Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ДАГАЗ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт автодороги местного значения: Краснодарский край, Темрюкский район, Сенное с/п, пос. Сенной, ул. Набережная от пер. Крайний до дома N 55 по ул. Набережной" (извещение N 0118300010217000013) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. При описании объекта закупки заказчиком установлены требования к товарам (материалам), не соответствующие ГОСТ. В извещении о проведении электронного аукциона не установлен порядок предоставления обеспечения заявок и обеспечения исполнения контракта. Проектная и аукционная документации содержат разночтения в части регламентированных сроков выполнения работ.
Заказчик с доводами жалобы не согласился. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Сенного сельского поселения Темрюкского района проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт автодороги местного значения: Краснодарский край, Темрюкский район, Сенное с/п, пос. Сенной, ул. Набережная от пер. Крайний до дома N 55 по ул. Набережной" (извещение N 0118300010217000013).
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 091 900,00 рублей.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В разделе "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" установлены следующие требования:
- п.2 "Асфальтобетонные смеси": Требуется, чтобы физико-механические свойства асфальтобетонной смеси соответствовали марке для II дорожно-климатической зоны.
В соответствии с СП 34.13330.2012 Кубань и западную часть Северного Кавказа следует относить к III дорожно-климатической зоне.
Таким образом, заказчиком установлены несоответствующие требования к дорожно-климатической зоне.
- п.5 "Бетонная смесь (бетон)": Фракции крупного заполнителя: 520 мм.
В соответствии с п.4.7.9 ГОСТ 26633-2015 крупный заполнитель следует применять в виде раздельно дозируемых фракций при приготовлении бетонной смеси. Допускается применение крупного заполнителя в виде смеси двух смежных фракций, соответствующих требованиям, приведенным в таблице 2.
Наибольшая крупность заполнителя, мм |
Содержание фракций в крупном заполнителе. % |
||||
От 5 до 10 мм |
Св.10 до 20 мм |
Св. 20 до 40 мм |
Св. 40 до 60 мм |
Св 80 до 120 мм |
|
10 |
100 |
- |
- |
- |
- |
20 |
20-40 |
60-75 |
- |
- |
- |
40 |
15-25 |
20-35 |
40-65 |
- |
- |
80 |
10-20 |
15-25 |
20-35 |
35-55 |
- |
120 |
5-10 |
10-20 |
15-25 |
20-30 |
25-35 |
Таким образом, заказчиком установлены требования, не соответствующие ГОСТ.
Аналогичны требования установлены заказчиком также по п.4, п.6 раздела "Требования к товарам, используемым при выполнении работ".
- п.19 "Щебень": Требуется щебень пористый. Фракция требуется 10 -20 мм. Марка более 350. Требуется соответствие щебня государственным стандартам, регламентирующим данный товар.
Согласно ГОСТ 22263-76 по размеру зерен природные пористые заполнители подразделяют на щебень фракций 5-10; 5-20; 5-40; 10-20; 20-40 мм и песок - крупный, средний и мелкий.
В п.1.2 ГОСТ 22263-76 установлено, что по объемной насыпной массе природные пористые заполнители подразделяют на марки согласно табл.1.
|
|
|
Марка по объемной насыпной массе |
Значение объемной насыпной массы, кг/м |
|
щебня |
песка |
|
300 |
- |
Менее 300 |
350 |
- |
Св. 300 до 350 |
400 |
- |
" 350 " 400 |
500 |
500 |
" 400 " 500 |
600 |
600 |
" 500 " 600 |
700 |
700 |
" 600 " 700 |
800 |
800 |
" 700 " 800 |
900 |
900 |
" 800 " 900 |
1000 |
1000 |
" 900 " 1000 |
1100 |
1100 |
" 1000 " 1100 |
1200 |
1200 |
" 1100 " 1200 |
- |
1300 |
" 1200 " 1300 |
- |
1400 |
" 1300 " 1400 |
П. 1.3.4 ГОСТ 22263-76 предусматривает, что щебень в зависимости от прочности, определяемой сдавливанием в цилиндре, подразделяют на марки согласно табл.4.
Таблица 4
|
|
|
Марка щебня по прочности |
Прочность щебня (при сдавливании в цилиндре), кгс/см(даН/см) |
|
|
из пемз и шлаков |
из туфов, крупнопористых базальтов, карбонатных и кремнеземистых пород |
П25 |
Св. 2 до 3 |
Св. 2 до 3 |
П35 |
" 3 " 4 |
" 3 " 4 |
П50 |
" 5 " 8 |
" 4 " 6 |
П75 |
" 8 " 10 |
" 6 " 8 |
П100 |
" 10 " 12 |
" 8 " 10 |
П125 |
" 12 " 15 |
" 10 " 12 |
П150 |
" 15 " 20 |
" 12 " 16 |
П200 |
" 20 " 25 |
" 16 " 20 |
П250 |
" 25 " 30 |
" 20 " 25 |
П300 |
" 30 " 35 |
" 25 " 30 |
П350 |
" 35 |
" 30 |
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки "Если в описании объекта закупки в графе "По общему правилу знак "-" разграничивает допустимые минимальные (первое значение) и максимальные значения (второе значение) показателей, подлежащие конкретизации, если иное не установлено в настоящей инструкцией по заполнению заявки (например, при выделении таких значений курсивом или указание непосредственно после второго значения знака "*" (например, "1-2*"). Необходимо учитывать, что знак "-" в соответствии с государственными стандартами может использоваться не как разделитель между минимальными и максимальными значениями показателей, а как составная часть одного показателя (например, твердость полимерного покрытия "F-H-2H", цвет "красно-коричневый", "светло-серый" и т.д.), может обозначать "минус" (например, "отклонение +5 -10 %"), а также может использоваться как пунктуационные знаки "тире", "дефис", применяемые в соответствии с правилами русского языка. В данных случаях знак "-" указывается в аукционной заявке в точном соответствии с аукционной документацией или с правилами русского языка, то есть необходимости его удалять из описания предлагаемого товара нет.
Таким образом, Заказчиком по п.19 установлены требования к щебню пористому в соответствии с ГОСТ 22263-76.
По п.9 "Горячекатаная арматурная сталь" заказчиком установлено: номинальный диаметр стержня, мм - 10/8.
В соответствии с ГОСТ 5781-82 номера профилей, площади поперечного сечения, масса 1 м длины арматурной стали гладкого и периодического профиля, а также предельные отклонения по массе для периодических профилей должны соответствовать указанным в табл.1.
|
|
|
|
Номер профиля (номинальный диаметр стержня dH) |
Площадь поперечного сечения стержня, см2 |
Масса 1 м профиля |
|
|
|
Теоретическая, кг |
Предел. откл., % |
6 |
0,283 |
0,222 |
+9,0 |
8 |
0,503 |
0,395 |
-7,0 |
10 |
0,785 |
0,617 |
+5,0 -6,0 |
12 |
1,131 |
0,888 |
|
14 |
1,540 |
1,210 |
|
При этом, инструкция по заполнению заявок не содержит информацию о порядке применения символа "/".
Таким образом, заказчиком установлены требования, которые вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют корректно заполнить заявку на участие в электронном аукционе.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДАГАЗ" обоснованной в части наличия нарушений п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 сентября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2017