Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Кальрос" (далее - Заявитель) на действия заказчика - МБУ "Социально-культурный центр Троицкого сельского поселения МО Крымский район" при проведении уполномоченным органом - администрацией МО Крымский район электронного аукциона: "Капитальный ремонт МБУ "Социально-культурный центр Троицкого сельского поселения МО Крымский район"" (извещение N0318300049917000056) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком в описании объекта закупки установлены избыточные требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ. Установлены требования о соответствии недействующему ГОСТ. Техническое задание размещено в формате не позволяющем осуществить ознакомление, поиск и копирование фрагментов текста.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО Крымский район проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт МБУ "Социально-культурный центр Троицкого сельского поселения МО Крымский район"" (извещение N0318300049917000056).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 925 250,00 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Заказчиком в таблице 2 "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" установлены следующие требования к товарам (материалам):
- по п.18 "Кабель" (подраздел "Для капитального ремонта электроснабжения"):
Изоляция нулевых жил и жил заземления должна выполняться: |
синего цвет/ зеленой/ желтой/ зелено-желтой расцветки |
- по п.20 "Кабель" (подраздел "Для капитального ремонта электроснабжения"):
Изоляция нулевых жил и жил заземления должна выполняться: |
синего цвета или зеленой или желтой или зелено-желтой расцветки |
Согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе (далее "Инструкция"): "В случае использования знаков "\", "/"- данные знаки соответствуют значению разделительных союзов "или", "либо" по данным значениям участнику закупки необходимо сделать конкретное предложение(выбрать одну из указанных характеристик, разделенных знаком "/", "\", т.е. союзом "или", "либо"), согласно настоящей инструкции по заполнению заявки"; "В случае, если в графе "наименование показателя, ед. изм. показателя" технического задания заказчик установил знак ":", участник должен выбрать одно из значений, перечисленных заказчиком в графе "Значение показателя" технического задания".
В соответствии с п.5.2.1.10 ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия" установлены следующие требования к цвету изоляции нулевой жилы и жилы заземления:
- "Изоляция нулевой жилы (N) должна быть синего цвета";
- "Изоляция жилы заземления (PE) должна быть двухцветной (зелено-желтой)"
Таким образом, установленные Заказчиков требования к цвету изоляции нулевых жил и жил заземления, не соответствуют требованиям ГОСТ 31996-2012.
- по п.19 "Кабель" (подраздел "Для капитального ремонта электроснабжения"):
По типу поперечного сечения кабели: |
круглые или сегментные |
Согласно требованиям, установленным в п. 4.1 ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия":
"По форме поперечного сечения кабеля:
- круглые (без обозначения);
- плоские (П)".
Таким образом, в указанных требованиях Заказчиком используется терминология, не соответствующая ГОСТ 31996-2012.
- по п.20 "Кабель" (подраздел "Для капитального ремонта электроснабжения"):
Число проводников в жилах должно быть |
От 1 до 10 |
Согласно Инструкции: "При указании в настоящей документации показателя, сопровождающегося термином "до", указанное заказчиком значение является максимальным, участник закупки должен указать конкретный показатель не более/не выше заявленного заказчиком в том случае, если вышеуказанный термин сопровождается словом "включительно" (с учетом всех сокращенных форм данного слова), в иных случаях участнику следует предлагать конкретное значение показателя, не включающее установленное заказчиком максимальное значение. При указании в настоящей документации показателя, сопровождающегося термином "от", указанное заказчиком значение является минимальным, участник закупки должен указать конкретный показатель более/выше заявленного заказчиком значения".
Однако, ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 22483-2012 (IEC 60228:2004), ГОСТ 7229-76 не содержат информации о проводниках в жилах, а также не устанавливают требований к числу таких проводников.
Согласно ГОСТ 22483-2012 (IEC 60228:2004) "Жилы токопроводящие для кабелей, проводов и шнуров":
"Настоящий стандарт распространяется на кабельные изделия и устанавливает метод определения электрического сопротивления постоянному току токопроводящих жил и проводников кабелей, проводов и шнуров, а также проволоки, лент и шин".
Также, в соответствии с ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия":
"3.14. Нулевая жила: Изолированная токопроводящая жила кабеля, выполняющая функцию нулевого рабочего проводника (N)";
"3.15. Жила заземления: Изолированная токопроводящая жила кабеля, выполняющая функцию нулевого защитного проводника (PE).
Таким образом, установленные Заказчиком требования к числу проводников в жилах не соответствуют требованиям ГОСТ 22483-2012 (IEC 60228:2004), ГОСТ 31996-2012 и ГОСТ 7229-76.
По п. "Сетка, ГОСТ 3826-82" подраздела "Для капитального ремонта окон, дверей, витражей" заказчиком установлены следующие требования:
2 |
Сетка, ГОСТ 3826-82 |
Размер стороны ячейки в свету, мм |
более 0,5 |
Диаметр проволоки, мм |
не менее 0,20 не более 0,30 |
||
Вид покрытия тканых сеток |
без покрытия |
||
Материал |
низкоуглеродистая сталь марок Ст1к или СПсп(м) или сталь марок 12Х18Н9Т/12Х18Н10Т/12Х18Н9/ 08Х18Н10 |
ГОСТ 3826-82 "Сетки проволочные тканые с квадратными ячейками. Технические условия" не содержит подобных требований к маркам стали.
В соответствии с ГОСТ 3282-74 "Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия" проволока должна изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке, из катанки класса II по ОСТ-14-15-193 или другой нормативно-технической документации. Допускается изготовление проволоки из низкоуглеродистых марок стали по ГОСТ 1050 и катанки.
Согласно ГОСТ 1050-2013 марки и химический состав стали по ковшевой пробе должны соответствовать приведенным в таблицах 1 и 2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Класс стали |
Марка стали |
Массовая доля элементов, % |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
не более |
||||
Нелегированные качественные |
05кп |
Не более 0,06 |
Не более 0,03 |
Не более 0,40 |
0,030 |
0,035 |
0,10 |
0,30 |
0,30 |
|
08кп |
0,05-0,12 |
Не более 0,03 |
0,25-0,50 |
0,030 |
0,035 |
0,10 |
0,30 |
0,30 |
|
08пс |
0,05-0,11 |
0,05-0,17 |
0,35-0,65 |
0,030 |
0,035 |
0,10 |
0,30 |
0,30 |
|
08 |
0,05-0,12 |
0,17-0,37 |
0,35-0,65 |
0,030 |
0,035 |
0,10 |
0,30 |
0,30 |
|
10кп |
0,07-0,14 |
Не более 0,07 |
0,25-0,50 |
0,030 |
0,035 |
0,15 |
0,30 |
0,30 |
|
10пс |
0,07-0,14 |
0,05-0,17 |
0,35-0,65 |
0,030 |
0,035 |
0,15 |
0,30 |
0,30 |
|
10 |
0,07-0,14 |
0,17-0,37 |
0,35-0,65 |
0,030 |
0,035 |
0,15 |
0,30 |
0,30 |
|
11кп |
0,05-0,12 |
Не более 0,06 |
0,30-0,50 |
0,030 |
0,035 |
0,15 |
0,30 |
0,20 |
|
15кп |
0,12-0,19 |
Не более 0,07 |
0,25-0,50 |
0,030 |
0,035 |
0,25 |
0,30 |
0,30 |
|
15пс |
0,12-0,19 |
0,05-0,17 |
0,35-0,65 |
0,030 |
0,035 |
0,25 |
0,30 |
0,30 |
|
15 |
0,12-0,19 |
0,17-0,37 |
0,35-0,65 |
0,030 |
0,035 |
0,25 |
0,30 |
0,30 |
|
18кп |
0,12-0,20 |
Не более 0,06 |
0,30-0,50 |
0,030 |
0,035 |
0,15 |
0,30 |
0,20 |
|
20кп |
0,17-0,24 |
Не более 0,07 |
0,25-0,50 |
0,030 |
0,035 |
0,25 |
0,30 |
0,30 |
|
20пс |
0,17-0,24 |
0,05-0,17 |
0,35-0,65 |
0,030 |
0,035 |
0,25 |
0,30 |
0,30 |
|
20 |
0,17-0,24 |
0,17-0,37 |
0,35-0,65 |
0,030 |
0,035 |
0,25 |
0,30 |
0,30 |
Нелегированные специальные |
25 |
0,22-0,30 |
0,17-0,37 |
0,50-0,80 |
0,030 |
0,035 |
0,25 |
0,30 |
0,30 |
|
30 |
0,27-0,35 |
0,17-0,37 |
0,50-0,80 |
0,030 |
0,035 |
0,25 |
0,30 |
0,30 |
|
35 |
0,32-0,40 |
0,17-0,37 |
0,50-0,80 |
0,030 |
0,035 |
0,25 |
0,30 |
0,30 |
|
40 |
0,37-0,45 |
0,17-0,37 |
0,50-0,80 |
0,030 |
0,035 |
0,25 |
0,30 |
0,30 |
|
45 |
0,42-0,50 |
0,17-0,37 |
0,50-0,80 |
0,030 |
0,035 |
0,25 |
0,30 |
0,30 |
|
50 |
0,47-0,55 |
0,17-0,37 |
0,50-0,80 |
0,030 |
0,035 |
0,25 |
0,30 |
0,30 |
|
50А |
0,47-0,55 |
0,17-0,37 |
0,50-0,80 |
0,025 |
0,025 |
0,25 |
0,30 |
0,30 |
|
55 |
0,52-0,60 |
0,17-0,37 |
0,50-0,80 |
0,030 |
0,035 |
0,25 |
0,30 |
0,30 |
|
58 (55пп) |
0,55-0,63 |
0,10-0,30 |
Не более 0,20 |
0,030 |
0,035 |
0,15 |
0,30 |
0,30 |
|
60 |
0,57-0,65 |
0,17-0,37 |
0,50-0,80 |
0,030 |
0,035 |
0,25 |
0,30 |
0,30 |
|
60пп |
0,57-0,65 |
0,10-0,30 |
Не более 0,20 |
0,035 |
0,040 |
0,15 |
0,30 |
0,30 |
|
60пп "селект" |
0,57-0,61 |
0,10-0,30 |
Не более 0,20 |
0,035 |
0,040 |
0,15 |
0,30 |
0,30 |
В соответствии с ГОСТ 380-2005 "Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки" углеродистую сталь обыкновенного качества изготовляют следующих марок: Ст0, Ст1кп, Ст1пс, Ст1сп, Ст2кп, Ст2пс, Ст2сп, Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп, Ст3Гпс, Ст3Гсп, Ст4кп, Ст4пс, Ст4сп, Ст5пс, Ст5сп, Ст5Гпс, Ст6пс, Ст6сп.
Таким образом, заказчиком установлены требования, не соответствующие ГОСТ.
На основании п.3) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
По п.1 "Кислород, ГОСТ 5583-78" (подраздел "Для капитального ремонта окон, дверей, витражей") Заказчиком установлено следующее требование: "В баллонах объёмом до 40л, изготовленных в соответствии с требованиями технических условий ГОСТ 949-73".
В соответствии с ч.2, ч.3 ст.481 Гражданского кодекса Российской Федерации если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования.
Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям.
Действующее законодательство подобных обязательных требований к упаковке, установленных заказчиком, а также требования к материалу упаковки не устанавливает.
Обязательных требований к размеру и объему упаковки данных товаров также не установлено.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Кальрос" обоснованной в части наличия нарушений п.1), п.2), п.3) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п.1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - МБУ "Социально-культурный центр Троицкого сельского поселения МО Крымский район" нарушение п.1), п.2), п.3) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п.1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - МБУ "Социально-культурный центр Троицкого сельского поселения МО Крымский район", уполномоченному органу - администрации МО Крымский район (Единой комиссии) выдано предписание от 14.09.2017 г N829 по делу NЭА-2465/2017 об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторно предписание не выдавать.
4. Повторно материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 19 сентября 2017 г. N ЭА-2577/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2017