Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "ДАГАЗ" (далее - Заявитель) на действия ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по капитальному ремонту" (извещение N 0318100056717000021) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "ДАГАЗ" указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки товаров значения показателей, которых определяются по результатам испытаний (позиции 22, 23, 24 "Раствор готовый", 33 "Лента бутиловая диффузионная"); 2) в описании объекта закупки параметры выражены в буквенном изображении, которые невозможно сопоставить с рисунком в связи с отсутствием данных параметров на изображении (позиция 30 " Блок оконный").
Заказчиком представлена документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой Заказчик не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требования Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по капитальному ремонту" (извещение N 0318100056717000021).
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 271 903,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в Разделе "Используемый товар (материалы)" аукционной документации установлены следующие характеристики товара (материалов), в частности:
22 |
Раствор готовый |
Описание: кладочный. По применяемому вяжущему - сложный или простой. По средней плотности - тяжелый. Марка по подвижности Пк2 или Пк3 или Пк4 (погружение конуса в диапазоне не шире свыше 4 до 14 см). Водоудерживающая способность не менее 90%. Марка по прочности М50. Материалы, использованные для приготовления смеси, по удельной эффективной активности естественных радионуклидов должны быть 1 класса (до 370 Бк/кг). Раствор должен соответствовать действующим техническим стандартам | |
23 |
Раствор готовый |
Описание: кладочный. По применяемому вяжущему - сложный или простой. По средней плотности - тяжелый. Марка по подвижности Пк2 или Пк3 или Пк4 (погружение конуса в диапазоне не шире свыше 4 до 14 см). Водоудерживающая способность не менее 90%. Марка по прочности М150. Материалы, использованные для приготовления смеси, по удельной эффективной активности естественных радионуклидов должны быть 1 класса (до 370 Бк/кг). Раствор должен соответствовать действующим техническим стандартам | |
24 |
Раствор готовый |
Описание: отделочный. По применяемому вяжущему - известковый. По средней плотности - тяжелый. Марка по подвижности Пк2 или Пк3 или Пк4 (погружение конуса в диапазоне не шире свыше 4 до 14 см). Водоудерживающая способность не менее 90%. Марка по прочности М150. Материалы, использованные для приготовления смеси, по удельной эффективной активности естественных радионуклидов должны быть 1 класса (до 370 Бк/кг). Раствор должен соответствовать действующим техническим стандартам |
В соответствии с п. 4.2.1 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия (с Изменением N 1)" основные свойства растворных смесей:
- подвижность;
- водоудерживающая способность;
- расслаиваемость;
- температура применения;
- средняя плотность;
- влажность (для сухих растворных смесей).
Согласно п. 4.4 ГОСТ 28013-98 водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90%, глиносодержащих растворов - не менее 93%.
В соответствии с п. 6.6 ГОСТ 28013-98 подвижность, среднюю плотность, водоудерживающую способность и расслаиваемость растворных смесей определяют по ГОСТ 5802.
ГОСТ 5802-86 "Растворы строительные. Методы испытаний" устанавливает методы определения следующих свойств растворной смеси и раствора: подвижности, средней плотности, расслаиваемости, водоудерживающей способности, водоотделения растворной смеси.
В соответствии с п. 5.1 ГОСТ 5802-86 водоудерживающую способность определяют путем испытания слоя растворной смеси толщиной 12 мм, уложенного на промокательную бумагу.
Согласно п. 5.2.1 ГОСТ 5802-86 для проведения испытаний применяют:
- листы промокательной бумаги размером 150х150 мм по ТУ 13-7308001-758*;
- прокладки из марлевой ткани размером 250х350 мм по ГОСТ 11109;
- металлическое кольцо внутренним диаметром 100 мм, высотой 12 мм и толщиной стенки 5 мм;
- стеклянную пластинку размером 150х150 мм, толщиной 5 мм;
- весы лабораторные по ГОСТ 24104;
- прибор для определения водоудерживающей способности растворной смеси (черт.3).
Согласно п. 4.14.11 ГОСТ 28013-98 удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф материалов, применяемых для приготовления растворных смесей, не должна превышать предельных значений в зависимости от области применения растворных смесей по ГОСТ 30108.
В соответствии с п. 6.5 ГОСТ 28013-98 удельную эффективную активность естественных радионуклидов Аэфф материалах для приготовления растворных смесей определяют по ГОСТ 30108.
ГОСТ 30108-94 "Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов (с Изменениями N 1, 2)" устанавливает экспрессный и лабораторный методы определения удельной эффективной активности ЕРН в строительных материалах и изделиях.
Таким образом, установленные Заказчиком требование к товарам затрудняет возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров и проведения соответствующих испытаний.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний свидетельствует о нарушении п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в Разделе "Используемый товар (материалы)" аукционной документации установлены следующие характеристики товара (материалов), в частности:
33 |
Лента бутиловая диффузионная |
Описание: водоизоляционная, паропроницаемая лента мембранного типа из нетканого материала высокой прочности. С одной или обеих сторон ленты должно быть не менее двух клеевых полос, защищенных антиадгезионной бумагой. Лента предназначена для защиты монтажной пены от увлажнения снаружи и выводу влаги из пены. Адгезионная прочность сцепления не менее 0,3 МПа. Сопротивление паропроницанию более 0,052 (м2*ч*Па)/мг. Водопроницаемость не менее 600 Па. Диапазон рабочих температур не уже от минус 30 до плюс 60оС |
Инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме (Часть 4 аукционной документации) обусловлено, что предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей (без слов "более", "менее", "не менее", "не более", "должен", "как минимум", "или", "необходимо", "требуется", "свыше", "ниже" и т.п.), позволяющие идентифицировать объект закупки.
Согласно п. 6.1.5 ГОСТ Р 53338-2009 "Ленты паропроницаемые саморасширяющиеся самоклеящиеся строительного назначения. Технические условия" коэффициенты теплопроводности и паропроницаемости, показатели водопоглощения поверхности и предела водонепроницаемости определяют на образцах уплотнительной ленты, зафиксированных в положении рабочего сжатия (согласно технической документации на испытуемую уплотнительную ленту).
Таким образом, Заказчиком установлены требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, с обязанностью участников предоставлять в заявках конкретные числовые значения, что является нарушением п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчиком в Разделе "Используемый товар (материалы)" аукционной документации установлены следующие характеристики товара (материалов), в частности:
30 |
Блок оконный |
Описание: профиль должен иметь не менее трех камер. Материал ПВХ С. Цвет белый. Системная глубина 60 мм. Двухконтурное уплотнение. Толщина лицевых стенок более 2,6 мм. Диапазон толщины заполнения не уже от 8 до 30 мм. Габаритные размеры блока - высота 2000 мм; ширина 1300 мм | |
- профиль коробки: параметр "а" 60 мм; параметр "b" не менее 45,5, но не более 46,2 мм; параметр "с" не менее 20 мм; параметр "d" более 38 мм (c+d=a). Армирование стальным оцинкованным профилем: ширина менее 36, но более 34 мм, высота не менее 20 мм, толщина металла не менее 1,3 мм | |
- профиль створки: параметр "а" 60 мм; параметр "b" не менее 45,5, но не более 46,2 мм; параметр "с" не менее 20 мм; параметр "d" более 16 мм. Армирование стальным оцинкованным профилем: ширина не менее 35 мм, высота более 27 мм, толщина металла более 1,3 мм | |
- профиль импоста: параметр "а" 78 мм; параметр "b" 60 мм; параметр "с" не менее 45,5, но не более 46,2 мм; параметр "d" не менее 18,7, но не более 20,2 мм; параметр "е" не менее 38 мм. Армирование стальным оцинкованным профилем: ширина не менее 34,7, но не более 35,2 мм, высота не менее 19,7, но не более 20,2 мм, толщина металла не менее 1,3 мм |
При увеличении изображений, установленных Заказчиком по позиции 30 "Блок оконный", параметры, представленные в буквенном выражении, воспроизводимы и при формировании заявки на участие в закупки представляется возможным соотнести установленные в характеристиках параметры с параметрами, изображенными на рисунках, что не ограничивает круг участников закупки.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДАГАЗ" обоснованной в части установления требований к описанию участниками закупки товаров значения показателей, которых определяются по результатам испытаний.
2. Признать в действиях Заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" нарушение п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" (единой комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе N 867 от 25.09.2017 г. по делу N ЭА-2653/2017, повторное предписание не выдавать, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 сентября 2017 г. N ЭА-2657/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2017