых они изготовлены.
Указанные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки установила, что в документации аукциона отсутствуют конкретные ГОСТы, которым должны соответствовать применяемые при выполнении работ материалы, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 33, пп. 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.
При указании в документации об аукционе требований о соответствии ГОСТ, заказчиком должна быть обеспечена возможность сопоставить ГОСТ и товар, при описании которого необходимо руководствоваться таким ГОСТом.
В составе Требований даны следующие разъяснения:
"Значения конкретных технических характеристик показателей товаров, предлагаемых участником электронного аукциона к использованию при выполнении работ, должны соответствовать требованиям государственных стандартов, серий или технических условий (при их наличии и при отсутствии ГОСТов),распространяющихся на данные товары. Исключения из данного случая не допускаются".
При этом требования к техническим характеристикам материалов, используемых при выполнении работ по контракту, указаны в документации об Аукционе без указания на соответствующие ссылки на ГОСТы, что затрудняет заполнение заявок участникам закупки и создает для них неоправданные риски участия.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к показателям соответствия товаров (материалов), используемых при выполнении работ, потребностям Заказчика.
Действия Заказчика нарушают пп. 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В связи с тем, что Заявитель не обеспечил явку своего представителя на рассмотрение жалобы, не обосновал и не представил доказательства, чем обжалуемыми обстоятельствами нарушены его права и законные интересы, Комиссия Тамбовского УФАС России принимает решение предписание не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит плюс" обоснованной.
2. Признать Заказчика -администрацию города Уварово Тамбовской областинарушившей ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии С.В. Мазаева
Члены комиссии В.В. Иванов
Т.В. Четверткова
Исп.: Четверткова Т.В.
тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 21 сентября 2017 г. N РЗ-352/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.09.2017