резолютивная часть решения объявлена 26.09.2017 г.
в полном объеме решение изготовлено 28.09.2017 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "ЭФЭСТРОЙСЕРВИС" (далее - заявитель, ООО "ЭФЭСТРОЙСЕРВИС") , действующей на основании доверенности N3 от 10 июля 2017 года;
от Муниципального учреждения "Местная администрация сельского поселения Былым" Эльбрусского муниципального района КБР (далее - заказчик) , действующего на основании доверенности от 21.09.2017 года,
рассмотрев жалобу ООО "ЭФЭСТРОЙСЕРВИС" на действия единой комиссии заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0304300036017000005 "Капитальный ремонт ул. Ахматова с.п Былым Эльбрусского района КБР 2-й участок" (далее - аукцион), руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭФЭСТРОЙСЕРВИС" на действия единой комиссии заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, заявка с порядковым номером 5 была отклонена от участия в аукционе в силу несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе, в частности, по позиции 4 "Смесь песчано- гравийная" технического задания документации об аукционе участником предложено "содержание зерен гравия размером 20 мм.", а необходимо было указание в заявке "содержание зерен гравия размером более 5 мм".; по позиции 5 "Щебень из природного камня" технического задания документации об аукционе участником предложено "содержание пылевидных и глинистых частиц, размером 0,03 мм", а необходимо было указание в заявке "Содержание пылевидных и глинистых частиц, размером менее 0,05 мм". Заявитель считает, что отказ в допуске к участию в аукционе неправомерный в виду того, что заявка на участие в аукционе была подготовлена как с соблюдением требований государственного стандарта, так с соблюдением положений документации об аукционе, включая требования технического задания.
На основании вышеизложенного, заявитель просит провести внеплановую проверку; признать действия единой комиссии заказчика по отклонению заявки заявителя неправомерными; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены результатов торгов, признав заявку соответствующей требованиям документации об аукционе.
На рассмотрение жалобы, состоявшемся 26 сентября 2017 года, представитель заказчика поддержал письменные пояснения, согласно которым заявка с порядковым номером 5 была отклонена от участия в аукционе в силу несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе, в частности, в частности, по позиции 4 "Смесь песчано- гравийная" технического задания документации об аукционе участником предложено содержание зерен гравия размером 20 мм., а необходимо было указание в заявке содержание зерен гравия размером более 5 мм.; по позиции 5 "Щебень из природного камня" технического задания документации об аукционе участником предложено содержание пылевидных и глинистых частиц, размером 0,03 мм, а необходимо было указание в заявке "Содержание пылевидных и глинистых частиц, размером менее 0,05 мм". Представитель ООО "ЭФЭСТРОЙСЕРВИС" поддержал доводы, изложенные в жалобе, в полном объеме.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "ЭФЭСТРОЙСЕРВИС", представленные письменные пояснения заказчика, выслушав представителя заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
04.09.2017 г. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0304300036017000005 "Капитальный ремонт ул. Ахматова с.п Былым Эльбрусского района КБР 2-й участок" для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем. Начальная (максимальная) цена муниципального контракта составляет 2 416 320,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 04.09.2017 г. 19:59 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 15.09.2017 г. 15:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 18.09.2017 г. 23:59г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 21.09.2017 г. 10:10 ч.
На участие в электронном аукционе было подано 6 заявок, в результате рассмотрения первых частей 3 заявки отклонены от участия в аукционе, 3 заявки признаны соответствующими требованиям документации об аукционе и положениям Закона о контрактной системе в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 18 сентября 2017 года.
На основании ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч.4 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
По позиции 4 "Смесь песчано-гравийная" технического задания документации об аукционе заказчиком в качестве требования предусмотрено "Песчано-гравийная смесь требуется природная. содержание зерен гравия размером более 5 мм должно быть не менее 10% и не более 95% по массе ".
В заявке заявителя с порядковым номером 5 по позиции 4 "Смесь песчано-гравийная" технического задания документации об аукционе предложено "Песчано-гравийная смесь природная. Содержание зерен гравия размером 20 мм: 60% по массе.".
Согласно п.3.1, 3.2 государственного стандарта 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ" содержание зерен гравия размером более 5 мм является наименованием показателя песчано-гравийная смеси, которое не подлежит конкретизации, кроме того, в п.11. Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению было предусмотрено, что конкретные показатели не распространяются на характеристики, которые по своей сути не могут быть конкретизированы.
Следовательно, заявка с порядковым номером 5 подлежит отклонению от участия в аукционе в силу несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе (п.2 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе).
Аналогичное основание отклонения заявителя и по позиции 5 "Щебень из природного камня" технического задания документации об аукционе, что также не подлежит конкретизации.
В рамках п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при формировании технического задания документации об аукционе заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе определено, что при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, заявка на участие в аукционе, помимо прочего, должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Из совокупного анализа приведенных норм следует, что, устанавливая в документации о закупке требования к товарам, используемым при выполнении работ (минимальные значения, максимальные значения, значения, которые не могут изменяться, подлежащие конкретизации), заказчик, тем самым, определяет перечень сведений о товаре, которые должны быть указаны в составе заявки на участие в аукционе, иными словами - содержание заявки.
Ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе устанавливает запрет на требования от участников закупки документов и сведений, непредусмотренных ч. 3, 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
П.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе также предусматривает запрет на установление требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников. Данные требования направлены на достижение целей законодательства о контрактной системе, а именно: повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также соблюдение принципов, на которых основывается контрактная система (открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок).
Следовательно, требования технического задания документации об аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об аукционе и действующим государственным стандартам. Применительно к товарам, используемым при выполнении работ, соблюдением правил описания объекта закупки является установление требований к товарам в соответствии с государственными стандартами, распространяющимися на данные товары.
Вместе с тем, устанавливая требования к материалам из которых изготавливается товар, используемый при выполнении работ, заказчик нарушает правила описания объекта закупки, запрашивает сведения, непредусмотренные ст.66 Закона о контрактной системе, создает преимущества производителям таких товаров.
Так, по позициям 4, 5 "Смесь песчано-гравийная", "Щебень из природного камня" технического задания документации об аукционе заказчиком установлены требования "Величина суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф, (в зависимости от использования): должна быть менее 1500 Бк/кг."; "Содержание частиц, проходящих сквозь сито с сеткой N 014 в песках, входящих в состав природной песчано-гравийной смеси, не должно превышать 20% по массе".
Согласно ГОСТ 30108-94 "Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов" удельная эффективная активность естественных радионуклидов, это суммарная удельная активность естественных радионуклидов в материале, определяемая с учетом их биологического воздействия на организм человека по формуле и является нормативным требованием к производителю товара.
Анализ ГОСТ 8736-93, замененный на ГОСТ 8736-2014 с апреля 2015 года, (Межгосударственный стандарт. Песок для строительных работ. Технические условия), ГОСТ 8735-88 (Государственный стандарт союза СССР. Песок для строительных работ. Методы испытаний) показал, что остаток на сите является расчетной величиной и используется при испытаниях товара для определения его зернового состава. Требования же к зерновому составу товаров установлены заказчиком в требовании к материалам отдельно. Так, согласно ГОСТ 8736-2014 испытания песка проводят по ГОСТ 8735-88. В соответствии с ГОСТ 8735-88 испытания проводят по результатам просеивания и определяют остатки на каждом сите по формуле.
Таким образом, проведенные испытания и расчет полных остатков на ситах, а также величина суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов не свидетельствуют о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках материалов, используемых при выполнении работ, они лишь используются для определения данных характеристик. Кроме того, предусмотренные ГОСТами испытания по определению полных остатков на ситах и величины суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов песка осуществляются на определенные партии товара, в паспортах на качество товара эти сведения заводами-изготовителями не указываются
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что требования к материалам, установленные в документации об аукционе, предусматривают описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также конкретные показатели, полученные в результате технологических испытаний указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе).
Согласно положениям письма ФАС России от 01.07.2016 г. NИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
По позициям 4, 11 "Смесь песчано-гравийная", "Сталь листовая" технического задания документации об аукционе заказчиком расписаны технические характеристики, функциональные характеристики, включая потребительские свойства с указанием на соответствие требованиям государственных стандартов 8736-93, Р52246-2004, вместе с тем, согласно сведениям, размещенным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии на официальном сайте, ГОСТ 8736-93 заменен на ГОСТ8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические характеристики" с 1 апреля 2015 года; ГОСТ Р52246-2004 заменен на ГОСТ 52246-2016 "Прокат листовой горячеоцинкованный. Технические условия" с 1 июля 2017 года.
На основании ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В нарушение ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте муниципального контракта не включено обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе).
По предмету муниципального контракта были поданы два запроса на разъяснения положений документации об аукционе.
В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
11 сентября 2017 года заказчиком в нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе размещены в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе без указания предметов запроса.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО"ЭФЭСТРОЙСЕРВИС" частично обоснованной.
2.Признать в действиях Местной администрации сельского поселения Лашкута Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарская Республики нарушения ч.3 ст.7, пп.1, 2 ч.1 ст.33, ч.27 ст.34, п.1 ч. 1 ст.64, ч.4 ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.В связи с тем, что по жалобе ООО "Баксан-Строй" выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, по жалобе ООО "Рем-Быт-Строй" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 26 сентября 2017 г. N 05-240-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2017