Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Юла" (далее - Заявитель) на действия ФКУЗ "Санаторий "Сосновый" МВД РФ России" при проведении электронного аукциона: "Текущий ремонт (укладка тротуарной плитки)" (извещение N0318100059217000120) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заявитель указывает, что требования, установленные Заказчиком в Разделе 2 "Описание объекта закупки" по поз.1, 2, 8 противоречат ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФКУЗ "Санаторий "Сосновый" МВД РФ России" проводился электронный аукцион: "Текущий ремонт (укладка тротуарной плитки)" (извещение N0318100059217000120).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 100 000,00 руб.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 10 "Описание объекта закупки", где Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки** (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие). Так, по поз.1, 2, 8 Заказчиком установлено:
N |
Наименование |
Описание поставляемого товара/услуги |
1. |
Сетка тканая с квадратными ячейками N 05 без покрытия |
ГОСТ 3826-82. Обозначение поставляемого товара должно быть приведено в соответствии с ГОСТ 3826-82. Допускается поставка сетки по точности размера ячейки группы 1; 2. Номинальный диаметр проволоки, из которой изготовлена сетка должен быть 0,20; 0,25; 0,30. Допускаемое отклонение от номинального размера для среднего арифметического размера стороны ячейки в свету, % |
2. |
Электроды диаметром 4 мм Э42 |
ГОСТ 9467-75 Электроды должны изготавливаться следующего типа: Э42 для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву не менее 42 кгс/мм2. Химический состав металла, наплавленного электродами для сварки конструкционных сталей, должен соответствовать требованиям технических условий или паспортов на электроды конкретных марок. При этом содержание серы и фосфора в наплавленном металле не должно превышать содержание в наплавленном металле: серы не более 0,040%, фосфора не более 0,045%. |
8 |
Грунтовка ГФ-021 красно-коричневая |
Грунтовка согласно ГОСТ 25129-82. Должна представлять собой суспензию пигментов и наполнителей в алкидном лаке с добавлением растворителей, сиккатива и стабилизирующих веществ и должна быть предназначена для грунтования металлических, деревянных поверхностей под покрытия различными эмалями. Покрытие должно быть устойчивое к изменению температуры от минус 45°С до плюс 60 °С. Должна обладать следующими техническими характеристиками. Цвет должен быть красно-коричневый, оттенок не нормируется. После высыхания пленка должна быть ровной, однородной, матовой или полуглянцевой. Массовая доля нелетучих веществ, %, 54-60. Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 при температуре 20°С, с, не менее 45. Время высыхания до степени 3 при температуре (20 |
По поз.1 "Сетка тканая с квадратными ячейками N05 без покрытия" Заказчиком установлено требование к упаковке: "Каждый рулон сетки должен быть перевязан термообработанной проволокой по ТУ 14-4-1563-89 или ГОСТ 3282 посередине и по краям. Сетки должны быть обернуты бумагой по ГОСТ 8273 или другой бумагой по НТД, затем полимерной пленкой по ГОСТ 10354 или ГОСТ 16272, или другой пленкой, или упаковочной тканью по ГОСТ 5530, или тарным холстопрошивным полотном, или клееным полотном, или сшивным лоскутом из отходов текстильной промышленности, а также другими материалами, изготовленными по НТД, не ухудшающих качества упаковки. К каждому рулону сетки должен быть прочно прикреплен ярлык, на котором указывают".
Согласно п.5.1 ГОСТ 3826-82 "Сетки проволочные тканые с квадратными ячейками. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3)" каждый рулон сетки должен быть перевязан термообработанной проволокой по [1] или ГОСТ 3282 посередине и по краям. Сетки от N 04 до N 1 включительно должны быть обернуты бумагой по ГОСТ 8273 или другой бумагой по НТД, затем полимерной пленкой по ГОСТ 10354 или ГОСТ 16272, или другой пленкой, или упаковочной тканью по ГОСТ 5530, или тарным холстопрошивным полотном, или клееным полотном, или сшивным лоскутом из отходов текстильной промышленности, а также другими материалами, изготовленными по НТД, не ухудшающих качества упаковки.
Таким образом, требование установленное Заказчиком по поз.1 "Сетка тканая с квадратными ячейками N05 без покрытия" к упаковке не является качественной, технической характеристикой товара.
По поз.2 "Электроды диаметром 4 мм Э42" Заказчиком устанавливает требование: "временным сопротивлением разрыву не менее 42 кгс/мм2", "При этом содержание серы и фосфора в наплавленном металле не должно превышать содержание в наплавленном металле: серы не более 0,040%, фосфора не более 0,045%".
Согласно п.3 ГОСТ 9467-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы (с Изменением N 1)" химический состав металла, наплавленного электродами для сварки конструкционных сталей, должен соответствовать требованиям технических условий или паспортов на электроды конкретных марок. При этом содержание серы и фосфора в наплавленном металле не должно превышать указанного в табл.1
Тип электрода |
Механические свойства при нормальной температуре |
Содержание в наплавленном металле, % |
|||||
Металла шва или наплавленного металла |
сварного соединения, выполненного электродами диаметром менее 3 мм |
||||||
Временное сопротивление разрыву |
Относительное удлинение d5, % |
Ударная вязкость aн кгс - м/см2 |
Временное сопротивление разрыву |
Угол загиба, град. |
серы |
фосфора |
|
Не менее |
Не более |
||||||
Э38 |
38 |
14 |
3 |
38 |
60 |
0,040 |
0,045 |
Э42 |
42 |
18 |
8 |
42 |
150 |
||
Э46 |
46 |
18 |
8 |
46 |
150 |
||
Э50 |
50 |
16 |
7 |
50 |
120 |
||
Э42А |
42 |
22 |
15 |
42 |
180 |
0,030 |
0,035 |
Э46А |
46 |
22 |
14 |
46 |
180 |
||
Э50А |
50 |
20 |
13 |
50 |
150 |
||
Э55 |
55 |
20 |
12 |
55 |
150 |
||
Э60 |
60 |
18 |
10 |
60 |
120 |
||
Э70 |
70 |
14 |
6 |
- |
- |
||
Э85 |
85 |
12 |
5 |
- |
- |
||
Э100 |
100 |
10 |
5 |
- |
- |
||
Э125 |
125 |
8 |
4 |
- |
- |
||
Э150 |
150 |
6 |
4 |
- |
- |
В соответствии с п.5 химический состав металла, наплавленного электродами для сварки легированных теплоустойчивых сталей, а также механические свойства наплавленного металла или металла шва должны соответствовать нормам, приведенным в табл. 2.
Тип электрода |
Химический состав наплавленного металла, % |
Механические свойства металла шва или наплавленного металла при нормальной температуре |
|||||||||||
Углерод |
Кремний |
Марганец |
Хром |
Никель |
Молибден |
Ванадий |
Ниобий |
Сера |
Фосфор |
Временное сопротивление разрыву |
Относительное удлинение d5 % |
Ударная вязкость aн кгс - м/см2 |
|
Не более |
Не менее |
||||||||||||
Э-09-М |
0,06 - 0,12 |
0,15 - 0,35 |
0,4 - 0,9 |
- |
- |
0,35 - 0,65 |
- |
- |
0,030 |
0,030 |
45 |
18 |
10 |
Э-09МХ |
0,06 - 0,12 |
0,15 - 0,35 |
0,4 - 0,9 |
0,35 - 0,65 |
- |
0,35 - 0,65 |
- |
- |
0,025 |
0,035 |
46 |
18 |
9 |
Э-09Х1М |
0,06 - 0,12 |
0,15 - 0,40 |
0,5 - 0,9 |
0,80 - 1,20 |
- |
0,40 - 0,70 |
- |
- |
0,025 |
0,035 |
48 |
18 |
9 |
Э-05Х2М |
0,03 - 0,08 |
0,15 - 0,45 |
0,5 - 1,0 |
1,70 - 2,20 |
- |
0,40 - 0,70 |
- |
- |
0,020 |
0,030 |
48 |
18 |
9 |
Э-09Х2М1 |
0,06 - 0,12 |
0,15 - 0,45 |
0,5 - 1,0 |
1,90 - 2,50 |
- |
0,80 - 1,10 |
- |
- |
0,025 |
0,035 |
50 |
16 |
8 |
Э-09Х1МФ |
0,06 - 0,12 |
0,15 - 0,40 |
0,5 - 0,9 |
0,80 - 1,25 |
- |
0,40 - 0,70 |
0,10 - 0,30 |
- |
0,025 |
0,030 |
50 |
16 |
8 |
Э-10Х1М1НФБ |
0,07 - 0,12 |
0,15 - 0,40 |
0,6 - 0,9 |
1,00 - 1,40 |
0,6 - 0,9 |
0,70 - 1,00 |
0,15 - 0,35 |
0,07 - 0,20 |
0,025 |
0,030 |
50 |
15 |
7 |
Э-10Х3М1БФ |
0,07 - 0,12 |
0,15 - 0,45 |
0,5 - 0,9 |
2,40 - 3,00 |
- |
0,70 - 1,00 |
0,25 - 0,50 |
0,35 - 0,60 |
0,025 |
0,030 |
55 |
14 |
6 |
Э-10Х5МФ |
0,07 - 0,13 |
0,15 - 0,45 |
0,5 - 0,9 |
4,00 - 5,50 |
- |
0,35 - 0,65 |
0,10 - 0,35 |
- |
0,025 |
0,035 |
55 |
14 |
|
Таким образом, требования по поз.2 "Электроды диаметром 4 мм Э42" установлены Заказчиком к механическим свойствам, химическому составу наплавленного металла, которые не могут быть конкретизированы.
По поз.8 "Грунтовка ГФ-021 красно-коричневая" Заказчиком установлены требования: "Массовая доля нелетучих веществ, %, 54-60. Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 при температуре 20°С, с, не менее 45. Время высыхания до степени 3 при температуре (202) °С, ч, не более 24. Эластичность пленки при изгибе, мм, не более 1. Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1, см, не менее 50".
Согласно п.1.4 ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия (с Изменениями N 1, 2)" грунтовка должна соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.1.
Наименование показателя |
Норма |
Метод испытания |
1. Цвет пленки грунтовки |
Красно-коричневый, оттенок не нормируется |
По п.4.3 |
2. Внешний вид пленки |
После высыхания пленка должна быть ровной, однородной, матовой или полуглянцевой |
По п.4.3 |
3. Условная вязкость при (20,0 |
45 |
По ГОСТ 8420 |
4. Степень разбавления грунтовки растворителем, %, не более |
20 |
По п.4.4 |
5. Массовая доля нелетучих веществ, % |
54-60 |
По ГОСТ 17537, разд.1 и п.4.5 настоящего стандарта |
6. Степень перетира, мкм, не более |
40 |
По ГОСТ 6589* |
________________ * На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 52753-2007. - Примечание изготовителя базы данных. | ||
7. Время высыхания до степени 3, не более при (105 |
35 |
По ГОСТ 19007 |
(20_2) °С, ч |
24 |
|
8. Твердость пленки по маятниковому прибору М-3, условные единицы, не менее |
0,35 |
По ГОСТ 5233 |
9. Эластичность пленки при изгибе, мм, не более |
1 |
По ГОСТ 6806 |
10. Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1, см, не менее |
50 |
По ГОСТ 4765 |
11. Адгезия пленки, баллы, не более |
1 |
По ГОСТ 15140, разд.2
|
12. Стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия, ч, не менее |
24 |
По ГОСТ 9.403, разд.2 и п.4.7 настоящего стандарта |
13. Способность пленки шлифоваться |
Пленка при шлифовании должна образовывать ровную поверхность и не засаливать шкурку |
По п.4.8 |
14. Стойкость пленки к действию нитроэмали |
Не должно быть отслаивания, сморщивания, растрескивания пленки нитроэмали, нанесенной на грунтовку |
По п.4.9 |
15. Стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла при (20 |
48 |
По ГОСТ 9.403, разд.2 и п.4.10 настоящего стандарта |
16. Расслаивание, мл, не более |
5 |
По п.4.11 |
|
Таким образом, Заказчик требует указать параметры по поз.8 "Грунтовка ГФ-021 красно-коричневая" используемых материалов при выполнении работ, которые можно получить только методом проведения испытаний.
Таким образом, Заказчик требует указать параметры используемых материалов при выполнении работ, которые можно получить только методом проведения испытаний, а также устанавливает требование к предоставлению конкретных показателей товара, используемого при изготовлении товара (например, поз.1,2,8).
Документы, подтверждающие объективность установления данных требований в материалах дела отсутствует.
Заказчик устанавливает требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, что является нарушением п.1) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством.
Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юла" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФКУЗ "Санаторий "Сосновый" МВД РФ России" нарушение ч.3 ст.7; пп. 1), 2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФКУЗ "Санаторий "Сосновый" МВД РФ России" (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 841
по делу N ЭА-2536/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
19 сентября 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании своего решения от 19.09.2017 года по делу N ЭА-2536/2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Юла" на действия ФКУЗ "Санаторий "Сосновый" МВД РФ России" при проведении электронного аукциона: "Текущий ремонт (укладка тротуарной плитки)" (извещение N0318100059217000120) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - ФКУЗ "Санаторий "Сосновый" МВД РФ России" (единой комиссии) устранить нарушение ч.3 ст.7; пп. 1), 2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N ЭА-2536/2017 от 19.09.2017 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.
3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона N0318100059217000120. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.
4.Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7-и рабочих дней со дня его получения.
5. В срок до 06.10.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 19 сентября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2017