резолютивная часть решения объявлена 26.09.2017 г.
в полном объеме решение изготовлено 28.09.2017 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
,
в отсутствии Общества с ограниченной ответственностью "Рем-Быт-Строй" (далее - заявитель, ООО "Рем-Быт-Строй"), надлежащим образом извещенного о дате и месте рассмотрения жалобы уведомлением N05/2999 от 21.09.2017 г., в том числе путем размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о рассмотрении жалобы;
при участии:
от Местной администрации сельского поселения Лашкута Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарская Республики (далее - заказчик) , действующего на основании доверенности N1 от 21.09.2017 года,
рассмотрев жалобу ООО "Рем-Быт-Строй" на действия единой комиссии заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0104300003817000003 "Ремонт внутрихозяйственной подъездной дороги от ул. Малкарова к пастбищным сенокосным угодьям в урочище Буруколбаш-Бурукол" в с.п. Лашкута Эльбрусского района КБР" (далее - аукцион), руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба "Рем-Быт-Строй" на действия единой комиссии заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, заявка с порядковым номером 3 была отклонена от участия в аукционе в силу несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе, в частности, по позиции 13 "Песок" технического задания документации об аукционе участником закупки предложен "Класс I и", однако в техническом задании документации об аукционе отсутствует такое требование; по позиции 27 "Грунтовка" технического задания документации об аукционе участником предложен "Цвет покрытия грунтовки: серый и черный", что не соответствует требованиям технического задания документации в связи с тем, что необходимость заказчика заключалась в потребности трех цветов. Заявитель считает, что отказ в допуске к участию в аукционе неправомерный в виду того, что в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе не были прописаны положения относительно знаков ":", ",", а лишь указывалось об указании конкретных показателей. Согласно доводам жалобы ООО "Рем-Быт-Строй", при формировании заявки на участие в аукционе по позиции 27 "Грунтовка" технического задания документации об аукционе основывался правилами русского языка.
На основании вышеизложенного, заявитель просит провести внеплановую проверку; признать действия единой комиссии заказчика по отклонению заявки заявителя неправомерными; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены результатов торгов, признав заявку соответствующей требованиям документации об аукционе.
На рассмотрение жалобы, состоявшемся 26 сентября 2017 года, представитель заказчика поддержал письменные пояснения, согласно которым заявка с порядковым номером 3 была отклонена от участия в аукционе в силу несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе, в частности, по позиции 13 "Песок" технического задания документации об аукционе участником закупки предложен "Класс I и", однако в техническом задании документации об аукционе отсутствует такое требование; по позиции 27 "Грунтовка" технического задания документации об аукционе участником предложен "Цвет покрытия грунтовки: серый и черный", что не соответствует требованиям технического задания документации в связи с тем, что необходимость заказчика заключалась в потребности трех цветов.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Рем-Быт-Строй", представленные письменные пояснения заказчика, выслушав представителя заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
08.09.2017 г. 19:06 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0104300003817000003 "Ремонт внутрихозяйственной подъездной дороги от ул. Малкарова к пастбищным сенокосным угодьям в урочище Буруколбаш-Бурукол" в с.п.Лашкута Эльбрусского района КБР" (извещение о проведении электронного аукциона - 08.09.2017 г. 19:06 ч.) для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем. Начальная (максимальная) цена муниципального контракта составляет 1 621 230, 00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 08.09.2017 г. 19:06 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 15.09.2017 г. 15:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 18.09.2017 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 21.09.2017 г.
На участие в электронном аукционе были поданы 4 заявки, в результате рассмотрения первых частей 2 заявки отклонены от участия в аукционе, 2 заявки признаны соответствующими требованиям документации об аукционе и положениям Закона о контрактной системе в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 18 сентября 2017 года.
На основании ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч.4 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
По позиции 13 "Песок" технического задания документации об аукционе заказчиком в качестве требования предусмотрено "Песок должен быть природный, должен предназначаться для строительных работ. Класс I или II. Должен соответствовать группе средний. Модуль крупности (Мк) св. 2,0 до 2,5. Содержание зерен крупностью св. 5 мм не должно превышать 5 -15%. Содержание глины в комках не должно превышать 0,25 -0,5%. Должен соответствовать ГОСТ 8736 -2014".
В заявке заявителя с порядковым номером 3 по позиции 13 "Песок" технического задания документации об аукционе предложен "Песок природный, предназначен для строительных работ. Класс I и. Соответствует группе средний. Модуль крупности (Мк) св. 2,0 до 2,5. Содержание зерен крупностью св. 5 мм 5%. Содержание глины в комках 0,25%. Соответствует ГОСТ 8736-2014". Основание отказа заявителю с порядковым номером 3 в допуске на участие в аукционе со ссылкой на то, что техническом задании документации об аукционе отсутствует "Класс I и" является незаконным в виду того, что им выбран класс песка, более того, в заявке указал, что песок соответствует требованиям ГОСТ8736-2014, где в пункте 4.2.1 предусмотрено, что в зависимости от зернового состава и содержания пылевидных и глинистых частиц песок подразделяют на два класса: класс I; класс II.
По позиции 27 "Грунтовка" технического задания документации об аукционе заказчиком в качестве требования предусмотрено "Цвет покрытия грунтовки: красно -коричневый, серый и черный, оттенок не нормируется".
В заявке заявителя с порядковым номером 3 по позиции 27 "Грунтовка" технического задания документации об аукционе предложен "Цвет покрытия грунтовки: серый и черный, оттенок не нормируется".
Исходя из буквального толкования положений технического задания документации об аукционе, и учитывая, что заказчиком при перечислении цвета покрытия грунтовки использовал соединительный союз "и", то заявка заявителя с порядковым номером 3 не соответствует требованиям технического задания документации об аукционе, так как соединительный союз "и" предполагает указания всех цветов, а именно, цвета покрытия грунтовки: красно-коричневого, серого и черного, что также подтверждается письменными пояснениями заказчика, в которых указывается, что потребность заключалась в предоставлении в заявке трех цветов по позиции 27 технического задания документации об аукционе.
Следовательно, заявка с порядковым номером 3 подлежит отклонению от участия в аукционе в силу несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе (п.2 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе).
В рамках п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при формировании технического задания документации об аукционе заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе определено, что при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, заявка на участие в аукционе, помимо прочего, должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Из совокупного анализа приведенных норм следует, что, устанавливая в документации о закупке требования к товарам, используемым при выполнении работ (минимальные значения, максимальные значения, значения, которые не могут изменяться, подлежащие конкретизации), заказчик, тем самым, определяет перечень сведений о товаре, которые должны быть указаны в составе заявки на участие в аукционе, иными словами - содержание заявки.
Ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе устанавливает запрет на требования от участников закупки документов и сведений, непредусмотренных ч. 3, 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
П.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе также предусматривает запрет на установление требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников. Данные требования направлены на достижение целей законодательства о контрактной системе, а именно: повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также соблюдение принципов, на которых основывается контрактная система (открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок).
Следовательно, требования технического задания документации об аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об аукционе и действующим государственным стандартам. Применительно к товарам, используемым при выполнении работ, соблюдением правил описания объекта закупки является установление требований к товарам в соответствии с государственными стандартами, распространяющимися на данные товары.
Вместе с тем, устанавливая требования к материалам из которых изготавливается товар, используемый при выполнении работ, заказчик нарушает правила описания объекта закупки, запрашивает сведения, непредусмотренные ст.66 Закона о контрактной системе, создает преимущества производителям таких товаров.
Так, по позиции 42 "Смесь песчано-гравийная природная" технического задания документации об аукционе заказчиком установлены требования "Величина суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф, (в зависимости от использования): должна быть менее 1500 Бк/кг."; "Содержание частиц, проходящих сквозь сито с сеткой N 014 в песках, входящих в состав природной песчано-гравийной смеси, не должно превышать 20% по массе".
Согласно ГОСТ 30108-94 "Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов" удельная эффективная активность естественных радионуклидов, это суммарная удельная активность естественных радионуклидов в материале, определяемая с учетом их биологического воздействия на организм человека по формуле и является нормативным требованием к производителю товара.
Анализ ГОСТ 8736-93, замененный на ГОСТ 8736-2014 с апреля 2015 года, (Межгосударственный стандарт. Песок для строительных работ. Технические условия), ГОСТ 8735-88 (Государственный стандарт союза СССР. Песок для строительных работ. Методы испытаний) показал, что остаток на сите является расчетной величиной и используется при испытаниях товара для определения его зернового состава. Требования же к зерновому составу товаров установлены заказчиком в требовании к материалам отдельно. Так, согласно ГОСТ 8736-2014 испытания песка проводят по ГОСТ 8735-88. В соответствии с ГОСТ 8735-88 испытания проводят по результатам просеивания и определяют остатки на каждом сите по формуле.
Таким образом, проведенные испытания и расчет полных остатков на ситах, а также величина суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов не свидетельствуют о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках материалов, используемых при выполнении работ, они лишь используются для определения данных характеристик. Кроме того, предусмотренные ГОСТами испытания по определению полных остатков на ситах и величины суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов песка осуществляются на определенные партии товара, в паспортах на качество товара эти сведения заводами-изготовителями не указываются
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что требования к материалам, установленные в документации об аукционе, предусматривают описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также конкретные показатели, полученные в результате технологических испытаний указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе).
Согласно положениям письма ФАС России от 01.07.2016 г. NИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
По позициям 1, 14, 15, 45 "Асбест", "Цемент", "Бетон", "Звенья ж/б водопропускных труб" технического задания документации об аукционе заказчиком расписаны технические характеристики, функциональные характеристики, включая потребительские свойства с указанием на соответствие требованиям государственных стандартов 12871-93, 31108-2003, 26633-2012, 24547-81, вместе с тем, согласно сведениям, размещенным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии на официальном сайте, ГОСТ 12871-93 заменен на ГОСТ12871-2013 "Хризотил. Общие технические условия" с 1 июля 2015 года; ГОСТ 31108-2003 заменен на ГОСТ 31108-2016 "Цементы общестроительные. Технические условия" с 1 марта 2017 года; ГОСТ 26633-2012 заменен на ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" с 1 января 2014 года; ГОСТ 24547-81 заменен на ГОСТ 24547-2016 "Звенья железобетонные водопропускных труб под насыпи автомобильных и железных дорог. Общие технические условия" с 1 июля 2017 года, соответственно, государственные стандарты 12871-93, 31108-2003, 26633-2012, 24547-81 применению на территории Российской Федерации не подлежат. Иное толкование положений п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе противоречило бы изначальному смыслу существования и предназначению в Российской Федерации системы метрологии и стандартизации; позволило бы заказчику произвольно, по собственному усмотрению устанавливать правила, разработка которых отменено к исключительной компетенции специализированных органов государственной власти.
На основании ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В нарушение ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте муниципального контракта не включено обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Рем-Быт-Строй" частично обоснованной.
2.Признать в действиях Местной администрации сельского поселения Лашкута Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарская Республики нарушения ч.3 ст.7, пп.1, 2 ч.1 ст.33, ч.27 ст.34, п.1 ч. 1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.В связи с тем, что по жалобе ООО "Баксан-Строй" выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, по жалобе ООО "Рем-Быт-Строй" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 26 сентября 2017 г. N 05-237/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2017