Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 25 сентября 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Матяшевская М.И., члены Комиссии: начальник отдела контроля закупок Лебедева С.Н., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Смирнова Т.А.,
с участием:
от заявителя - ООО "Перспектива" (далее также - заявитель, общество) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
от заказчика - ГП ЯО "Северный водоканал" (прежнее наименование до 01.09.2017 - МУП ГО г. Рыбинск "Водоканал") (далее также - заказчик) - представители по доверенности Завьялов М.Ф., Прендота В.Н.,
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика - ГП ЯО "Северный водоканал" - при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по строительству канализационного дюкера через р. Волга (извещение N 0571300000517000043) (далее также - открытый конкурс, конкурс, закупка) и в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия заказчика - ГП ЯО "Северный водоканал" (прежнее наименование до 01.09.2017 - МУП ГО г. Рыбинск "Водоканал") - при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по строительству канализационного дюкера через р. Волга (извещение N 0571300000517000043) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, конкурсная документация составлена заказчиком с нарушением требований действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок ввиду следующего.
1. По мнению заявителя, заказчиком установлены излишние требования к документам, подтверждающим внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе.
2. Заказчиком установлено требование о скреплении заявки на участие в конкурсе печатью участника закупки, однако, не предусмотрено, что такой участник может не иметь печать.
3. Условия обеспечения исполнения контракта (условие о замене подрядчиком обеспечения исполнения контракта в случае, если предыдущее обеспечение исполнения контракта по каким-либо причинам перестало быть действительным) установлены заказчиком в конкурсной документации (проекте контракта), по мнению заявителя, не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика не согласились с доводами жалобы, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - ГП ЯО "Северный водоканал" (прежнее наименование до 01.09.2017 - МУП ГО г. Рыбинск "Водоканал") - в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 16.08.2017 (с изменениями от 31.08.2017) размещено извещение N 0571300000517000043 о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по строительству канализационного дюкера через р. Волга вместе с конкурсной документацией.
Начальная (максимальная) цена контракта - 38 440 230,00 руб.
Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон).
В отношении первого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе (пункт 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона) (пункт 5 части 1 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Требования к обеспечению заявки на участие в конкурсе, в том числе к размеру, способу, порядку предоставления и сроку такого обеспечения, определены в пункте 6 раздела 1 "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации.
Так, заказчиком, в числе прочего, установлено, что документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе или копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия) - должны содержаться в составе заявки на участие в открытом конкурсе.
Таким образом, требования к содержанию и составу заявки на участие в рассматриваемом конкурсе (к документу, подтверждающему внесение обеспечения заявки на участие в данном конкурсе) установлено заказчиком не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, что является нарушением пункта 4 части 1 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу о том, что допущенное заказчиком нарушение не повлияло на результаты определения подрядчика по итогам проведения открытого конкурса, поскольку установлено, что ООО "Перспектива" не являлось участником рассматриваемого конкурса; в установленный срок не направляло заказчику запрос о предоставлении разъяснений положений конкурсной документации по настоящему вопросу; иных жалоб от участников (потенциальных участников) закупки подано не было; кроме того, на участие в закупке подано три заявки, ни одна из которых не была отклонена конкурсной комиссией заказчика по причине предоставления документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в данном конкурсе, не в соответствии с требованиями конкурсной документации.
В отношении второго довода заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что в пункте 18 раздела 1 "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации заказчиком установлено требование о скреплении заявки на участие в конкурсе печатью участника закупки, однако, не учтено то обстоятельство, что такой участник может не иметь печати: "заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса".
Вместе с тем Комиссией установлено, что в пункте 18 раздела 1 "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации заказчиком указана "иная информация" об открытом конкурсе: информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта.
Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкция по ее заполнению определены заказчиком только в пункте 14 раздела 1 "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации, согласно которому заказчиком установлено, в том числе следующее: "Все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе участием и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов".
Таким образом, исходя из имеющихся документов и сведений, Комиссия приходит к выводу о том, что требование о необходимости скрепления заявки на участие в рассматриваемом конкурсе и тома такой заявки печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) установлено заказчиком в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок (то есть заказчиком предусмотрена возможность не скреплять заявку и том такой заявки печатью юридического лица при отсутствии таковой); и, следовательно, довод заявителя об обратном не нашел своего подтверждения.
В отношении третьего довода заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать размер и условия обеспечения исполнения контракта, в том числе каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона.
Из части 6 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Частью 7 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
К конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Требования к обеспечению исполнения контракта, в том числе к размеру, способу, порядку предоставления и сроку такого обеспечения, определены в пункте 8 раздела 1 "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации.
Так, заказчиком, в числе прочего, установлено, что размер обеспечения исполнения контракта равняется 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, что в стоимостном выражении составляет: 11 532 069,00 руб. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В соответствии с пунктом 5.1 раздела 5 "Обеспечение исполнения обязательств" проекта контракта исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется подрядчиком самостоятельно.
Подрядчик представляет заказчику обеспечение исполнения контракта в форме __________________, на сумму 11 532 069,00 (одиннадцать миллионов пятьсот тридцать две тысячи шестьдесят девять рублей 00 копеек), эквивалентную 30 (тридцати) % от начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 5.5 раздела 5 "Обеспечение исполнения обязательств" проекта контракта в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту, подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней представить заказчику иное (новое) надлежаще оформленное обеспечение исполнения контракта на тех же условиях и в том же размере, что указаны в данном разделе контракта.
В ходе исполнения контракта подрядчик вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта (пункт 5.8 раздела 5 "Обеспечение исполнения обязательств" проекта контракта).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.
Законодательство о контрактной системе в сфере закупок не содержит запрета на установление в проекте контракта права заказчика потребовать замены ненадлежащего исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что из положений проекта контракта следует, что в данном случае заказчиком предусмотрена обязанность подрядчика представить заказчику иное (новое) надлежаще оформленное обеспечение исполнения контракта в случае, если по каким-либо причинам ранее представленное обеспечение исполнения контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту, что в свою очередь не является нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поскольку не противоречит действующему закону; при этом заказчиком предусмотрена и возможность (право) подрядчика предоставить заказчику такое обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта; и, следовательно, довод заявителя относительно невозможности предоставления подрядчиком нового обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями части 7 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика - ГП ЯО "Северный водоканал" (прежнее наименование до 01.09.2017 - МУП ГО г. Рыбинск "Водоканал") - при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по строительству канализационного дюкера через р. Волга (извещение N 0571300000517000043) обоснованной в части нарушения заказчиком пункта 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
2. Признать заказчика - ГП ЯО "Северный водоканал" (прежнее наименование до 01.09.2017 - МУП ГО г. Рыбинск "Водоканал") - нарушившим пункт 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
3. Не выдавать заказчику - ГП ЯО "Северный водоканал" (прежнее наименование до 01.09.2017 - МУП ГО г. Рыбинск "Водоканал") - предписание об устранении допущенного нарушения, поскольку допущенное нарушение не повлияло на результаты определения подрядчика по итогам проведения открытого конкурса.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Матяшевская М.И. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 20 сентября 2017 г. N 05-02/283Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.09.2017