Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Неклюдовой Л.В. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ИП Евграфова Д.А., в присутствии:
- представителя Администрации Сосновского муниципального района Ковач Н.Б., действующего на основании доверенности от 10.02.2017,
- представителя Администрации Сосновского муниципального района Карпова О.В., действующего на основании доверенности от 05.09.2017,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 13.09.2017 поступила жалоба ИП Евграфова Д.А. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Автомобильный мост через р. Зюзелга в пос. Есаульский Сосновского района Челябинской области" (извещение N 0169300005017000168) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 28.08.2017 Администрация Сосновского муниципального района объявила о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 22 410 876, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 13.09.2017 в 09:00.
На момент рассмотрения жалобы ИП Евграфова Д.А. контракт не заключен.
В жалобе ИП Евграфова Д.А. указано, что в документации о закупке не соблюдены требования Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570, а именно не указаны возможные виды и объемы работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно.
Заказчик представил письменные пояснения и на заседании Комиссии с доводами жалобы не согласился, указав, что в пункте 4.4.24 указан возможный объем работ, который подрядчик должен выполнить собственными силами.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Во исполнение указанной нормы принято Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
В Постановлении N 570 определен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (далее - перечень работ).
Таким образом, в случае, если работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, являющиеся объектом закупки, указаны в перечне работ согласно Постановлению N 570, то заказчик обязан в документации о закупке, в том числе проекте контракта, предусмотреть следующие условия согласно подпунктам а-в пункта 2 Постановления N 570:
- возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
- конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г. и не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
- ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, ввиде штрафа, размер которого составляет 5 процентов стоимости указанных работ.
Как следует из технического задания, являющегося неотъемлемой частью документации о закупке и проекта контракта, заказчику требуется выполнить, в том числе такие работы как разработка грунта, устройство оснований, устройство покрытия из черного щебня, устройство монолитных фундаментов труб и опор мостов, соответствующих пунктам 1, 6, 24 перечня работ, утвержденного Постановлением N 570.
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе в документации о закупке, в том числе проекте контракта, не предусмотрено условие, указанное в подпункте а пункта 2 Постановления N 570, а именно: не определены возможные виды и объемы работ по строительству подъездной автомобильной дороги к зоне жилой застройки: пос. Красное поле, Сосновский район, Челябинская область, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту.
При этом, указание в пункте 4.4.24 проекта контракта на то, что подрядчик обязан выполнить работы по контракту самостоятельно, без привлечения сторонних представителей в объеме не менее 15% от цены контракта не является надлежащим исполнением Постановления N 570. Так, в пункте 2 Постановления N 570 предусмотрена императивная обязанность заказчика указать не только стоимостное выражение объема работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно, но и возможные виды и объемы работ по строительству объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
1. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Как следует из части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Кроме того, частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ также предусмотрены исключительные случаи, при которых отдельным видам юридических и физических лиц не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Как следует из части 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
При этом, частью 5 статьи 55.17 ГрК РФ предусмотрено, что форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.
Таким образом, в случае, если объект закупки включает в себя выполнение работ по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту объектов капитального строительства, то единым требованием к участнику закупки является членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с учетом случаев, предусмотренных частями 2.1, 2.2 статьи 52 ГрК РФ.
При этом, обязательным требованием к составу второй части заявки участника закупки является предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации с учетом положений частей 4,5 статьи 55.17 ГрК РФ.
Как следует из извещения и документации о закупке начальная (максимальная) цена контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Автомобильный мост через р. Зюзелга в пос. Есаульский Сосновского района Челябинской области" составляет 22 410 876, 00 рублей.
В извещении о закупке и пункте 12.1 части 2 информационной карты документации об аукционе установлены требования к участнику закупки и к составу второй части заявки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, что подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки (за исключением части 2.2 статьи 52 ГрК РФ).
Вместе с тем, в нарушение пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в требованиях к участнику закупки и к составу второй части заявки не предусмотрено альтернативное условие о том, что в случае, если цена контракта по итогам аукциона будет менее 3 млн. рублей, предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации не требуется.
2. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям с учетом специфики объекта закупки, в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 63, пунктом 2 части 1, частью 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 1 Постановления указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему Постановлению.
В Приложении N 1 к Постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Дополнительным требованием, которое заказчик должен установить к участнику при осуществлении закупки данных работ, является опыт исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом, документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям является предоставление:
- копии исполненного контракта (договора);
- копии акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Как следует из извещения и аукционной документации предметом закупки является выполнение подрядных работ по строительству объекта "Автомобильный мост через р. Зюзелга в пос. Есаульский Сосновского района Челябинской области", которые в соответствии с извещением отнесены к коду ОКПД 2 - 41.20.40.000 "работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)", начальная (максимальная) цена контракта составляет 22 410 876, 00 рублей.
Таким образом, в извещении и документации о закупке заказчиком должны быть установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением.
В извещении о закупке и пункте 12.2 части 2 информационной карты документации о закупке установлены дополнительные требования к участнику закупки, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям в редакции Постановления, действующей до 14.11.2016, в том числе:
- требования к участнику закупки указаны без учета того, что должен быть представлен опыт исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора);
- требования к актам выполненных работ предъявлены без учета обязательных реквизитов, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете";
- в документации о закупке предусмотрено альтернативное требование о предоставлении копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или копии акта о приемке выполненных работ.
С учетом изложенного, установленные в документации о закупке дополнительные требования к участнику закупки и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, установлены не в соответствии с положениями Постановления, что противоречит частям 2, 5 статьи 31, пункту 2 части 1, части 3 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Евграфова Д.А. на действия заказчика обоснованными. 2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 110.2, пункта 1 части 1, частей 2, 5 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, подпункта а пункта 2 Постановления N 570.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как закупка признана несостоявшейся ввиду того, что на участие в аукционе не подано ни одной заявки.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Л.В. Неклюдова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 сентября 2017 г. N 636-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.09.2017