Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Неклюдовой Л.В. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Тифлотек", в присутствии:
- представителя Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Киселевой О.А., действующего на основании доверенности N 30 от 06.03.2017,
- представителя Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Булаевой Ю.П., действующего на основании доверенности N 31 от 06.03.2017,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и месте рассмотрения жалобы и заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 13.09.2017 поступила жалоба ООО "Тифлотек" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку в 2017 году электронных ручных видеоувеличителей для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Челябинской области (извещение N 0269100000117000282) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 29.08.2017 Государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 659 864,40 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 14.09.2017 в 08:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Тифлотек" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что заказчиком неправомерно установлены требования к режиму регулировки увеличения изображения и количеству клавиш выключателя, что приводит к ограничению количества участников закупки.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснили, что требования к режиму регулировки увеличения изображения должны быть представлены в пределах диапазона, указанного в документации о закупке, требования к выключателю установлены с учетом положений государственного стандарта.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие обоснованной потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в документации о закупке должны использоваться при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, то есть указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться через применение стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающейся технических и качественных характеристик объекта закупки либо применение иных показателей, обоснование необходимости которых содержится в документации о закупке.
Как следует из извещения и документации о закупке предметом закупки является поставка электронных ручных видеоувеличителей для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Челябинской области, описание которых содержится в техническом задании документации о закупке.
В техническом задании содержатся значения характеристик электронных ручных видеоувеличителей, а именно:
- кнопочные и/или клавишные выключатели и переключатели должны быть оборудованы индикацией положений "включено" или "выключено", а также дополнительной индикацией со световым и (или) звуковым сигналом; кнопки или клавиши включения или выключения товара должны различаться друг от друга, иметь рельефное обозначение.
- регулировка увеличения изображения в пределах от 3 до 14 крат.
Согласно пункту 4.7.7.5 ГОСТ Р 51632-2014 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний" кнопочные и клавишные выключатели и переключатели при необходимости оборудуют индикацией положений "включено" или "выключено", а также дополнительной индикацией со световым сигналом.
Таким образом, требования к выключателям в документации установлены с учетом ГОСТа Р 51632-2014. При этом, из документации о закупке однозначно следует, что заказчику требуется выключатель, оснащенный несколькими кнопками или клавишами.
Вместе с тем, 05.09.2017 в единой информационной системе заказчиком размещено разъяснение на запрос участника закупки, в котором указано, что в случае если устройство оборудовано кнопками нажимного действия не имеющих фиксированных положений "Включено/выключено" допускается предложить такое устройство к поставке, с указанием в заявке характеристики: "кнопка нажимного действия". Также в случае, если устройство оборудовано кнопкой включения/выключения устройства, которая одновременно и включает и выключает устройство, возможно предложить такое устройство к поставке, при условии указания в заявке характеристики: "включение и выключение устройства производится одной кнопкой нажимного действия".
Так, в разъяснении документации о закупке фактически заказчиком предусмотрена альтернативная возможность предложения к поставке оборудования с одной кнопкой нажимного действия, тогда как в документации о закупке предусмотрена возможность предложения выключателя только с несколькими кнопками (клавишами).
При этом, разъяснение документации о закупке также отражает потребность заказчика в характеристиках, предъявляемых к товару, так как правовая цель разъяснения заключается в уточнении требований документации о закупке.
При этом, на заседании Комиссии представители заказчика указали, что исходя из анализа рынка данных средств реабилитации следует, что заказчику также подходят электронные ручные видеоувеличители с кнопкой, одновременно выполняющей функцию включения/выключения оборудования.
С учетом изложенного, в документации о закупке и разъяснениях на запрос участника закупки содержится противоречивая информация о характеристиках, которыми должен обладать выключатель электронного ручного видеоувеличителя, что не позволяет сделать вывод об объективности описания предмета закупки, в нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, как следствие, неопределенность потребности заказчика привела к тому, что разъяснения на запрос участника закупки фактически изменили суть аукционной документации путем указания дополнительных возможных характеристик выключателя, что противоречит части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы, согласно которым регулировка увеличения изображения должна быть строго в пределах от 3 до 14 крат, являются несостоятельными, так как в пункте 4.2 документации о закупке указано, что в первой части заявки в случае наличия диапазонного показателя, наименование которого сопровождается фразой "в пределах диапазона", или значение такого показателя сопровождается фразой "не более", участником закупки должен быть предложен товар со значением показателя, соответствующим заявленным требованиям, то есть точно таким же либо попадающим в обозначенный в техническом задании диапазон, но без сопровождения фразами "не более".
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлены доказательства того, что описание объекта закупки относительно требований к регулировке увеличения и характеристикам выключателя, ограничивает количество участников закупки, в связи с чем доводы жалобы являются необоснованными в силу недоказанности.
Кроме того, доводы жалобы, согласно которым заказчиком неправомерно установлены ограничения участия в закупке товаров, происходящих иностранных государств, являются необоснованными. Так, согласно извещению о закупке товар отнесен коду ОКПД2 - 26.40.33.190 "аппаратура записи и воспроизведения изображения прочая", который включен в перечень продукции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 968).
С учетом изложенного, заказчиком правомерно установлены ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 968.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Тифлотек" на действия заказчика необоснованными в силу недоказанности.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, электронной площадке предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Л.В. Неклюдова
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 сентября 2017 г. N 643-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2017